Материал восстановлен, добавлен mp3 Бывший материал участника Oleg (legoru)
Предлагаю всем послушать оркестровые сочинения Габриэля Форе, который
открыл своим творчеством "Прекрасную эпоху", переступив черту
традиционного романтизма. Стремясь уйти от пафоса Берлиоза и чётких
конструкций Сен-Санса, обратившись к искусству добаховских эпох,
французской песне и григорианским песнопениям он был первым из
французов, проложившим путь от строгого и мужественного искусства Сезара
Франка к пленительной нежности и трепетности нарождающегося
импрессионизма. Исполняют Кэтрин Стотт, Ричард Дэвис, Питер Диксон,
филармонический оркестр БиБиСи, Дирижёр Ян Паскаль Тортелье.
В симфонической сюите "Маски и Бергамаски", сочинённой в 1919 году творчество Форе соприкасается с искусством Ватто и французских музыкантов XVIII века. Эта мастерски написанная сюита — такое же симптоматичное явление во французской музыке тех лет, как в русской — Классическая симфония Прокофьева. Кстати, Сергей Сергеевич, будучи в Париже явно слышал музыку Форе, отголоски слышны в его флейтовой сонате, навеянной образами юности
В Балладе для фортепиано с оркестром (1881) Форе, как впоследствии Дебюсси и Равель, попадает, по словам Альфреда Корто, под власть неотразимых чар воздушного гармонического языка, гибкого, проникновенного, которым он открыл новую страницу в истории французской музыки. Образный строй Баллады, сохраняя и углубляя преемственность с шопеновским стилем, далек от драматического содержания баллад польского композитора. Спокойной неторопливой красочно переливающейся мелодией, начинается эта феерическая поэма о благоухании летней южной ночи, за ней следует вторая тема, напоминающая дуновение лёгкого ветра. Постепенно всё приходит в движение, поражая свежестью и яркостью ладовых и модуляционных красок и звучит третья тема - танец эльфов. Баллада завершается сказочной феерией трелей, в хрупком мерцании которых растворяются, как ускользающие радужные сновидения, все три темы произведения.
Павана для оркестра и хора на текст Робера де Монтескье (1887), записанная здесь в оркестровой аранжировке - пример преломления композитором верленовского образа "галантных празднеств". Пьесой этой очень восхищался молодой Дебюсси. Под воздействием Форе он пишет свою собственную Павану, известную под названием Паспье из "Бергамасской сюиты", а Равель - ученик Форе, написал свою Павану на смерть инфанты. Любопытно, что Павану Форе выделял и Николай Метнер, относившийся с интересом к искусству французского композитора.
Открывающий единственную оперу Форе оркестровый Прелюд целиком строится на темах Пенелопы и Улисса и является по словам композитора, чрезвычайно "деликатной частью всего целого, ибо нужно было найти чисто инструментальные средства, воссоздающие атмосферу античной драмы".
Фантазия для флейтыc оркестром, Op.79 (1898), музыка, которой, обогащена старинными ладами и частыми модуляциями, привлекает неповторимым сочетанием изысканности и строгости, изящества и простоты.
Знаменитая Элегия для виолончели и фортепиано (1883), представлена здесь в оркестровой версии
В сюите "Долли" (1893-96) Форе с любовью воссоздаёт мир детских забав, образы безискусственной радости. В этом детском цикле легко узнаётся почерк композитора - в мягких постепенных очертаниях мелодическо линии ("Колыбельная"), в изящной изобразительности синкопированного ритмического рисунка ("Мяу"), в струящихся прозрачных арпеджио контрапунктически выразительной гармоническо фактуры ("Сад Долли"). Психологической правдивостью покоряют следующие пьесы - четвёртая ("Китти-вальс"), пятая ("Нежность"), некоторыми приёмами напоминающие балетную музыку и последняя ("Падеспань") - яркая жанровая зарисовка, навеянная образами Испании.
Gabriel Fauré - Orchestral Works Yan Pascal Tortelier, K.Stott, R.Davis, BBC Philharmonic
Габриэль Форе (1845-1924)
Маски и Бергамаски, Op. 112 1 I. Увертюра 2 II. Менуэт 3 III. Гавот 4 IV. Пастораль
5 Баллада для фортепиано и оркестра, Op. 19
6 Павана, Op. 50(версия для оркестра)
7 Пенелопа: Прелюдия
8 Фантазия для флейты с оркестром, Op. 79 (оркестровка Луи Обера)
9 Элегия, Op. 24 (оркестровка для виолончели и оркестра)
Долли, сюита для ф-но, Op. 56 (оркестровка Анри Рабо) 10 I. Колыбельная 11 II. Мяу 12 III. Сад Долли 13 IV. Вальс Китти 14 V. Нежность 15 VI. Па-де-Испань
Kathryn Stott, piano Richard Davis, flute Peter Dixon, cello BBC Philharmonic Orchestra Yan Pascal Tortelier, cond.
Кто открыл эпоху - знаем. А вот кто её закрыл? Где пленительная нежность? Романтизм куда уплыл? Диссонансы, диссонансы... Уши вянут! Иногда Хоть вставляйте консонансы В авангард свой, господа!
Закрываться Прекрасная эпоха со времён Первой мировой ещё началась, потом Дебюсси умер, Кокто 'Петуха и Арлекина' написал, Шестёрка появилась, началась эпоха джаза итп. Жаль, ушло безвозвратно
5.zolotoreina zolotov (orest) (23 Декабря 11 14:45)
[Материал]
Спасибо!Очень образное предисловие,почти что поэзия...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".