Высокое мастерство, свойственное Шапорину слияние эпического и лирического начал проявились в одном из лучших его произведений - симфонии-кантате "На поле Куликовом" (на стихи А. Блока, 1939). Композитор избирает темой своего сочинения поворотный момент русской истории, героическое прошлое и предпосылает кантате два эпиграфа из трудов историка В. Ключевского: "Русские, остановив нашествие монголов, спасли европейскую цивилизацию. Русское государство родилось не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле". Музыка кантаты насыщена жизнью, движением, разнообразием запечатленных человеческих чувств. Симфонические принципы сочетаются здесь с принципами оперной драматургии. Композитор талантливо рассказал о мыслях и делах русских воинов, отстоявших в жестоком бою независимость родной земли. И это прозвучало — в особенности в предвоенные годы, когда впервые исполнялась симфония-кантата, - не только как рассказ о прошлом, но и как живая правда наших дней
«На поле Куликовом» имеет определение симфония-кантата. В ней
органично соединились принципы кантатно-ораториального жанра со
свойственным симфонической драматургии конфликтным сопоставлением
тем, их интонационным развитием. Хоровые эпизоды чередуются с
сольными. Образы симфонии-кантаты — эпические, лирические и
лирико-драматические — объединены общностью выразительных средств и
драматургии. Шапорин использует систему лейтмотивов, причем татары
характеризуются темами преимущественно инструментального характера
и речитативно-декламационной мелодикой, тогда как для русских
использована широко распевная мелодика, часто народного склада, с
элементами подголосочной полифонии.
Среди наиболее ярких эпизодов кантаты — пролог с большим монологом
Дмитрия Донского «О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий
путь», в котором героический порыв сочетается с глубиной и
искренностью чувства. Каватина Невесты «Я живу в отдаленном скиту»,
составляющая 2-ю часть, — портретная лирическая зарисовка. Она
отличается мягкостью, строгой красотой мелодической линии,
прозрачно оркестрованным аккомпанементом, помогающим создать
пленительный образ девушки. Шапориным использована характерная для
русской народной песенности ладовая переменность, создающая тонкую
«игру» светотени и эмоциональных оттенков. В средней части каватины
прорываются драматизм, страстность чувства, выраженные более
широким диапазоном мелодии, насыщенной фактурой, активным тональным
движением. Баллада Витязя «Опять с вековою тоскою пригнулись к
земле ковыли», составляющая 4-ю часть кантаты, — одна из самых
динамичных. Она развивается от скорбных раздумий о судьбе родины до
героического пафоса, и построена в форме вокально-симфонических
вариаций, в которых тема, поначалу сурово-сдержанная, постепенно
обогащается, приобретает то лирические, то эпические, то ярко
героические черты. Драматургический центр произведения — 5-я часть
с хором татар «Идут века... Бежит река... Земля тяжка, черна. Пусты
поля», с тяжкими мощными звучаниями оркестра, изломанной мелодикой,
изобилующей альтерированными интервалами. Заключительный хор с
четырьмя солистами в эпилоге — торжественный апофеоз.
Юрий Шапорин (1889-1966)
«На поле Куликовом», симфония-кантата для солистов, хора и оркестра (на стихи Александра Блока, 1939)
А: Пролог: Дмитрий Донской и хор 1. Каватина невесты 2. В ночь, когда Мамай залег с ордою 3. Ариозо Дмитрия Донского 4. Баллада витязя 5. Хор татар. Битва B: 6. Колыбельная
7. Хор вестников Эпилог (76:12)
Маргарита Миглау, сопрано Лариса Авдеева, меццо-сопрано Владимир Ивановский, тенор Марк Решетин, бас Академический Русский Хор, Александр Свешников Государственный симфонический оркестр СССР дир. Евгений Светланов
рип с виниловой пластинки.
Новая ссылка: https://cloud.mail.ru/public/4eeaa7ff5eab%2FSh_Sv.rar
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".