На
запись к Куррентзису звёзды мирового вокала Симона Кермес (Дидона) и
Дебора Йорк (Белинда) пожаловали в такую для них «даль», как
Новосибрский Оперный Театр.
Один из самых харизматичных дирижёров нашего времени предложил,
действительно, ошеломляющую версию шедевра Пёрсела. Обжигающий
средиземноморский «барок-джангл» (выражение, оброненное самим
Куррентзисом) ритурнелей и сцен колдовского шабаша причудливо
соединяется с «вулканическим» накалом античной драмы. Такого
психоделического прочтения оперы мир ещё не слыхивал, и, пожалуй, не
все в нём к нему готовы. Предложенная «планка» выдвинута так далеко в
будущее, что судить о её высоте будем ещё долго. (http://www.baroque.ru/node/194)
Dido - Simone Kermes. Belinda - Deborah York. Aeneas - Dimitris Tiliakos. Sorceress - Oleg Ryabetz. Two Women - Margarita Mezentseva, Sofia Fomina.
Хор "New Siberian Singers". Оркестр "MusicAeterna". Дирижёр Teodor Currentzis.
Надо сказать, что Курентзис харизматичен на грани хорошего вкуса. Вот, например, воззрите на Ангела Ностальгии http://www.deiz.ru/data/01/04.html Спасибо, Денис, интересно!
Посмотрел я пару раз на этого парня вживую (называть его маэстро - язык не поворачивается). Мне кажется, что дело тут не в новаторстве или харизматичности. Скорее всего, у него большие проблемы с психикой. И процесс этот прогресирует, что было явственно видно между двумя концертами (с интервалом около полутора лет). В этой связи вспомнил такого же клоуна из киевского камерного оркестра - А.Шароева, который на одном концерте до того довыделовался, что грохнулся спиной со сцены, чем весьма повеселил публику.
слушаю сейчас эту запись - желание поразить слышно невооруженным ухом. от увертюры малость был удивлен, "ах, белинда" нанесла еще один удар, в данный момент громы и молнии. короче, для коллекции оставлю.
Не знаю никакого Курентзиса. Но вот скачала и слушаю. Начала с двух последних номеров. Ламенто - почти презамечательно. А вот заключительный хор - как раз то, чего не хватало прежде слышанным мною исполнениям: он так же печален, серьёзен, тих и сочувствующе-проникновенен, как и само Ламенто. Это - можно сказать, большое достижение на пути к художественной правде "живого" искусства. Далее слушаю с самого начала. И вот отмечается мною та же особенность, что и в заключительных номерах: "живость" чувств и оттого убедительность музыки и исполнения её. Определённо, похоже, что это - веха в ряду исполнений этой оперы. Надо ещё дослушать до конца. Слушаю. Пока дошла до раскатов грома.
Вот рецензия на парижского "Дон Карлоса" с Курентзисом. Тоже "не все оказались готовы" Кричали "бу" http://www.openspace.ru/music_classic/projects/115/details/1423/
Кстати... какие же шутки способна играть с нами наша предвзятость! Может быть, кто-то заметил недавние мои комменты на "Амадис" Люлли? Я, думая, что слушаю почти неизвестного мне Люлли, на самом деле слушала раннего Генделя. Исполнение было в духе аутентизма. Музыка поразила меня своей местами красотой и какой-то свежей чуть дико-неотёсанной и в то же время мастерской силой выразительности. Я подумала: "Ай да Люлли! Вот ты какой! А я и знать не знала и не предполагала!" Переслушала эту оперу удовольствия ради аж 4 раза. О сходстве предпоследнего номера оперы с Хорнпайпом из "Музыки на воде" Генделя всерьёз задумалась только после четвёртого прослушивания. Стала копаться в скачанных файлах и поняла, что слушала не Люлли, а одноимённую оперу 1715-го года Генделя! ... А потом представила: что было бы, если бы я слушала эту оперу, зная, что это - Гендель? И что же я в себе обнаружила? А то, что она не произвела бы на меня столь яркого впечатления. Потому что я бы вплетала её в уже состоявшиеся представления о Генделе. Явные необычности я бы скорее всего сразу бы спешила "ставить в вину" исполнителям-интепретаторам при этом, вместо того, чтобы с открытым сердцем ребёнка наслаждаться ими и удивляться им, как радостному и чудесному открытию-явлению. А захотелось мне сейчас высказаться вот так вот из-за пп.6-8. В них явно присутствует и правит предвзятость. И она - мешает увидеть всё, как мне кажется, в истинном свете. Кстати, если не слушали той январской выкладки с "Амадисом" Генделя - очень рекомендую послушать. Не хуже (а может быть, и лучше, сильнее) этого вот "Энея". (Там тоже гром гремит всю оперу. Но какие голоса! Какие инструменты! Какое исполнение! И всё более чем как "живое".) Вот здесь она (выкладка eye): http://intoclassics.net/news/2009-1-18-2963-0-
Вспоминается "Животный крик страсти" от Дидро и Джованни Антонини:
Только животный крик страсти даст то, что нам нужно ... Страсти должны быть сильными, любовь у композитора и у лирического поэта должна достигать высшего предела ... Нам нужны восклицания, междометия, паузы, перебои, утверждения, отрицания; мы взываем, мы умоляем, мы кричим, мы стонем, мы плачем, мы смеемся от души. Не надо остроумия, не надо эпиграмм, не надо изысканных мыслей - все это слишком далеко от простой природы. - Дени Дидро. Племянник Рамо
Пока не слышу никаких страстей, никакого переизбытка или педалирования какой-либо силы. Всё довольно-таки тонко, но точно до правдивости. Если под "психоделикой" понимать правдивость передачи чувств и психических движений, их логики, а скорее даже психологических состояний, служащих основой работе мысли, то я за такую "псходелику". Но при такой точке зрения тогда и наш отечественный кино-шедевр - фильм Козакова "Гамлет" со Смоткуновским в роли Гамлета - это как раз такая же вот "психоделика", не имеющая ничего общего с дидровством многих и многих других "гамлетов". Она проникает в самое сердце благодаря точности соответствия вот этой какой-то правде комлекса чувств-эмоций-состояний-мыслей. Что такое "проникновенность"? Это точность тонкого инструмента, благодаря которой он и проникает вглубь сердца, а не сила в первую очередь. И ещё провоцирующая на открытость "психологическая обнажённость" исполнителя - тоже может быть. (Но это так - только что пришедшие мне мысли, мысли вслух.) --------------------------------------- Всё. Оперу дослушала. Всё очень хорошо! Спасибо за выкладку. Большое!
Комментарии к видео (на Рамблере, ссылка из п. 18) такие же разнонаправленные, что и у нас, только более "пролетарские" по форме и содержанию ("Я - профессиональный музыкант и могу Курентзиса разоблачить! - Ты профессиональный музыкант?! Да ты просто <...>"). Опять препирательства в стиле "ндравится - не ндравится". А по существу? Как насчет "средиземноморского барокко" в принципе? Кстати, формально говоря, вполне оправданно, так как действие оперы происходит на средиземноморском побережье Африки.
по поводу "средиземноморского барокко" - хоть и не музыкант, но что-то такое от монтеверди там (в этом исполнении) есть. так что, возможно, это оно самое, средиземноморье. вообще, после целикового прослушивания+прослушивания отдельных треков дополнительно могу сказать, что скорее понравилось. оставлю для коллекции в любом случае.
Я, лично, против Курентзиса ничего не имею, хоть и не близок мне такой стиль - ни человеческий, ни исполнительский. Все-таки яркий, нескучный человек, даже если бы и ненормальный - по мне так это скорее комплимент . Я вообще не склонен отрицать и ругаться. Но я не музыкант, а вот от музыкантов я, действительно, чаще слышал не просто критику, а настоящую брань в его адрес.
Вот я то же хотел сказать. Понятия "настоящий талант" и "психическая норма" трудносочетаемы
Что касается отзывов музыкантов, то для меня мнения таких потрясающих певиц как Сара Мингардо или Симона Кермес гораздо авторитетнее, чем закулисное "фу" разных "тоже профессиональных музыкантов"...
Боюсь оскорбить уважаемых членов сообщества профессиональных музыкантов, но у меня есть стойкое чувство, что брань в подобных случаях часто проистекает из банальной зависти. Или из непонимания (простейший исторический пример - брань по поводу ранних полотен импрессионистов). Брань суть детище эмоций, а сон разума рождает сами знаете кого.
Максим, да где тут брань? если только в знаке равенства между эксцентричностью и ненормальностью? курентзис, в конце концов, еще молод, для дирижера так просто мальчишка, кто знает как его будут оценивать лет через 20?
Ненормальность вообще очень скользкая категория (вспомните силлогизмы Чеширского кота). Знакомые психологи говорили мне, что понятие нормы определить в принципе невозможно, так как неясно, кого нужно брать за эталон.
Это да, отклонение от нормы - это просто другая норма Один из моих любимых психологов, Рональд Лэйнг, писал: Шизофреник - это человек, которому посчастливилось не приспособиться к сумасшедшему обществу:)))
да здесь дело-то обычное. разговоры в курилках и на форумах - суть одно и тоже. и там и там, действительно, дается выход чему угодно от банального зубоскальства по любому поводу (сам этим грешен) до столь же банальной зависти. короче, на каждый роток...(с) и так далее. одни ругают, другие хвалят - дело обычное.
Нормально все это. В искусстве должен быть эксперимент. Академический застой никогда ничего хорошего не приносил. На Западе Арнонкур, Брюгген, Копман и даже Херревеге уже давно находятся в пенсионном возрасте, а мы все спорим и спорим. Свой мальчик, конечно, раздражает сильнее.
Ничего так, акустика плохая, такое ощущение, что микрофоны были прикреплены к самим музыкальным инструментам, смело, модерново, что-то очень современные хоровые решения я там услышал, а оркестр, наоборот под жуткую аутентичность играл, да и хор тоже старался петь по народно-современному, намешано много, интересно, эксперимент, для меня не гениальный, но интересный, (гениальный- Нестеровский Вариант, да не скромно, но я его почитаю за лучший, самый качественный http://www.intoclassics.net/news/2009-03-26-4759), СПАСИБО!
А вот теперь представьте, что человек впервые знакомится с этой оперой по записи Куррентзиса, влюбляется в неё, запоминает. А потом ему дают послушать вашу любимую запись на русском языке с акустикой. Как думаете, что он скажет по её поводу? Очень может быть, что скажет примерно то же самое, что и вы: хм..., модерново,... прямо по-русски, по-нашенски, по-домашнему, по-совковски даже как-то, ... хм... с акустикой - будто в храме они там записывали что ли?... хм... экперимент, конечно, интересный, но ... мне запись Куррентзиса как-то по-человечески ближе, теплее, проникновенне как-то, понятнее, естественнее и натуральнее - без этих всяких ... там ... штучек академизма, знаете ли... без этого типично нашенского холода отвлечённости чувств от происходящего действия, будто это не люди там страдают, а действительно мифические существа-манекены в париках и на ходулях, с приличествующим им придворным этикетом. Вот.
Академизм академизмом, а когда народность преоблодает над элементарными музыкальными традициями, это эксперимент. Чем Вам совковская музыка не нравится, в нафталинизме меня "обвиняете"? Моё мнение на то и моё, что-бы не спорить, не убедите меня, один клавесин в оркестре меня убеждает в плохом оркестровом исполнении, про остальные инстрУменты воздержусь. Мне ближе Нестеров, да академизм, но я не кричу- бейте Куррентзиса, для кого он гений, для кого нет. Пиар, однако...
У меня вот история знакомства с этой оперой такова. Сначала Нестеров - давно. Как-то следа глубокого не оставил, за исключением Ламенто. Исполнение показалось школьным каким-то. Будто собрались студенты-школьники и решили для себя исполнить малоизвестное подзабытое древнее сочинение. Т. е. условность эмоций - на лицо. Ни следа драмы. И так далее. Недавно (год или меньше назад) приобрела два диска с разными современными исполнениями этой оперы. Оба - в аутентичной манере. Оба в целом понравились ещё меньше нестеровского. Только одно меньше другого. Порылась в инете. Нашла только один стоящий чего-то ролик на Ютубе - чёрно-белая запись 50-х годов с речитативом и Ламенто. С Джанет Бэйкер в роли Дидоны: http://www.youtube.com/watch?v=D_50zj7J50U Всё. Желание услышать достойное этой музыки исполнение так и осталось неудовлетворённым. И вот вчерашнее прослушивание Куррентзиса, наконец-то, удовлетворило мой эмоциональный голод по подлинной музыкальной драме. Психологическая адекватность переживаемым событиям в этом исполнении - это главное для меня. А все ваши замечания по поводу оркестра, хора, инструментов, микрофонов, акустики, личности (неизвестной мне) Куррентзиса - для меня ничего не значат, потому что ничто из этого не вышло ни за какие рамки приемлимого, по-моему - всё вполне обычно для современных аутентикой увлечённых времён. Меня очень часто аутентика раздражает своей самоценностью в ущерб художественным задачам передачи содержания музыки. Я её обычно очень не люблю. А вот тут нет - она мне показалась сделанной очень органично и уместной. Она не перевесила нисколько психологизма, а, напротив, целиком ему подчинилась. И я не вижу тут никакого модерна. "Модерн" - это что-то внешнее, что-то относящееся к форме безотносительно к содержанию. А тут - одно только содержание на первом плане, а форма лишь служит ему. Поэтому: не знаю я никакого Куррентзиса и знать не хочу, раз вы так на него взъевшиеся. А продукт его буду потреблять без ваших слов типа "модерново" и "гениально", а заменив их простыми словами "правдиво", "трогательно", "подлинно" (в смысле психологичности и эмоциональности), "психологично", "хорошо" и "очень хорошо". ИМХО, конечно.
Так я за Вас рад, ни в чём не пытаясь Вас убедить, скажу, что костность исполнения Нестерова налицо, но Куррентзис не смог меня очаровать. Я тоже искал, где лучше- нету, не нашел, но музыкальное исполнение а-ля Куррентзис меня не удовлетворяет. Смесь аутентизма и явных модерновых хоровых эффектвов типа невероятного ускорения или звучпния "джазового" акапелло не вяжется в одну картину. Скажу, что два последних номера мне понравились, они действительно на голову выше Нестеровских (ИМХО), но у Нестерова я слышу чистую музыку, да она холодна, но она "голая", её видно во всех подробностях. У Куррентзиса акустика ужасная, говорите что хотите, оркестр играет шершаво и я сомненваюсь, что это приём в стиле аутентизма, но опять же это моё сугубо личное мнение. А личность дирижёра меня волнует меньше всего, я Нестерова только по Дидоне и Энею знаю, биография вообще неизвестна, ну а Куррентзис, о нём много сказано, я не вдаюсь в критику его личности.
"А продукт его буду потреблять без ваших слов", вот именно - продукт. Какая эмоциональность и накал в музыке барокко!?? Девушка, опомнитесь Попробуйте - "Эвиту", там всё и найдёте в должной мере Надеюсь, без обид
Для меня Пёрселл - не совсем барокко. Он из него выпирает, как никто другой. Взять его до-минорный одностраничный "Граунд" для клавира, например. Конечно, его все будут исполнять "по нотам" - как ещё одну скучноватую (нудноватую) пьесу из эпохи барокко. А у кого-то от этих монотонных нот тут же взыграется фантазия чувств и слышанья. Пёрсел в этом отношении - удивительный (ИМХО) композитор. Он порой приглашает к бОльшему, чем есть в нотах. Будто подмигивает вам загадочно и игриво: "Ну?.. Вы понимаете, что тут зарыто побольше того, что сказано-показано? ;)" И вот в этом приглашении к домысливанию и довыражению (а по сути - к вскрытию второго (под слоем пыли) дна) и есть другая сторона животворящей сути "барокко". И ещё мне кажется, что во все эпохи и во всех стилях существовали одни и те же чувства, эмоции, страсти и т. п.. А нафталин в них превносили уже последующие поколения. Да послушайте, наконец, "Амадис" Генделя 1715-го года! Вот здесь она (выкладка eye): http://intoclassics.net/news/2009-1-18-2963-0-
Ваше применение - литературная деятельность, задумайтесь над эти серьёзно. Каждый имет право на субъективное мнение, но спустя годы оценки имеют обыкновение меняться, и поверьте, возможно, через лет этак 15 Ваше отношение может измениться на противоположное. А пока всё тип-топ
А на верхней фотке - Том Круз! Безобразие, однако _________________________________
"Я, например, ненавижу «Набукко». Эту оперу я просто не могу слушать!" из интервью Куррентзиса - http://www.teodorcurrentzis.com/interview.php?id=2009 (Обратите внимание как оформлен сайт) -"Ну и что это может значить?"-"Да ничего, просто такие высказывания настораживают как-то"-"Кто знает, кто знает..." ________________________________________________________
Послушал первые две вещи и сужу только по ним (а это и есть первое впечатление), дак вот такое как бы заново сочинённое прочтение, дело рук всем известного Эндрю ЛЛойда, как бы. Точно так же и его реквием отличим от классических образцов своей "современностью"...дослушаю, отпишусь
Ага... Козинцева с Козаковым - это я тоже перепутала. Спасибо за поправку. А Куррентзиса я не знаю. Тут вот впервые через вас столкнулась с именем этим. Поэтому перепутать ничего ещё просто не способна. А запись исполнения "Дидоны и Энея" под его руководством мне очень понравилась.
А вот заключительный кусок рецензии на эту запись, которую я только что нашла в Инете:
"Все заострено, все поставлено под сомнение. Непрерывность материи рвется. Универсум распадается на так любимые английскими композиторами jarring sounds, и необходимы колоссальные энергозатраты, чтобы пересобрать его в реальном времени.
По Агаде, легендарный рабби Акива (I век н.э.) мог разрушить и сотворить мир заново, но делал это так, что никто не замечал. Формула музыкальной интерпретации: разобрать произведение и собрать его заново, но так, чтобы оно осталось прежним. Как бы осталось. И если получается (как у Курентзиса), исполнение начинает говорить и о себе самом, и об исполнительстве как таковом.
Все разведено по полюсам. Никаких средних аффектов. Ощущение, что Перселл написал эскиз, а по нему сняли кино.
Курентзис одержим желанием ставить оперы — потому что в опере все работают вместе, и получившееся произведение как бы никому не принадлежит. Этот обобществительный ход мысли удивителен для человека, которому в высшей степени присущи воля к авторству и почти маниакальное стремление переосмыслить все, за что он берется и что уже делалось до него.
А, собственно, кто такой исполнитель, как не режиссер произведения?
Это все было «про культуру». А ее ведь просто так до человека не донесешь, в душу не вложишь. Чтобы культура пробирала до костей, ее надо упаковать в природу и вдарить уже упакованной, чтобы мало не показалось. Поэтому аутентичная манера — не ради верности тексту и не ради верности тому, что можно из этого текста вычитать. А ради звука, ради того, чтобы любое движение интерпретатора доходило до печенок. Надо подчинить слушателя физиологически, и тогда можно взять его тепленьким.
Конечно, никакой это не аутентизм. И уже даже не HIP, historically informed performance. Это никуда не относится, не тянет ни к какой традиции. Академизм — это формализм предания (традиции, наросшей на музыке), аутентизм — формализм писания (священного корпуса текстов); здесь нет формализма, здесь сплошной взрыв чувства и мысли.
Часто жалуются: мол, великие исполнители остались в прошлом, все труднее придумать что-то новое, кризис-кризис. А приходит такой человек, как Курентзис, и показывает: мало что сказано — всё впереди. Думаю, будущее за такими, как он (хотя таких очень мало, может быть, даже и вовсе нет). При всей своей истовости он шире музыки и понимает ее границы. В первом же своем релизе он дает понять их и другим."
А посмотрите - какой прекрасный ролик на Ютубе с последними тремя номерами этой оперы! Художественный фильм просто! http://www.youtube.com/watch?v=Svipj7y2qjI
У Вас есть? Что ж Вы молчали!? Выкладывайте! :appl: ---------------------------------------------- А я Вам за это свой ролик с обработкой Ламенто в стиле "транс" покажу. Вот:
Я уже успела сама заметить. После Вашего сообщения сразу же бросилась искать: где Вы это нашли? И нашла. Ну, тогда Вам от меня другой презент: скан Вашей любимой пластинки Нестерова - http://narod.ru/disk/8315459000/Scan%20dlja%20Cassisa%20(400%20X%20400).jpg.html Хотите - вставляйте в свой пост. Кстати, у Минора есть эта же запись с компакт-диска и в лосслесс: http://hi-copy.livejournal.com/22612.html Я её уже скачала (Вашу тоже)(свои пластинки оцифровывать - дольше). Слушаю уже по второму разу (и Вашу, и Миноровскую). Миноровскую слушать приятнее - чище потому что.
Никак нет! Не нашли фильм. Даже не пытались искать. Потому что не знали где. А теперь-то мы и унали: ловим на слове Вас, дорогой Аз-Аз. Фильм - в сту-удию-у!!!
прочитал все мнения и понял, не буду лезть в умные рассуждения. мне дидона куррентзиса понравилась. а почему нет? почему его трактовка не имеет права быть и нравится? мне например, хоть я не ретроград совершенно не нравятся переодевания героев античной драммы или средневековья в костюмы джентельменов 30 годов, а это сейчас везде модно. но я не понимаю почему рыцарские доспехи устарели, а панк уже с двадцатилетней давности ирокезом современен? и вообще я бомжа или современную проститутку могу увидеть и не заходя в театр. зачем мне еще и деньги за это платить? Отвлекся я что-то... вот!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".