(мадригалы из 5-й и 6-й
книг, а также мадригалы De Monte, Nenna, Montella и Luzzaschi)
Музыка ренессанса
простому обывателю всегда представлялась красивыми замысловатыми мелодиями,
необычной модальной гармонией и относительно стройной полифонической фактурой.
Однако, как же удивительно осознавать, что среди этой лёгкости и гармонии во
второй половине XVIвека
разыгрывались страсти, сравнимые с самыми смелыми изысканиями авангардизма XXвека.
Говоря о хроматическом мадригале в первую очередь вспоминают К. Джезуальдо ди
Веноза, композитора, чьи изыскания в области хроматической гармонии выразились
в музыке наиболее ярко. Тому есть свои причины: застав свою первую жену с
любовником в постели, убил их обоих. Эта трагедия серьёзно повлияла на его
творчество, что выражено во многих его произведениях. Однако, истоки
хроматического искусства лежат гораздо глубже. Не стану Вас томить рассказами
об эпохе маньеризма, в частности о её первой и самой яркой волне. Начну,
пожалуй, с самого конца этой истории. Итак, 1600 год, Флоренция, бракосочетание
короля Генриха IV и флорентийки Марии, дочери великого герцога Тосканского
Франциска I Медичи. Королевскому двору показывают представление, которое, впоследствии,
навсегда изменит облик музыкального искусства. Новый жанр был итогом
плодотворной работы нескольких поколений композиторов в области выражения
чувств посредством музыки. Теперь, мы все очень хорошо его знаем. Опера — такое название было дано новому
детищу. Но истоки жанра лежат скорее не в уличных представлениях бродячих
музыкантов, а в большей степени, в покоях высокопоставленных господ: ведь самые
главные представления разыгрывались именно здесь.
Мадригал имеет историю развития, не похожую ни на один из
всех известных жанров. Зародившись в 14 веке, исчезнув со сцены на более чем
столетие, вновь появляется в 16 веке. Не имея серьёзных соперников, жанр быстро
занял главенствующую позицию в светском искусстве 16 века. Тому были свои
причины: развлечений особо не было, особенно для женщин, игра в любовь стала
основой светской жизни благородного дворянина. Появляется большое количество
различных мадригалов, основной темой которых была любовь во всех её
проявлениях. Однако, музыка эволюционировала вместе с содержанием любовных
песен: лирическая, мелодическая, эксцентрическая, похотливая, томная,
изысканная, задорная и проч., и проч. Каждый мадригалист пытался выразить свои
чувства как-то по-особенному. Именно, тогда появляются мастера хроматического
мадригала. В действительности, таких авторов достаточно много. Если одни из них
— О. Лассо, Дж. Палестрина, Ч. де Роре и
др. — это была область неизведанного, обращение к которой было редким случаем,
то для других — П. Ненна, Л. Луцаски, Л. Маренцио и др. — это была область
смелых экспериментов. Среди наиболее отличившихся — Н. Вичентино и К.
Джезуальдо: оба создали эксцентричный стиль в области хроматической гармонии,
хотя и двигались в разных направлениях.
На представленном мной диске записаны некоторые мадригалы из
5-й и 6-й книг мадригалов Джезуальдо (в этих книгах автор как бы подводит итог
своих гармонических изысканиях), а также других композиторов эпохи позднего
маньеризма в исполнении ансамбля Concerto Italiano. О самом диске узнал
случайно: на этом сайте 9 декабря 2008 года был выложен фрагмент (4 трека) из
этого диска. Так как ссылка была нерабочая, поиски привели меня к интересному
диску, которым я решил поделиться с другими пользователями сайта.
Приятного Вам
прослушивания.
Gesualdo:
O Dolorosa Gioia
(Madrigals
from the 5th and 6th books, with additional Magrigals by De Monte, Nenna,
Montella, and Luzzaschi)
2.Понаровский Антон Станиславович (Anton) (09 Декабря 08 21:34)
[Материал]
Это же прям "трах-тиби-дох"..Как джин из бутылки!СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!
3.Понаровский Антон Станиславович (Anton) (09 Декабря 08 21:43)
[Материал]
Замечательно-интересная музыка!..интересно, был ли кто-нибудь еще настолько оригинальным композитором своей эпохи, который ТАК далеко бы улетел от современников в плане эстетики и муз. языка..
Обращение к хроматической гармонии в 16 веке не было таким уж редким явлением. Истоки такой музыки восходят к 15 веку - зарождения эпохи маньеризма (некоторые ошибочно называют её эпохой Арс Субтильёр). Очевидно, толчком к появлению вычурности в музыке явилась прокатившаяся чума в конце 14 века, в результате искусство этого периода носит некий сумасшедший оттенок. К концу 15 века в профессиональной музыке маньеризм практически не встречается, так как его вытесняет более прогрессивный строгий стиль. Однако, во второй половине 16 века можно наблюдать вторую волну (интересно то, что к этому времени все прямые носители этого стиля давно умерли и кто явился инициатором к возрождению этого стиля до сих пор неизвестно). Безусловно, вторая волна была менее яркой. Чаще всего к этому стилю обращались итальянцы: Палестрина, Лассо, Роре и проч. Творчество ди Венозы было самым ярким из них (очевидно сказалась трагическая судьба), однако достичь высот таких мастеров маньеризма как Солаж, Магистр Захария, Гримас и проч. им не удалось. Достижения поздних маньеристов были использованы в оперном искусстве некоторыми мастерами раннего барокко, в частности, Монтеверди (плач домочадцев Сенеки из оперы "Коронация Поппеи", плач Ариадны из одноимённой оперы и др.).
4.Папуш Михаил Павлович (papush) (13 Декабря 08 22:19)
[Материал]
Спасибо
5.Понаровский Антон Станиславович (Anton) (19 Января 09 03:25)
[Материал]
А, кстати, ни у кого больше ничего нет Джезуальдо?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".