Непосвященному слушателю Луис Кентнер
мог бы показаться "стопроцентным" англичанином: как его внешний облик -
элегантный, корректный, скромный, так и игра - строгая, сдержанная,
полностью очищенная от внешних эффектов, действительно наводят на мысль
о чертах, типичных для английского характера и "доброй старой"
английской школы пианизма. Но при всем том, стоит прислушаться
внимательнее, и становится ясным: артист, который более полувека прожил
в Англии и представлял ее на концертных эстрадах мира, сохранил в себе
многие черты, властно напоминающие о его венгерском происхождении, о
том, что первые 30 лет жизни он был венгерским пианистом и звался
Лайошем, а не Луисом. Внутренний темперамент, прорывающийся наружу в
кульминационные моменты, неожиданная "лихость" темпов, наконец,
репертуар - безошибочные тому доказательства.
Музыкальное образование Кентнер получил в родном Будапеште под
руководством таких великолепных мастеров, как композиторы Золтан Кодай
и Лео Вейнер, пианист Арнольд Секей. Здесь же он начал свою концертную
деятельность уже в 13 лет, а немного позже дал в венгерской столице
цикл из 32 сонат Бетховена. Закономерное признание зрелости и
мастерства артисту принесли Второй международный конкурс имени Шопена в
Варшаве (1932) и Первый международный конкурс имени Листа в Будапеште
(1933), где он вошел в число победителей.
В 1935 году Кентнер поселился в Англии, продолжал концертировать,
выступал в дуэтах и в трио с И. Менухиным и Г. Кассадо. Но мировую
известность снискал значительно позже-лишь во второй половине 50-х
годов, и, пожалуй, это не случайно. Именно в это время начало
"остывать" всеобщее увлечение на Западе романтически-виртуозным
пианизмом, и стиль Кентнера пришелся "ко двору".
Отправной точкой его успеха послужил дебют артиста в Нью-Йорке в
1956 году. А. Чесинс писал: "Кентнер - не ревущий лев, не ослепительный
виртуоз; он и не из тех, кто сокрушает сердца. Факт остается фактом: он
отражает тенденции своего поколения, для которого все большую ценность
в интерпретации представляют не вдохновенный артистизм и пламя
драматизма, а неоспоримая музыкальность и стабильность. Кентнер -
солидный, уверенный и неназойливый музыкант, с безупречным вкусом.
Труднейшие произведения он способен играть с благовоспитанной
непритязательностью, которая может замаскировать высокую степень его
технического мастерства от кого угодно, кроме профессионалов".
Высокая репутация Кентнера основывается, конечно, в первую очередь
на его интерпретации музыки романтиков. В начале 60-х годов он
окончательно утвердил себя как один из лучших исполнителей Бетховена,
дав в Лондоне цикл из семи концертов, в которых прозвучали все 32
сонаты и ряд других произведений; этот цикл артист повторил в Париже,
Будапеште, Нью-Йорке, Венеции. Критики отмечали редкое чувство стиля,
ровность его игры, верность духу и букве бетховенской музыки. В
буклете, выпущенном к этому циклу, Кентнер полушутя процитировал слова
одного известного музыканта: "Есть два рода пианистов - одни способны
сыграть первую часть сонаты из 111 опуса, другие - вторую часть". Как
бы отвечая на эту реплику, критик У. Локлер писал: "Мистер Кентнер
способен сыграть обе части, и притом превосходно!"
В программах Кентнера, как и в списке его записей, не менее
значительное место занимали произведения Листа. Он играл не только
почти все широко популярные творения композитора, но и менее известные,
в частности, оперные фантазии. Кентнеру принадлежит великолепная запись
Патетического концерта для двух фортепиано, сделанная совместно с
пианисткой Джоан Хевилл. Для любой из листовских интерпретаций артиста
характерно стремление взглянуть на музыку серьезно, не делать даже из
самых эффектных пьес "виртуозного спектакля". В самых технически
сложных произведениях таких, как "Трансцендентные этюды", венгерские
рапсодии, этюды Паганини - Листа, он умеет с легкостью преодолевать
"барьеры", сохраняя красоту звука, певучесть фразы.
Интересы и художественные возможности Кентнера, конечно, не
ограничивались двумя названными авторами. Он сразу же зарекомендовал
себя преданным пропагандистом современной музыки, в первую очередь
венгерской и английской. В его репертуаре почетное место занимают
посвященные ему автором "Танцы из Марошсека" 3. Кодая, "Венгерские
крестьянские песни", "Микрокосмос" и многие другие произведения Б.
Бартока. Кентнер первым в Англии исполнил Вторую и Третью сонаты
Бартока, Шестую сонату Прокофьева, Фортепианный концерт М. Типпета,
Сонату для скрипки и фортепиано У. Уолтона (совместно с И. Менухиным).
Русская и советская музыка тоже составляли неотъемлемую часть многих
концертных программ артиста, причем, и тут он стремился выйти за рамки
стандартного репертуара. Поэтому наряду с популярнейшими произведениями
Чайковского и Прокофьева (которых он называл в числе своих любимых
композиторов) артист нередко исполнял музыку Глинки, Балакирева,
Скрябина и других авторов. Несколько лет назад вышла в Лондоне
пластинка, запечатлевшая блестящую, полную артистизма, свободы и
чувства стиля трактовку Кентнером "Трансцендентных этюдов" Ляпунова и
Сонаты си минор Балакирева.
У Луиса Кентнера немало почитателей и в нашей стране, где он
неоднократно выступал, начиная с 1963 года. Кентнер познакомил
советскую аудиторию со своей интерпретацией сочинений самых разных эпох
и стилей от Баха до Бартока, исполнял в СССР и русскую музыку. Не во
всем и не в одинаковой мере проявились достоинства пианиста. Но, как
подчеркивал в своей рецензии в журнале "Советская музыка" М. Смирнов,
нашу публику расположили к этому артисту "серьезность и яркость
музыкального мышления, искренность, сдержанность, отсутствие внешнего,
броского, большая пианистическая культура".
Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва,
"Советский композитор"
СПАСИБО! Жаль про этюды Ляпунова также подробно не написано!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".