Название: Жизель Оригинальное название: Giselle, Yuri Grigorovich. Ballet du Bolchoi de Moscou Жанр: Балет в двух актах Год: 1990 Композитор: Адольф Адан (иначе Адам) Либретто: Теофиля Готье и Жюля-Анри де Сен-Жоржа Хореография: Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа в редакции Юрия Григоровича Оркестр государственного академического Большого театра Союза ССР Дирижер: Альгис Жюрайтис Художник-постановщик: Симон Вирсаладзе Режиссер фильма: Motoko Sakaguchi Выпущено: Япония, СССР, NHK Enterprises Inc. & Videofilm USSR, Bolshoi Theatre Продолжительность: 1:48:16 Перевод: не требуется Исполнители: Наталья Бессмертнова, Юрий Васюченко, Юрий Ветров, Мария Былова, Эльвира Дроздова, Оксана Цветкова и др.
О композиторе Адольф Шарль Адан (Адам) (фр. Adolphe Charles Adam; 24 июля 1803, Париж, Франция — 3 мая 1856, Париж, Франция) — французский композитор, автор опер и балетов. Сын композитора, пианиста и музыкального педагога Луи Адана. Член Ин-та Франции с 1844 года. Учился в Парижской консерватории по классу органа у Франсуа Буальдьё, но не считался успешным учеником. Помогал своему учителю в работе над известной оперой «Белая дама», много писал музыки к водевилям, в 1829 году сочинил первую одноактную оперу «Пётр и Екатерина» (фр. Pierre et Catherine) на русский сюжет. Тесно сотрудничал с балетмейстером Филиппо Тальони. В конце 1830-х гг. работал в Санкт-Петербурге — сперва над постановкой своего балета «Дева Дуная» (1838), а потом над написанным специально для российской премьеры балетом «Морской разбойник» (1840). По возвращении в Париж создал балет «Жизель» (1841) на либретто Т.Готье, утвердивший романтическое направление во французском балетном искусстве. Среди многих других балетов Адана наибольшее значение имеет одна из его последних работ — «Корсар» (1856). Из многих опер Адана наибольшей популярностью пользовались «Почтальон из Лонжюмо» (фр. Le postillon de Lonjumeau; 1836) и «Жиральда, или Новая Психея» (фр. Giralda ou La nouvelle Psychée; 1850), «Катерина», «Фальстаф», «Фауст», «Нюрнбергская кукла».
В опере «Глухой» (Le Sourd ou L’Auberge pleine, 1853) прозвучала французская песня XV века «На мосту в Авиньоне» (Sur le pont d’Avignon), которая обрела с тех пор вторую жизнь.
В 1847 году Адан открыл в Париже собственный оперный театр, Theatre National (Национальный театр), намереваясь посвятить его новейшему французскому репертуару, однако в результате Революции 1848 года театр закрылся, а Адан на долгие годы оказался в долгах. С 1849 года — профессор Парижской консерватории. О произведении «Жизель» (полное название «Жизель, или Вилисы», фр. Giselle, ou les Wilis) — «фантастический балет» в двух актах (1841) французского композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне. История создания История каждого великого балета - это непременно история любви. И "Жизель" - не исключение. Мы никогда не узнаем, как танцевала великая балерина Карлотта Гризи. Но никогда не забудем ее, потому что два не менее великих человека - хореограф Жюль Перро и поэт Теофиль Готье - были влюблены в Карлотту и создали для нее "Жизель". Премьера спектакля была показана в июне 1841 года. Несмотря на знойное летнее марево, весь Париж собрался в театре Гранд-опера. Зрители пришли оценить достоинства нового балета, в работе над которым объединились Адольф Адан, чьи выразительные, хотя и неприхотливые мелодии обеспечили ему звание одного из самых модных композиторов Парижа, прославленный поэт Теофиль Готье и модный сценарист Жюль-Анри Сен-Жорж, плодовитый хореограф Жан Коралли и его соперник Жюль Перро, одержавший победу только перед лицом истории (его имя даже не попало в премьерные афиши). Партнером Карлотты Гризи - юной звезды-гастролерши, честолюбиво стремившейся утвердиться на сцене первого театра Европы, - стал красавец премьер Люсьен Петипа, младший брат будущего знаменитого хореографа Мариуса Петипа. Перро не повезло и в любви: именно ради Люсьена вскоре оставит его выпестованная им балерина Карлотта Гризи. "Жизель" была воспринята разборчивой публикой с энтузиазмом, хотя ей и отказывали в достоинствах, которые за десять лет до того потрясли парижан в "Сильфиде". Трогательная история любви пейзанки и знатного дворянина, переплетясь с поэтичным славянским поверьем о девушках, умерших до свадьбы и по ночам поднимающихся из своих могил, чтобы утолить не исчерпанную при жизни страсть к танцам, отлично вписывалась в романтическую атмосферу эпохи. Сюжет давал также возможность создать на сцене роскошное зрелище с многочисленными выходами, танцами, шествиями и фантастическими полетами. Этот пестрый стиль издавна культивировался европейским балетом и был любим публикой.Однако так же легко, как истаивает туман над печальным сельским кладбищем, отошел в прошлое романтизм. Вместе с ним, как казалось в Европе, канула в воспоминания и "Жизель". Век отдал предпочтение шумным праздникам, пышным феериям и торжественным парадам. И все же "Жизели" суждено было пережить свою эпоху. Более того - превратиться в спектакль-легенду, остаться бесспорной вершиной романтического балета. "Жизель" на русской сцене Через год после парижской премьеры, в 1842 году, "Жизель" была показана в Петербурге, чуть позже - в Москве. С тех пор этот балет никогда надолго не покидал русской сцены и обрел выдающихся исполнительниц заглавной роли, чья слава затмила славу первой Жизели - знаменитой Карлотты Гризи. В Большом театре эта партия украшала репертуар практически всех ведущих балерин. В прошлом веке ее танцевали Марина Семенова, Галина Уланова, Марина Кондратьева, Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Людмила Семеняка. Из сентиментально-красивой истории об обманутой любви "Жизель" постепенно превратилась в поэму о доверии, которое было предано, и любви, которая оказалась сильнее смерти. На петербургской и московской сценах "Жизель" неоднократно усовершенствовали. Сначала это был один из авторов балета - Жюль Перро, затем - Мариус Петипа. Они отсекли от спектакля все несущественное, второстепенное, чтобы приковать внимание к сути драмы. Величие любви, убить которую невозможно, и очищение человека, возвышенного и просветленного этим чувством, стало главной темой "Жизели". С той поры балет оставался почти в неприкосновенности, столь безупречны казались его драматургия и хореография. Однако даже совершенные спектакли меняются в соответствии со вкусами и настроениями времени. И современные хореографы неизменно стремятся подчеркнуть в "Жизели" все новые и новые нюансы, но при этом стараются не повредить веками испытанную на прочность хореографическую ткань спектакля. В Большом театре "Жизель" шла почти без перерывов с 1944 года. Автором редакции классической хореографии был Леонид Лавровский. Трудно вспомнить страну, где не видели и не любили бы этого спектакля. Лишь несколько десятилетий спустя сделать новую редакцию "Жизели" отважился Юрий Григорович. Анна Галайда (текст из буклета к спектаклю, дается с сокращениями) Действующие лица Жизель Берта, её мать Граф Альберт Батильда Ганс, лесничий Оруженосец Герцог Виллисы: Мирта, Монна, Зюльма
Краткое содержание Действие I Залитая солнцем маленькая, тихая деревушка. Здесь живут простые, бесхитростные люди. Молоденькая крестьянская девушка Жизель радуется солнцу, синему небу, пению птиц и больше всего счастью любви, доверчивой и чистой, озарившей ее жизнь. Она любит и верит в то, что любима. Напрасно влюбленный в нее лесничий пытается уверить Жизель, что избранный ею Альберт - не простой крестьянин, а переодетый дворянин, и что он обманывает ее. Лесничий пробирается в дом Альберта, который тот снимает в деревне, и находит там серебряную шпагу с гербом. Теперь он окончательно убеждается в том, что Альберт скрывает свое знатное происхождение. В деревушке после охоты останавливаются отдохнуть знатные господа с пышной свитой. Крестьяне радушно и приветливо встречают гостей. Альберт смущен неожиданной встречей с приезжими. Он пытается скрыть свое знакомство с ними: ведь среди них его невеста Батильда. Однако лесничий показывает всем шпагу Альберта и рассказывает о его обмане. Жизель потрясена коварством возлюбленного. Разрушен чистый и ясный мир ее веры, надежд и мечтаний. Она сходит с ума и умирает. Действие II Ночью среди могил деревенского кладбища в лунном свете появляются призрачные виллисы - невесты, умершие до свадьбы. "Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами… неодолимо прекрасные пляшут виллисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лед, могилы…" (Г. Гейне). Виллисы замечают лесничего. Измученный угрызениями совести, он пришел к могиле Жизели. По приказу своей неумолимой повелительницы Мирты виллисы кружат его в призрачном хороводе, пока он не падает, бездыханный, на землю. Но и Альберт не может забыть погибшую Жизель. Глубокой ночью он также приходит на ее могилу. Виллисы тотчас окружают юношу. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но появившаяся тень Жизели, сохранившая самоотверженную любовь, защищает и спасает Альберта от гнева виллис. С первыми лучами восходящего солнца исчезают белые призраки-виллисы. Исчезает и легкая тень Жизели, но сама она всегда будет жить в памяти Альберта как вечное сожаление о потерянной любви - любви, которая сильнее смерти.
Участник Kuumuudessa сделал рип с диска с тем же самым исполнением, лежит вот тут:
cloud.mail.ru AVI XviD 720 x 530 (4:3), 25 fps, ~ 2245 kbps MP3 192 kbps, 48.000 kHz 108'
|