Материал восстановлен Бывший материал участника Oleg (legoru)
В 2000 году известный дирижёр Рудольф Баршай по сохранившимся рукописным материалам восстановил Десятую симфонию Густава Малера Вот некоторые из особенностей редакции Баршая: Состав оркестра четверной. Весьма заметна роль ударных - они используются чаще и свободнее нежели у Кука. Из неожиданостей - интенсивное использование ксилофона и коробочек в первом Скерцо. Во втором скерцо использован принцип переклички иструментов вокруг главной ритмической фигуры этой части "четверть-восьмая-восьмая". Кроме того, неожиданно и введение гитары, аккомпанирующей скрипке. Purgatorio, по контрасту, чрезвычайно "разрежено" (камерно) в инструментовке - играют, в основном, струнные, часто редуцируемые даже до солируемой скрипки. Знаменитая барабанная дробь начала финала поручена большому басовому барабану, а не военному, как у Кука. После флейтового пассажа, опять-таки использовано соло скрипки, а не violins divisi. Характерно и обшее "утолщение" ткани за счёт добавления "контратембральных" голосов: так критик отмечает частое использование фаготов в конце скрипичных пассажей. Конец симфонии - тихий, светлый, неземной.
Пятая симфония cis-moll — первая из трех симфоний, составляющих своего рода трилогию 900-х годов. В них отсутствуют прямые или косвенные программные ассоциации: внимание автора целиком сосредоточено на сложных эмоциональных контрастах, присущих внутреннему миру современного героя. Пять частей симфонии расположены по принципу своеобразной трехфазности: начальные две части, как бы слитые воедино (и идущие без перерыва), составляют первую фазу — драматическую экспозицию, за которой следует громадное скерцо — драматургический центр всей концепции; разрешение жизненных конфликтов наступает в заключительной третьей фазе, также состоящей из двух слитых частей — лирического Adagietto и эпически монументального рондо-финала. Типичен для Малера траурно-триумфальный пролог первой части с его ритмоинтонациями похоронного марша-шествия. Здесь господствуют плакатные приемы, напоминающие военно-маршевую музыку: фанфары труб, гулкие тремоло и остинатные ходы ударных. Певучая мелодия главной темы полна благородного величия, сдержанного чувства коллективной скорби. Эмоции горя, смятения, нервная порывистость преобладают в развернутой второй части. В судорожных скачках, динамических взрывах, в порывистой энергии ритмов и жесткости полимелодических комплексов угадываются типичные приемы раннеэкспрессионистского стиля. Резко контрастирует трагическим потрясениям первых двух частей динамически активное скерцо, словно представляющее лирического героя симфонии в напряженном действии, в «высшей точке жизни». Здесь преобладает вальсовая стихия. Авторы, писавшие о Малере, по-разному трактовали содержание этого удивительно многозначного скерцо: одни подчеркивали в нем безграничную «радость жизни», мощь «властных ритмов», обретение «гармонии в динамике танца», другие отмечали прежде всего черты «урбанистического гротеска», «дух отрицания», «калейдоскоп лихорадочно пульсирующих ритмов». Видимо, перед нами один из ранних опытов рождения сложных образов — «оборотней», характерных для симфонизма XX века. Своего рода лирическая кульминация всей композиции заключена в чарующем Adagietto — инструментальной арии, воспринимаемой как тихая интермедия перед финалом. После неистовых звучаний скерцо эта интермедийная часть покоряет камерной прозрачностью инструментовки (арфа и струнный квинтет). Финал симфонии воплощает победу сильной личности над превратностями судьбы. если в третьей части мотивы жизнеутверждения были выражены пьянящей стихией вальса, то здесь торжествуют образы немецкой классической музыки XVIII века с их ритмической упругостью и скульптурной четкостью интонаций. Вспоминаются некоторые темы Баха, Гайдна, Бетховена.
Gustav Mahler
CD1 Symphony No 10 (реконструкция и инструментовка Рудольфа Баршая по эскизам Г.Малера) 1. I. Adagio (25:53) 2. II. Scherzo (11:41) 3. III. Purgatorio (4:15) 4. IV. Allegro pesante (11:02) 5. V. Finale (20:59) CD2 Symphony No 5 1. I. Trauermarsch, In Gemessenem Schritt, Streng wie ein Kondukt (11:55) 2. II. Sturmisch bewegt, mit grosster vehemenz (14:31) 3. III. Scherzo, kraftig, nicht zu schnell (18:31) 4. IV. Adagietto, sehr langsam (8:16) 5. V. Rondo-Finale, allegro giocoso (16:19)
Junge Deutsche Philharmonie Rudolf Barshai, conductor
"Во втором скерцо использован принцип переклички иструментов вокруг главной ритмической фигуры этой части "четверть-восьмая-восьмая"." Где там эта фигура? Я что-то её не услышал. P.S. Исполнение отличное, спасибо!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".