Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
Гленн Гульд играет 1-й концерт Брамса, дир. Леонард Бернстайн (flac) [аудио]
Бела Барток, концерт для оркестра, музыка для струнных, ударных и челесты, Леонард Бернстайн (ape) [аудио]
Шопен. Прелюдии и скерцо. 2CD (ape+cue) [аудио]
Календарь новостей
«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 23:25
Главная страница » 2015 » Январь » 24 » Клод Дебюсси - Ноктюрны. Послеполуденный отдых фавна. Иберия. Лунный свет. Дирижёр Леопольд Стоковский
Клод Дебюсси - Ноктюрны. Послеполуденный отдых фавна. Иберия. Лунный свет. Дирижёр Леопольд Стоковский

Теги: Франция, импрессионизм, Дебюсси, Стоковский



Материал восстановлен, mp3 с более высоким битрейтом

(вместо 160 Kbps - 320 Kbps)

Бывший материал участника Oleg (legoru)   
       
Первое оркестровое произведение Дебюсси, раскрывшее необыкновенную оригинальность его стиля - "Прелюдия к послеполуденному отдыху фавна”. Прелюд был написан на основе поэмы Стефана Малларме в 1892 году. Дебюсси были задуманы еще две симфонические картины - "Интерлюдия” и "Финальные парафразы к послеполуденному отдыху фавна”. Он хотел создать симфонический цикл для сопровождения чтения поэмы Малларме. Но убедившись в самостоятельном значении "Прелюда”, отказался от первоначального замысла.В прелюде, как и в поэме Малларме, нет развитого сюжета и динамично развивающегося действия. В целом основа этого сочинения - один мелодический образ "томления”, который построен на хроматических интонациях. Интересно, что для оркестрового воплощения этого образа Дебюсси использует почти всё время один и тот же специфический инструментальный тембр - флейту в низком регистре. Всё симфоническое развитие прелюда - это варьирование фактуры изложения темы и её оркестровки. Малларме, услышав впервые музыку Дебюсси, был поражен её близостью к своему поэтическому замыслу. Музыка Дебюсси проникнута чувственной истомой, негой, навеянной воспоминанием о прелести жаркого летнего дня, по небу лениво тянутся облака, отражающиеся в глади лесного озера, всё это выражено гораздо ярче и конкретнее, чем в поэме Малларме. Античный сюжет явился поводом для выражения чувств весьма современных, в духе импрессионизма с присущим ему любованием мимолетных впечатлений. В "Фавне” можно найти много общего с музыкальными пейзажами романтиков, но "Фавн” отличается от них чисто импрессионистической красочностью и богатством оттенков светотени.
Ещё улавливаются связи с произведениями композиторов второй половины прошлого столетия. Вспоминаются "Фонтаны виллы д'Эсте” из третьего цикла "Годов странствий” Листа и симфоническая поэма "Садко” Римского-Корсакова с её очень красочной гармонической и оркестровой палитрой. Но все эти отдельные элементы претворены Дебюсси в нечто самостоятельное, а все что появлялось отдельными намёками в предшествующих произведениях Дебюсси, предстало здесь в полной стилистической завершенности. Композитор широко использовал разнообразные последовательности септаккордов и нонаккордов, сочетание хроматики с диатоникой, ярко выраженная колористическая направленность, тончайшие нюансы - всё своеобразие музыки Дебюсси было очень необычным для своего времени. Помимо гармонии своеобразен оркестр композитора. Его партитура отличается изяществом рисунка, обилием деталей. Центр тяжести Дебюсси переносит со струнных на духовые инструменты. Он сопоставляет тембры, различные приемы звукоизвлечения, изобретает красочные сочетания и т.д. Поэтому его оркестр поражает тембровым разнообразием, переливчатой звучностью, характерностью колорита.
"Прелюд к послеполуденному отдыху фавна” интересен и тем, что в нем Дебюсси нашел тот жанр симфонической музыки, которому остался верен на протяжении всей своей последующей деятельности. "Ноктюрны”, "Море”, "Образы” ,конечно, имеют свой облик несколько не похожий на "Фавна”, но для всех них характерны одни и те же качества - картинность, поэмность в специфическом понимании этих терминов, которые внес в симфоническую музыку композитор-импрессионист.
.
Вслед за "Фавном” были созданы "Ноктюрны”. Они продолжили намеченную в нем линию своеобразно трактованной поэмности. Но "Ноктюрны” более развернуты по замыслу и содержанию, их музыка более действенна и строже. Хотя созерцательность есть и здесь, особенно в "Облаках”, но она носит совершенно иной характер: это уже не томные мысли, а углубленное размышление. Словом, при несомненной общности симфонического жанра, "Фавн” и "Ноктюрны” - произведения очень различные.
Впервые "Ноктюрны” были исполнены 9 декабря 1900 года в концертах Ламуре под управлением К.Шевильяра и вызвали бурные восторги одной части аудитории и протесты так называемых музыкальных "академиков”.
Дебюсси понимал необычность своих произведений и программу первого концерта снабдил авторскими комментариями:
"Заглавие - "Ноктюрны” - получает здесь значение более общее и даже более декоративное. Речь идет не о привычной форме ноктюрна, но обо всем, что связывает это слово с определенными впечатлениями и световыми ощущениями.
"Облака” - картина неподвижного неба с медленно и меланхолически проходящими облаками, уплывающими в серой агонии, нежно оттенённой белым светом.
"Празднества” - движение, пляшущий ритм атмосферы, со взрывами внезапного света, а также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним; но фон остается - это праздник, смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма.
"Сирены” - море и его безгранично многообразный ритм; затем среди серебрящихся под луной волн возникает, рассыпается смехом и затихает таинственное пение сирен...”
Вначале композитор задумал написать каждый из "Ноктюрнов” для особого оркестрового состава: первый для струнных; второй для трёх флейт, четырех валторн, трёх труб и двух арф; третий для двух объединенных оркестровых групп(в каждой части предполагалась также партия скрипки соло). По мнению Дебюсси, это могло стать этюдами, которые помогли бы овладеть богатством оттенков одной краски, подобно художнику с его постоянной заботой о колорите как основе. Но не только у художников импрессионистов он мог найти пример колористического письма. Наверняка многое ему дали партитуры Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Балакирева, в особенности "Шехеразада” и "Тамара”.
Первый ноктюрн - "Облака” - в нем нет ярких контрастов, ни ритмических, ни интонационных, но зато широко развернута красочная гамма колористических оттенков. Это они передают всю изменчивость и неопределенность звучания, связанного с образом неба, покрытого медленно тянущимися облаками. Почти вся партитура "Облаков” выдержана в умеренных динамических оттенках, но имеет множество колористических сопоставлений, создающих эффект появляющихся и исчезающих световых бликов. Дебюсси здесь успешно решил труднейшую задачу музыкального воплощения зрительного образа. Эту музыкальную картину можно сравнить с некоторыми пейзажами К.Моне, (Например: "Парусная лодка в Аржантее”), как и у Дебюсси, здесь богатая гамма красок, изобилие полутеней, утонченное и специфическое понимание колористических возможностей произведения. Как импрессионисты-живописцы достигали поразительных эффектов на основе теории чистых "раздельных” красок, также и Дебюсси стремился, чтобы на его оркестровой палитре переливались краски без слияния тембров, но только такие из которых можно создать импрессионистскую палитру.
Второй "Ноктюрн” - "Празднества” - здесь на первый план выступают жанровые элементы. Здесь радость жизни, опьяняющие ритмы уличных плясок и шествий. В "Празднествах” мы слышим тарантеллу и чеканный марш, то приближающийся, то удаляющийся, причудливое слияние разнохарактерных мелодий , постепенно растворяющихся в праздничной атмосфере города.
Третий из "Ноктюрнов” - "Сирены” - написан для женского хора и оркестра. Это, наверное, самая живописная из всех трех партитур, она наиболее фантастичная и импрессионистически красочная. Эта пьеса передает стихию моря, освещенную лунным светом, и манящие голоса сирен - сказочных обитательниц подводного царства. В партитуре всё зыбко и неопределенно. Общее настроение покоя и умиротворенности лишь изредка оттеняется кульминациями, скорее не динамическими, здесь лишь фактурное и колористическое претворение основного образа, сохраняющего свой пассивно-созерцательный характер. Партитура "Сирен” представляет собою пример утончённого импрессионистического письма. Таинственные переливы звучаний, завораживающий колорит хорового напева, искусно сочетаемого с инструментальными тембрами. В этой пьесе достигнута полная гармония между выразительными средствами и эстетическим замыслом.

В сюите "Иберия" (1908) - одной из частей оркестровых "Образов" претворен не только неповторимо самобытный музыкальный язык андалусийского фольклора, но и его характерный дух. В сюите оживает атмосфера Испании (Иберия — древнее название этой страны) — ее необычайная природа, оригинальные народные сцены. Певучие мелодии, прихотливые в своем движении, свободно развертываются на фоне чеканных ритмов шествий или танцев. Мягкий, «бархатный» колорит оркестровой палитры сменяется ослепительным, сияющим. Колоритным и веселым крайним частям сюиты («По улицам и дорогам» и «Утро праздничного дня») противопоставлен непревзойденный по деликатности и изяществу «ноктюрн» средней части («Ароматы ночи»). Тембровая оркестровая палитра, ладовое своеобразие и другие особенности "Иберии" привели в восторг многих композиторов. "Дебюсси, который реально не знал Испании, спонтанно, я бы сказал, безотчетно творил испанскую музыку, способную вызвать зависть у стольких других, знающих страну достаточно хорошо..." - писал известный испанский композитор Фалья. Он считал, что если Клод Дебюсси "воспользовался Испанией как основой для раскрытия одной из самых прекрасных граней своего творчества, то расплатился он за это так щедро, что теперь Испания у него в долгу".

Claude Debussy (1862-1918)
Треклист
01 Prelude to The afternoon of a Faun (11:27)

Three Nocturnes
02 I. Nuages (8:32)
03 II. Fetes (6:11)
04 III. Sirenes (10:18)

05 Clair de Lune (arr.Stokowski) (5:28)

Iberia(from Images Pour Orchestre)
06 I. Par les rues et par les chemins (6:41)
07 II. Les parfums de la nuit (9:02)
08 III. Le matin d'un jour de fete (4:14)

Julius Baker, flute (1)
Women's voices of the BBC Choral Society (4)
London Symphony Orchestra (2-4)
Leopold Stokowski Symphony Orchestra (1, 5)
Orchestre National de la Radiodiffusion Francaise (6-8)

Скачать
Зеркало

Категория: аудио | Просмотров: 11780 | Добавил(а): margri2
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 10
1. Валентин (valuy7780)   (11 Декабря 09 02:20) [Материал]
Спасибо Вам большое за Стоковского и за Дебюсси! С каждой Вашей выкладкой неизменно узнаешь что-нибудь новое и интересное для себя!

2. Oleg (legoru)   (11 Декабря 09 02:38) [Материал]
Спасибо вам. Всегда радуюсь каждому вашему новому комментарию ;)

3. alex sidmak (sidmak)   (11 Декабря 09 08:18) [Материал]
СПАСИБО!!!

P.S. А премьера Ноктюрнов-то оказывается была совсем недавно! 9 декабря 1990 года! :)


4. Oleg (legoru)   (11 Декабря 09 08:35) [Материал]
Исправил. Какой вы внимательный. Молодец :)

5. anm (alyosha)   (11 Декабря 09 11:32) [Материал]
Огромное спасибо!

6. евгений аниховский (консерватор)   (11 Декабря 09 14:11) [Материал]
А Стоковский случайно не тот, который не может слушать музыку по партитуре?

8. Oleg (legoru)   (11 Декабря 09 16:07) [Материал]
Не знаю может быть и тот) Странный был дирижёр, много традиций нарушил - оттого и прославился, наверное :)

7. alexandr (camakas)   (11 Декабря 09 16:06) [Материал]
Спасибо! А Стоковский сейчас вообще, наверное, не слушает. :'(

9. тарас шевченко (taras_17)   (28 Декабря 13 03:50) [Материал]
Файлы пропали%) , нужно перезалить :( %)

10. Валерий (Тигрович)   (24 Января 15 21:21) [Материал]
Благодарность великая!!! appl appl appl

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.