Жанна д'Арк на костре», сценическая оратория-мистерия Онеггера для двух чтецов, солистов, смешанного и детского хоров, волн Мартено и оркестра написана в 1935 году на текст Поля Клоделя (первое исп. 1938, Базель; 1939, Орлеан и Париж). Образ юной девушки из деревни Домреми, поднявшей войска и выгнавшей англичан из Орлеана в 1429 году, а затем преданной и брошенной на костер, до сих пор будоражит воображение. В оратории Онеггера – Клоделя рассказывается о последнем часе жизни Жанны. К ней приходит монах, брат Доминик, и помогает ей, не умеющей читать, «прочесть» книгу ее жизни.
Музыка Онеггера к «Жанне д’Арк на костре» - эмоционально насыщенная, горделиво сдержанная, тонко стилизованная, с чертами средневекового миракля, оставляет глубокое впечатление и надолго остается в памяти. Тема политиканских игр, разменивающих жизни людей и бросающих их в огонь войны, витала в воздухе Франции конца 30х годов XX века; она ощущается и в изломанных линиях онеггеровской музыки, и в жутком вопле ораториального хора: "Мрак, мрак, мрак!", и в волчьем вое электронных "волн Мартено", и в речёвках хора: "Ведьма, колдунья, сжечь!". Впрочем, француз Онеггер не был бы французом, если бы не добавил к трагедии пародийного фарса, юмора, а также сентиментальных детских песенок, трогательно сочетающихся с католическими молитвами. Роли Жанны и Доминика поручены драматическим актёрам, Жанна и ее собеседник монах Доминик не поют — разговаривают, и только в финале героиня поёт (причём Онеггер настаивал на том, чтобы это было непрофессиональное пение).
Оратория открывается прологом, первое и главное слово в котором – тenebres (мрак). Далее следуют 11 сцен. Это – философский диалог Жанны и Святого Доминика. Жанна привязана к столбу и в ожидании казни просит объяснить ей, что произошло и почему ее осудили. В ответ Доминик говорит ей: "Они верят только в дьявола, а ангелы для них - глупая выдумка" и показывает Жанне два сатирических эпизода, персонажами которых становятся Глупость, Тщеславие, Распутство и прочие аллегории людских пороков: суд, который ведет Свинья (фамилия судьи, приговорившего Жанну, была Кошон, то есть Свинья), – и «Игру в карты», где под гавоты и полонезы Короли разыгрывают ее судьбу. Суд над Жанной превращается в средневековый бестиарий с судьей-свиньей, ослом секретарем и присяжными-баранами: в этой сцене хор с энтузиазмом выпевает "Бе-бе-бе, хрю-хрю-хрю, иа-иа", а помощники Свиньи бодро приплясывают. Потом короли разыгрывают карту Жанны, раскачиваясь на пьяных ногах и еле удерживая равновесие в ритмах королевских танцев времен Куперена. Когда Жанну приговорили, медь оркестра фальшивит, а хор устрашающе тихо скандирует: "Пусть сгорит в огне". Потом недавние события уходят вдаль, а прошлые, напротив, обретают явность: Жанне являются мистические видения - ее покровительницы святая Екатерина и святая Маргарита, она вспоминает детство, праздники и коронацию в Реймсе. В конце – жертвенный костер и хвала освобожденной Франции.
По мере развития действия из символичной фигуры, ведущей отрешенные философские беседы, Жанна превращается в живую, современную, очень страстную женщину - она кричит и протестует, сокрушительно атакуя вопросами святого Доминика. Он же, видя перед собой великолепную девушку в гневе, понятное дело, теряется. В результате вместо беседы на духовные темы складывается интеллектуальный поединок, при этом богатырской внешности Доминик выглядит как будто виноватым, а грациозная Жанна вулканически сильна и лишена сомнений.
Вашему вниманию предлагается известная запись, выходившая в СССР в 70х ещё на пластинках. Исп. Хор и оркестр Чешской филармониии под упр. известного французского дирижёра Сержа Бодо
Без исполнения "Рождественской кантаты" Онеггера не обходится ни один канун Рождества во Франции. Это последнее сочинение композитора, написанное за два года до смерти в 1953 году. Текст кантаты зимствован из литургических и литературных источников — включая Псалмы и часть латинской Глории. Достойная внимания особенность кантаты - переплетение традиционных гимнов на французском и немецком языке. Комбинация различных текстов и форм создает чудесно необычный эффект.
Arthur Honegger (1892-1955)
"Жанна д'Арк на костре", сценическая оратория-мистерия по поэме Поля Клоделя для двух чтецов, солистов, смешанного и детского хоров, волн Мартено и оркестра (1935)
1 Prologue (Пролог) (7:11) 2 Les voix du ciel (Голос неба) (2:12) 3 Le livre (Книга) (3:21) 4 Les voix de la terre (Голос Земли) (3:31) 5 Jeanne livree aux betes (Суд) (8:09) 6 Jeanne au poteau (Жанна у столба) (3:14) 7 Les rois ou L'invention du jeu de cartes (Короли или Игра в карты) (5:09) 8 Catherine et Marguerite (Екатерина и Маргарита) (3:17) 9 Le roi qui va-t-a Rheims (В Реймсе) (4:54) 10 Le roi qui va-t-a Rheims, continue (В Реймсе, продолжение) (6:54) 11 L'epee de Jeanne (Рассказ Жанны) (14:48) 12 Trimazo (Тримазо) (0:49) 13 Jeanne d'Arc en flammes (Жанна д'Арк на костре) (11:11)
Spoken roles: Jeanne d'Arc - Nelly Borgeaud Brother Dominic - Michel Favory The ass, Reynold of Chartres, John of Luxemburg, a peasant, the priest - Rene Brun William of Flavy, the usher - Francois Loup A voice (in the prologue), Mother of Barrels - Annie Gaillard Bedford, Herold III, Miller Musty, another peasant - Tony Jacquot Perrot - Anne-Marie Rodde Sung roles: Soprano (in the prologue), the Virgin - Christianne Chateau Margaret (soprano) - Anne-Marrie Rodde Catherine (contralto) - Huguette Brachet Herold I, the clerk (tenor) - Pedro Proenza Tenor solo, Porcus - Zdenek Jankovsky Bass solo, Herold II - Francois Loup Child's voice - Lenka Loubalova Czech Philharmonic Chorus (chorus master: Josef Veselka) Kuhn Children's Chorus Czech Philharmonic Orchestra Serge Baudo, cond.
"Рождественская кантата" (Une cantate de Noel) for Baritone, Children and Mixed Choruses, Organ and Orchestra (1953) (23:58) Jindrich Jindrak, baritone Jaroslav Tvrzsky, organ Czech Chorus (chorus master: Josef Veselka) Kuhn Children's Chorus Prague Symphony Orchestra Serge Baudo, cond. Prague, 14-20 October 1974, *1966 (14)
одно из самых любимых произведений для хора,просто потрясающая оратория!!!!Спасибо большое!А не знаете,есть ли видео со сценической постановкой,как Кармина Бурана?Давно мечтаю посмотреть
"Картины, в которых рисуется жизнь героини, сочетают элементы многих жанров: античной трагедии, средневековой мистерии, оперы, оратории и др. В музыке цитата из григорианского хорала или сложная хоровая полифония соседствуют с мелодиями опереточного и джазового характера (особенно в сценах суда над Жанной, где судьи показаны сатирически - как зверинец). Однако действие отличается единством и стройностью. Во многом такая целостность достигается благодаря использованию "сквозных" тем, проходящих через произведение.
Таких тем три: скорбная тема (страдания и мрачные предчувствия героини), "соловьиная тема" (пастушеский наигрыш флейты) и детская песенка "Тримазо", которую исполнительница роли Жанны поёт под аккомпанемент скрипок и волн Мартено. Две последние темы олицетворяют чистоту души героини."
Ещё есть отличный цикл предач об Онеггере, одна из них целиком Жанне на костре посвящена Вот тут http://intoclassics.net/news/2010-02-23-11288 Онеггер: http://files.mail.ru/1CF6LS
"Известный католический поэт и драматург П.Клодель придал в тексте оратории образу Жанны ярко выраженную религиозно-мистическую окраску. У Онегерра наивная и светлая вера Жанны выступает выражением таких человеческих качеств, как стойкость духа и милосердие, безграничная потребность творить добро. Знаменательна в этом смысле концовка финала: тихо и умиротворенно хор повторяет бесхитростную мелодию со словами: "Самая большая радость- Умереть за тех, кого любишь."
Ну всё равно его каждый день не попьёшь - тяжеловато. Имею ввиду Жанну. Лично я часто употребляю первые три симфонии, Пасифик, Летнюю пастораль, виолончельный и камерный концерты, форт. концертино и тему с вариациями, музыку для фильмов
Да да вот именно это состояние меня и притягивает в этой симфонии безысходности и безнадёги. Уж очень музыкально выразительно, тонко это изображено. Как говорится трогает за живое.
В Украине "Жанна д'Арк на костре" Артюра Онеггера в 2014 г. дважды в течение года исполнялась в Киеве в Национальной филармонии: https://www.youtube.com/watch?v=wHp5dkjVfaU Завтра, 14 марта 2015 г. будет звучать в Национальной опере Украины: http://www.opera.com.ua/afisha/zhanna-dark-na-vognishhi-a-onegger/?session=1063
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".