Рихтер. Концерт в Лондоне от 18 июня 1975 года. Бетховен.
15:15
18 июня 1975 года Святослав Теофилович дал концерт в лондонском Роял Фестиваль-Холле, состоявший из произведений Бетховена.
Судьба изданий этого концерта сложна. Три произведения, исполненных Рихтером, продолжительное время не издавались под одной обложкой.
В 2012 году ситуация несколько улучшилась. Были изданы:
1. Соната № 3 до мажор Ор. 2 №3. Насколько знаю, ранее это исполнение сонаты Рихтером не издавалось вообще нигде - ни на виниле, ни на кассетах, ни на CD. Существовала только любительская запись.
2. Багатели Ор. 126 №№ 1, 4, 6. Издавались только на LP.
3. Соната № 29 си-бемоль мажор Ор. 106 "Хаммерклавир". Издавалась на LP и даже CD - но последнее издание на CD датируется 1991 годом и давно превратилось в раритет.
Казалось бы, всё замечательно, если бы не одно досадное "но". По завершению программы Святослав Теофилович на бис исполнил фугу из "Хаммерклавира". Бис не вошел в издание. Жаль. Оно, конечно, все понятно: программа приближается к 80-ти минутам, CD больше не вместит, но это же Рихтер.
Уважаемый Юрий (Yuriy) поделился недостающим бисом (фуга из "Хаммерклавира"):
https://yadi.sk/d/lx0L5ZpwaCGuY
...а также аналогичным бисом с концерта в Мэле, около Тура на XII музыкальных празднествах в Турени (Амбар Мэле - Grange de Meslay) от 28 июня 1975 года:
Да, Страдивариус - именно то единственное (до 2012 года) издание на CD, выпущенное аж в 91-ом. И да, датировка у страдивариусовского диска неверная, это давно выяснили. Правильно - именно 1975 год, а не 1976.
Спасибо! А еще по рассказам Рихтер играл Хаммерклавир в Киеве, а потом обедал в семье Богомольцев, и , кажется, дочка академика имела несчастье сказать, что ничего на концерте не поняла в сонате...все были голодные, но Рихтер сел и сыграл сонату еще раз, для пущего понимания...вот это точно нигде не издавалось...хотя может быть это был не Хаммер. но что-то очень длинное...
Вот как-то не верится. Нет, не в то, что кто-то может ничего не понять в этом гиганте. А в то, что Рихтер полагал возможным объяснить "Хаммерклавир" тому, кто в нем ничего не понял, уже услышав. Единственное объяснение - деликатность Рихтера, которая подтолкнула его к мысли, что подобное признание есть завуалированная форма предложения исполнить что-нибудь.
Потрясающе! Насколько я знаю, о голоде слушательницы после концерта впервые в интернете рассказал я. Сам лично слышал от покойной Зои Вячеславовны Богомолец, дружившей с Рихтером еще с одесских времен. Речь шла об очень давнем концерте Рихтера в Москве, и играл он тогда никакой не Хаммерклавир, а Диабелли. Мне удалось определить возможную дату концерта: или 17/01/51 – Москва, БЗК, или 29/01/51 – Москва, Колонный зал Дома союзов. После этого Рихтер вернулся к этим вариациям только в 70-м. В 51-м никакая дочка ходить на концерты не могла. Не знаю, как старшая, а младшей, насколько я понимаю, еще на свете не было. Так вот, проголодалась тогда Зоя Вячеславовна, и она к тому же испекла пирог с 33-мя вариациями. Рихтер, как мне рассказывали, не любил подарков, но вкусные подарки любил очень. А Зоя Вячеславовна готовила изумительно вкусно, сам не раз пробовал. Кстати, после того концерта на квартире у Рихтера и Нины Львовны был и Генрих Густавович, очень одобривший желание поесть. И еще насчет оп.106 Бетховена: Рихтер никогда не играл его в Киеве! Да и в Москве в больших залах (БЗК, КЗЧ или Колонном) тоже не играл. Впервые он исполнил его в школе-десятилетке им.Гнесиных 13/04/74, а последний раз – в Арле 12/07/75, сыграв всего 25 раз.
А ведь о фуге из "Хаммерклавира" на бис в лондонском концерте 75-го я тоже знаю именно от Вас. Спасибо Вам за всё и за то сокровище, которое Вы мне передали несколько лет назад.
Любой анекдот-легенда вмиг теряет свое очарование, если его начинают препарировать и толковать. Я предпочитаю в оригинальном виде, а о Рихтере таких легенд сотни...
Да, Святослав Теофилович сыграл тогда фугу на бис (18/06/75 - Лондон, Ройал фестиваль-холл, предвечерний концерт), о чем, правда, не написал в своей тетради. Бывало, что он почему-то не отмечал бисы. Не вошла фуга на бис также и в новое издание ICA ICAC 5084 (CD). Хотя, слышал, что, якобы, они именно фугу на бис издали, а не ту 4-ю часть, которая была сыграна вместе с остальными. Однако, точных сведений на этот счет не имею, боюсь, что чего-то не понял в дискуссии на форуме на Yahoo. Как бы то ни было, сейчас я устраню имеющийся недостаток. Вот вам бис, фуга из Хаммерклавира, 18/06/75 – Лондон, любительская запись:
https://yadi.sk/d/lx0L5ZpwaCGuY
Кстати, именно эту запись мы слушали в этом году во время Тарусского фестиваля. Я знакомил желающих с наследием Рихтера и придумал довольно пеструю программу. Вряд ли Маэстро одобрил бы подобное разнообразие.
И это не проблема. Правда, в тетради Рихтера и на сей раз не указано, что был такой бис. Но разве это так важно? Главное, он сыграл, a кто-то записал! Вот этот бис с концерта 28/06/75 - Мэле, около Тура. XII музыкальные празднества в Турени. Амбар Мэле - Grange de Meslay. BEETHOVEN. Piano Sonata No.29 in B-flat, Op.106. 4th mvt encored – (PT)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".