Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
В.А.Моцарт - Сонаты К.310 и К.330 для фортепиано - исполняет Клаудио Аррау- (mp3 256 kpbs) [аудио]
Мусоргский - Картинки с выставки, Ночь на Лысой горе, Хованщина,... Дир. Леонард Слаткин (flac). [аудио]
Джованни Баттиста Саммартини. Струнные квартеты (кончертино на 4 голоса) и квинтеты [аудио]
Календарь новостей
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Понедельник, 26 Февраля 18, 04:29
Главная страница » 2014 » Июнь » 29 » МАЛЕР Симфония №3 - Левко, Московский ФО, КОНДРАШИН
МАЛЕР Симфония №3 - Левко, Московский ФО, КОНДРАШИН

Теги: левко, Малер, Кондрашин

Nature morte
 
Густав МАЛЕР (1860-1911)
Симфония №3 ре минор
Валентина Левко, контральто
Женская группа Государственного Московского хора
Детский хор Института художественного воспитания
Симфонический оркестр Московской филармонии
Кирилл КОНДРАШИН
Первая запись симфонии Малера в СССР (1961 г)
БОНУС: Симфония №3, части IV и V
с участием Илги Тилкусе и хора Латышской филармонии (1975)
 
После недавно выложенной Седьмой переслушал и вторую имеющуюся
у меня запись Малера с Кондрашиным – Третью симфонию. Боже мой,
до чего же она проще Седьмой! (хотя рад, что в недавнем концерте 
слушал именно Седьмую). Запись эта весьма давняя и свое время
впечатление от этой симфонии в данном, и тогда единственно
доступном, исполнении оказалось для меня своего рода ключом
к музыке Малера, так что нынешнее переслушивание невольно
перенесло меня в далекое прошлое.
 
Напомню, что 1960 г весь музыкальный мир отмечал как год Малера.
К счастью, этот юбилей не обошел стороной и любителей музыки в
СССР, более того, для них он оказался во много раз более значимым
событием, чем просто юбилей. Дело в том, что музыка Малера (как и
Брукнера) в послевоенные годы вообще не исполнялась в СССР, и не
по причине отсутствия интереса со стороны советских дирижеров, а
из-за того, что на ее исполнение был наложен негласный запрет. Да
и прочесть о Малере было практически нечего – только посвященную
ему статью Ромена Роллана (там он, между прочим, описывает свои
впечатления от слушания Пятой симфонии) и у Соллертинского.
 
Важнейшую роль в отмене запрета несомненно сыграли усилия
Шостаковича, который, помимо того, что высоко ценил творчество
Малера, был, к счастью, президентом Cоветско-австрийского
общества дружбы. В результате 25 мая 1960 г под эгидой (цитирую
по сохранившейся у меня программе вечера) "Музыкальной секции
Союза обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами и
Советско-австрийского общества дружбы" в Большом зале Московской
Консерватории был проведен вечер "К 100-летию со дня рождения
Густава Малера". В президиуме были трое: Шостакович, Игорь Бэлза
(как председатель упомянутой выше "Музыкальной секции") и посол
Австрии. Шостакович выступил с кратким словом, затем Бэлза сделал
доклад "Жизнь и творчество Густава Малера", а в завершение были
исполнены (под рояль) 5 песен Малера (солистка Татьяна Карпацкая).
Во втором отделении прозвучала Пятая симфония с Натаном Рахлиным.
Впечатление было невероятно ошеломляющее, но очень жаль, что
этот исторический вечер не был, по всей видимости, записан.
 
В следующем сезоне последовало продолжение. В отмечание "100-
летия со дня рождения и 50-летия со дня смерти" 24 февраля 1961 г
была исполнена Третья симфония Малера под управлением Кирилла
Кондрашина.  На этот раз в том же году была сделана и студийная
стереозапись этой симфонии с теми же исполнителями, вышедшая на
двух LP и ставшая, таким образом, первой записью симфонии Малера,
"сделанной в СССР". Лишь в 2004 г эта запись была переиздана на
двух CD. Отмечу, что в записи 1961 г исполнение вокальных партий
солисткой и хором было на русском языке, но переиздание на CD
содержит неожиданный бонус, а именно, части IV и V даны в записи
1975 г, сделанной в Риге с участием латышского хора и (хорошей)
солистки, Илга Тилкусе, поющими на языке оригинала.
 
FLAC + Booklet (516.1 MB)
Категория: аудио | Просмотров: 994 | Добавил(а): Сузуки
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 11
1. Yuri (Сузуки)   (29 Июня 14 13:23)
То, что запрет на исполнение Малера не был гласным, подтверждается одним ставшим мне известным обстоятельством. Начиная примерно с 6-го класса я посещал шахматный кружок в Московском городском доме пионеров. В это же время я стал все больше увлекаться классической музыкой. Оказалось, что два преподавателя этого кружка были профессиональными музыкантами, а руководитель кружка, работавший там на полную ставку, Евгений Онуфриевич Пенчко (рад возможности упомянуть его имя) – большим любителем музыки. Кроме того, он, как и я, болел за московское Торпедо. Эти два обстоятельства нас очень сблизили, хотя он был лет на 15 старше меня (он со школьной скамьи прошел всю войну – до Вены) и совершенно седой (результат контузии). Он брал меня с собой на матчи Торпедо, а я стал приносить на кружок свои пластинки. В результате радиола из кабинета директора вскоре перекочевала в шахматный клуб. Потом и он начал покупать пластинки, а я иногда бывал у него дома. И однажды, когда речь зашла о Малере (я принес пластинку Этерны с 4-ой симфонией с Людвигом), он показал мне старый билет в БЗК - на концерт, где должна была исполняться симфония Малера (сейчас не помню, какая именно). Однако оказалось, что Малера из программы выбросили, но билет можно было сдать. И он сказал – «я был так возмущен, что на концерт, конечно, не пошел, но и билет сдавать не стал – решил оставить на память». Из этого ясно, что гласного запрета на Малера не было, но зоркое око цензуры не дремало.

2. Симон Шпак (nepman)   (29 Июня 14 14:45)
Вот так выкладка! Снимаю шляпу. Надо сказать, что первые книги о Малере у нас начались появляться только с конца 60-х годов: это 1968 года "Письма. Воспоминания Малера" под редакцией Фришмана, и в начале 70-х работы Барсовой и Розеншильда. А в довоенный период последняя работа о Малера, пожалуй, был только исторический этюд Соллертинского о симфониях Малера.
Правда, частично были переведены в 60-х годах воспоминания Бруно Вальтера о Малере и Анны Бар-Мильденбург.
Еще раз за столь ценную выкладку огромное спасибо!!

3. (vadimpn)   (29 Июня 14 21:33)
Спасибо за столь редкую сегодня запись. Когда-то она у меня была, однако позднее я отказался от хранения многочисленных, довольно быстро стареющих грампластинок - наверно зря. Впрочем, как говорится - что сделано, то.... Всё равно очень приятно встретиться с симфонией, которая стала для многих из нас возможно первым, или одним из первых прикосновений к музыке гениального композитора. Не могу понять почему Советская власть ограничивала исполнение подобных шедевров. Может быть из-за текста? Или тут срабатывало звериное чутьё на "чужого"? Впрочем - Бог с ним.
Ещё раз большое спасибо автору выкладки. С удовольствием слушаю именно это, можно сказать, "историческое" исполнение.

4. Симон Шпак (nepman)   (29 Июня 14 23:12)
"Не могу понять почему Советская власть ограничивала исполнение подобных шедевров. Может быть из-за текста? Или тут срабатывало звериное чутьё на "чужого"? Впрочем - Бог с ним."

Дело, собственно, не в Малере, а во всеобщем гонений на всю формалистскую музыку в то время. А после разгрома 1948 года ни о каком Малере вообще не могло идти и речи, если свои же авторы попали под жуткую опалу. Ни один дирижер не взялся бы дирижировать таким композитором, если существовали негласные списки запрещенных композиторов. А супротив идти ни у кого желания не было - себе дороже. И только спустя некоторое время после смерти Сталина, началось потепление в отношении многих авторов, вроде Малера, Стравинского, Хиндемита и т.д. и потихоньку восстанавливали " в правах" тех, кого на самом деле и надо было играть.
Кстати, очень символично, но именно в том же 1961 году Кондрашин впервые сыграл и 4-ю симфонию Шостаковича, а последний, как известно, очень любил Малера. Так что, ничего просто так в жизни не бывает.

5. Yuri (Сузуки)   (29 Июня 14 23:52)
На премьере 4-ой я, разумеется, был - симфония очень малеровская и исполнение Кондрашина до сих пор считаю лучшим.
А что касается запретов, то Брукнер вряд ли вписывается в формализм, но беда, что само понятие "формализма" в те времена трактовалось очень уж расширительно. И это сохранялось и после смерти Сталина - я помню полемику в"Советской музыке" о 10-ой Шостаковича.

6. Симон Шпак (nepman)   (30 Июня 14 00:15)
В понятие "формализм", по-моему, вообще ничего не входило, по большому счету. Любого, с кем хотели свести счеты, могли обвинить в формализме безо всяких особо аргументов. Ну скажут, правда, что-нибудь, для приличия, общее про отдаление от народных масс, про неясность музыкального языка, про подверженность влиянию загнивающего Запада и т.д..
После смерти Сталина лет 7-8 точно вообще была какая-то тишина в новых сочинениях. Даже у Шостаковича была затяжная пауза.

7. (vadimpn)   (30 Июня 14 15:28)
Уважаемые Симон Шпак (nepman) и Yuri (Сузуки), благодарю за Ваши отклики. Мы с Вами, расходясь в некоторых формулировках, мыслим сходно. По крайне мере в отношении музыки Малера. Как приятно иметь единомышленников!
По поводу самого термина "формализм" хочу отметить, что в музыковедческой литературе, вообще говоря его внятные определения всегда отсутствовали. Это был скорее "ярлык", который вешался куда угодно. В ясных критериях здесь и не было нужды, поскольку решающей была не аргументация, а от кого, или от имени какого органа исходит такой ярлык.
Я сам прекрасно помню помянутые Вами списки "не рекомендованных" произведений. Хотя зачастую это были скорее списки "не рекомендованных" фамилий, и формировались они конечно не по музыкальным, а по исключительно тонким политическим соображениям. Списки эти шли практически ежегодно, подновлялись, потом кого-то вдруг становилось "можно" играть, а кого-то другого, без объяснения причин "не рекомендовано".
Слава Богу, кажется эти времена миновали. Не стало власти, которая точно знает кто "формалист", а кто нет, и что можно играть в концертах, а что нельзя ни в коем случае, да ещё под угрозой сурового наказания. По крайней мере хочется в это верить.
Желаю Вам всего самого доброго!

8. Yuri (Сузуки)   (30 Июня 14 15:57)
В конечном счете, любое сочинение, написанное в сонатной форме, можно было обвинить в формализме. В отличие от пародной песни и вариаций на нее.

10. alex sidmak (sidmak)   (01 Июля 14 01:05)
"В отличие от пародной песни..."

пародная песня это парадная + народная? или это производное от пародия?

9. (vadimpn)   (30 Июня 14 19:11)
Да, безусловно, уважаемый Yuri. Впрочем, и народную мелодию можно - помните: "я музыку разъял как труп" - ужасающе формализовать не правда ли? Только зачем, спрашивается, да и вообще любая музыка основана, в конечном счёте, на совершенно определённых акустических основаниях и ежели их формализовать в виде цифири и разных формул, то - о ужас!
В конечном счёт ни какого "формализма" нет у "хороших" и "правильных", а кто именно таков в то или иное время - знает начальство или, что того краше - советское начальство. Вот, собственно и всё.

11. Земля (Земля)   (16 Мая 15 00:12)
Спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.