"Из каньонов к звёздам" (1970-74) - монументальное сочинении Оливье, продолжающее традиции знаменитой Турангалилы - своего рода цикл размышлений о величественности Бога во всех его проявлениях. В 12-ти частях этой красочно-переливчатой партитуры композитор изображает подъем от каньонов Земли к звездами и планетам, а затем к божественным небесам и обратно. Путешествие начинается в "Пустыне", которая символизирует тишину и изоляцию Вторая часть является первой из пяти интерлюдий, посвящённой одному из чудес естественного мира - песням птиц, в данном случае иволги. В 3й части Мессиан перемещает нас в космос, где среди звезд, он рассматривает всемогущество Создателя. 4 я часть, для фортепиано соло - снова пение птиц (на сей раз малиновки из Африки) 5я часть - дальнейшее рассмотрение всемогущества Бога, каньона 'Кедровые разломы' в Юте, которые по мысли композитора являются естественным явлением неиспорченной красоты, рождающей чувство близкое к благоговейному страху перед мудростью природы и признание Божественного Присутствия. 6я часть - зов космоса, где мы слышим оставшиеся без ответа крики мучения Человека 7я часть дальнейшее рассмотрение земного чуда, "Каньонa Брайс", ещё более роскошного, чем 'Кедровые разломы'. Побывав на звезде Альдебаран в 8й части, мы движемся через 'поющие' созвездия непосредственно в Вечность, где возрожденные души разделяют с Богом весь его свет и любовь.
9я часть - снова "птичья" - это песня американского пересмешника, взрывчатая энергия которого, предлагает поразительный контраст по отношению к тому, что следует в следующей 10-й части, где песня древесного дрозда символизирует вечное равновесие, предопределённое божественным промыслом. Здесь собственно и конечный пункт нашей поездки к Небесам, в честь этого события звучит изумительная до-мажорная песня Дальше следует наше возвращение к Земле через музыку птиц Гавайских островов в 11й части, и наконец в последней 12й - в Сионский Национальный парк – самый старый парк в Юте, с потрясающими по красоте каньонами и зарослями - чудо нашего естественного мира
Звук мессиановского оркестра замечателен и уникален - всего 43 инструмента, представляют нам звуковую картину мироздания. Геофон (изобретение Мессиана, своего рода барабан, заполненный песком) изображает звуки земли, специально сконструированная ветровая машина, объединенная с трубачом, дующим через мундштук, изображает сильный ветер, незабываемый звук виолончелей, играющих в неожиданно низком регистре, чтобы вызвать в воображении причудливую песню синей шотландской куропатки в 5й части - вот только некоторые из новых и поразительных звуковых изображений, с которыми слушателю предстоит столкнуться. Необычно также взаимодействие фортепиано и оркестра, в котором первое отчасти полностью интегрировано, а его соло и каденции служат своего рода энергией, скрепляющей массивную структуру сочинения
Партитура "Экзотических птиц" для фортепиано, ударных и камерного оркестра (1955-1956) построена на песнях птиц Индии, Китая, Малайзии и обеих Америк. Известно особое пристрастие Мессиана к птицам, которые по его мнению "всё изобрели до нас и создали все музыкальные формы, известные в человеческом музыкальном языке и способны на многое: задолго до людей они создали третоновую, четвертитоновую шестинотоновую микроинтервальную музыку. У них есть особый орган, называемый сиринга, позволяющий издавать трели и рулады необычайной виртуозности." Экзотические птицы, поющие в данной партитуре, имеют ярко раскрашенное оперение. Эти живые цвета переданы в музыке: здесь переливаются все цвета радуги, например красный — цвет жарких стран и прекрасного «Вирджинского Кардинала». Но есть и Индийский Майнат (черный с желтым горлышком), издающий отдельные крики и «Верден с золотым передком» (весь зеленый, как весенний лист), «Балтиморский трупиаль» (оперенеие оранжевое и черное), «Купидон тетрас прерий», у которого есть воздушные мешки, позволяющие ему издавать короткие крики с протяжным окончанием, спускающимся вниз, «полиглот-пересмешник» (серый, розовый, ярко-коричневый с белыми полосами), на пении которого построены строфы медных инструментов в характере заклинания, с богатой гармонией. «Птица-кот» (аспидная, черно-серая) начинает свои строфы с мяукания. «Индийская Шама» (черная с голубизной, оранжевое пузико, длинный, многоэтажный черно-белый хвост) - прекрасный певец, репертуар которого использован и в партиях ударных, когда они (в двух разных наборах) играют два независимых друг от друга звука, и в ликующих фанфарах меди. Это его голос доминирует в финале произведения. «Гаррулах с белым хохолком» - большая птица, обитающая в Гималаях. Она ужасна на вид, и ее крик беспощаден. «Перелетный дрозд», порученный двум кларнетам, уравновешивает все тутти центрального раздела. Поют также: «Дрозд Свенсона», «Певчий дрозд отшельник», «Бюль-бюль Орфей», «Древесный певчий дрозд», которым поручены блестящие, пронизанные солнцем фанфары, заканчивающие первую и открывающие первую фортепианную каденции. Сочинение содержит в себе также индийские и греческие ритмы, порученные ударным. Древнеиндийский Дечи-Талас, система Шарнга-дева: Нихчанкалила, Гаджалила, Лакшмича, Чаччари, Чандракала, Дхенки, Гаждаджхампа - и из кармической теории: Матшья-Шанкирна, Трипута-Мишра, Матшья-Тишра, Аталала-Кундх. Среди греческих ритмов здесь есть следы такого метра, как дактилоэпитрит, но больше стихов составлены из элегических ямбов, и наконец, логаэдов - асклепиадова стиха, сапфической строфы, стиха Аристофана, Фалеса, Перикрата.
В начале шестидесятых Мессиан получил заказ на написание сочинения для трех тромбонов и трех ксилофонов. Будучи несколько в недоумении как использовать эти инструменты, композитор поразмыслив решил, что у тромбона есть апокалиптическая звучность, и это заставило его перечитывать "Апокалипсис", Книгу Открытий. В результате появилась вещь под названием "Цвета града небесного" для фортепиано, духовых и ударных (1963), полная тайных мистических смыслов. При написаниеи "Цветов" композитора вдохновляли грегорианский хорал Аллилуйя, греческие и индусские ритмы, перестановки длительности нот, пение птиц различных стран, драгоценные камни и радуга. В результате по словам Мессиана получилась 'комбинация звукового цвета и цветного звука'. В сочинении можно выделить четыре крупномасштабных драматических "блока": своего рода абстрактная игра очень ритмичного (птицы) и очень статичного (цветные декоративные аккорды); "высокая драма" - с сокрушительными криками бразильской птицы, и апокалиптическим "адом"; бог-провидец, имеющий сердце - внутреннюю "радугу" (единственное пианиссимо в этом опусе), окруженное похвалой "Аллилуйя"; и наконец, своего рода кода, где различные части цветной мозаики складываются.
Des canyons aux Etoiles, for Piano and orchestra (1970-74) I. Le desert (3:45) II. Les Orioles (5:59) III. Ce quit est ecrit sur les etoiles (6:36) IV. Le Cossyphe d'Heuglin (3:50) V. Cedar Breaks et le don de crainte (6:46) VI. Appel interstellaire (7:33) VII. Bryce Canyon et les rochers rouge-orange (12:56) VIII. Les ressuscites et le chant de l'etoile Aldebaran (8:07) IX. Le Moqueur polyglotte (10:34) X. La Grive des bois (3:55) XI. Omao, Leiothrix, Elepaio, Shama (9:04) XII. Zion Park et la cite celeste (10:02)
Oiseaux exotiques, for Piano and small orchestra(1956) (14:05)
Couleurs de la Cite Celeste, for Piano, 3clarinets, 3 xylos, brass & metallic percussion (1963) (16:58)
Paul Crossley, piano London Sinfonietta Esa-Pekka Salonen, cond.
Спасибо за открытие Мессиана! Загадочно, интересно! Потрясает и поражает красотой и лаконичностью. Замечательное, продуманное исполнение. Наконец смогла услышать музыку Мессиана.
...Впрочем, это еще не предел авангардного совершенства. Вот покруче: https://www.youtube.com/watch?v=uqMTFyjQqWg
А вот апофеоз: https://www.youtube.com/watch?v=QeMNoYXhn_M
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".