Из школы Франка вышло несколько выдающихся французских симфонистов начала века, наиболее интересны пятеро - Альберик Маньяр, Венсан д’Энди, Жозеф Ги Ропарц, Шарль Турнемир и Луи Вьерн
Стиль и направление, избранное большинством последователей этой школы, уже в начале XX века было отчасти старомодным, а отчасти стояло в стороне от ускоряющегося развития музыкального «модерна», магистральная линия которого проходила от импрессионизма - через «фовизм» Стравинского и примитивизм Эрика Сати - к неоклассицизму тех же двух авторов и французской «Шестёрки». Именно эти два факта являются одной из причин относительной безвестности у нас этих, в своём роде замечательных и самобытных композиторов. Ещё одна интересная черта роднящая эту пятёрку - все они были искренними католиками, это накладывало на их музыку некий мистический сакральный отпечаток. Первые четверо у нас уже выкладывались, вот - последний, может быть он окончательно развеет заблуждения, что Франция не является источником симфоний.
Жозеф Ги Ропарц прожил почти целый век - 91 год. Во французской музыке его можно назвать настоящим Мафусаилом среди композиторов и своеобразным рекордсменом, сумевшим побить даже достижение Сен-Санса по части долгожительства. Длину его жизни поможет понять одно небольшое сопоставление. Родившись за пять лет до смерти Гектора Берлиоза и за одиннадцать лет до смерти Жоржа Бизе, Ги Ропарц являлся абсолютным современником Клода Дебюсси и сверстником Эрика Сати, годился в дедушки Пуленку, а затем дожил до дерзких пуантилистических опытов Булеза, и даже до открытия конкретной и электронной музыки.
Родившись в Генгаме, прожив всё своё детство и юность в Бретани, Ропарц сначала учился в юридической школе в Ренне, а затем в Парижской консерватории у Т. Дюбуа (гармония) и Ж. Массне (композиция) вместе с Джордже Энеску, с 1887 - у С. Франка (орган, композиция), а после его смерти - у Венсана д’Энди. В 1894-1919 был директором консерватории в Нанси, затем в Страсбуре. За время его руководства консерватория перестала быть заштатным провинциальным училищем, существенно расширилась и приобрела общефранцузский авторитет. Среди учеников Ропарца этого времени - выдающийся дирижёр Шарль Мюнш, впоследствии неоднократно исполнявший сочинения своего учителя.
В первые дни войны с Германией героически погибает друг Ропарца, легендарный для Франции начала XX века композитор Альберик Маньяр. Одну из партитур, сгоревших вместе с убитым немцами автором, оперу Маньяра «Геркёр» (или «Исцелённое сердце»), Ги Ропарц восстановил частично по памяти, а частично – по уцелевшим наброскам и клавиру. Эту самоотверженную работу Ропарц завершил пятнадцатью годами спустя, в 1931 г.
Последние тридцать пять лет Ропарц провёл практически в стороне от музыкального истеблишмента Франции.
Он живёт в основном в своей усадьбе Ланлу ("Летящий волк") и полностью посвящает себя занятиям композицией. Именно в последние годы жизни его творческая известность наконец-то достигает официального Парижа. В 1949 году, во время так называемой «послевоенной инвентаризации» уцелевших композиторов, Ги Ропарца наконец-то принимают в члены Академии изящных искусств.
По стилю и манере письма Ги Ропарц близок к своим учителям, Франку и д’Энди. Оба этих мастера оказали решающее воздействие на формирование творческой личности Ропарца, его вкусов и композиторской техники. В первой симфонии, написанной в 1895 году заметно также влияние Рихарда Вагнера. Однако все привнесённые черты стиля Ропарца базируются на французском, глубоко почвенном основании. Уроженец Бретани, кельт по духу - всю жизнь он оставался верным своей малой родине, её природе, людям и народным песням. Многие его сочинения напрямую связаны с темами, пейзажами и образами Прованса и Бретани, нередки в его произведениях и прямые цитаты из местных фольклорных источников. Критик и музыковед Рене Дюмениль писал о творчестве Ги Ропарца: «Можно просто восхищаться народными песнями, можно их цитировать и заимствовать, но гораздо важнее, чем прямая цитата для Ропарца было само вдохновение народным духом, которое питало его творчество своими соками, подобно тому, как деревья берут свою силу из родной земли»...Ропарц не избежал влияния новых течений французской музыки - многие черты импрессионизма Клода Дебюсси и Мориса Равеля без труда обнаруживают себя в произведениях 1910-х годов." Красивая" и "серьезная" вот слова, которые лучше всего подходят, чтобы описать главные аспекты музыки Ропарца. Он – подлинный поэт Бретани, "в своей музыке воспевавший ночные танцы фей в лунном свете, проделки гоблинов и скитания душ умерших по волнам пролива".
Перу Ги Ропарца принадлежит в общей сложности более ста опусов. Широко известны его симф. поэмы, опера "Страна", Реквием, квартеты (особенно 3й), фортепианные пьесы (особ. цикл «Девушки»). Также он автор пяти симфоний, дистанция между которыми составляет половину века. Первая написана в 1895 году, а последняя - в 1945. Третья симфония была записана в 80х годах Плассоном, а остальные четыре впервые вышли на дисках лишь в 2005 году в записи симфонического оркестра Нанси, дир. Себастьян Ланг-Лессинг
Симфония № 1 (1895) имеет программный подзаголовок «Симфония на бретонский хорал» (Sur un choral Breton), сразу определяющий место действия и характер музыки. Критики называют эту симфонию "Готической" из-за её мрачного, но роскошного колорита, не чуждого однако и простым человеческим радостям - философские размышления о бренности жизни тут и там прерываются у Ропарца пейзажными зарисовками и сельскими танцами в народном духе
Симфония № 2 (1900) в отличие от первой не имеет программного замысла, тем не менее бретонский фольклорный колорит в ней тоже присутствует - особенно в чудесном Адажио и в энергично-страстном, то залихватском, то лиричном финале. Музыка порадует любителей теплых и пышных гармонических сочетаний и позднеромантических мелодий
Симфония № 3 (1906) написана для оркестра с большим хором, в ней Ропарц в современном духе продолжает традиции монументальных симфоний-кантат Берлиоза. Первая часть симфонии рисует картины раннего утра - природа пробуждается, однако вместе с утром вновь оживает театр страстей и человеческих страданий. Вторая часть - снова восхищение работой создателя - спокойным морем, равниной, лесом, а вслед за эти снова вопрос "Кто может ответить, в чём смысл жизни?" Финал начинается с темы мучительных сомнений, которая постепенно превращаются в тему надежды:" Любите друг друга!". Хор прославляет Бога, а симфония заканчивается гимном справедливости и любви
Симфония № 4 (1910) вдохновлена видами моря, сподвигшими множество французов на сочинение замечательной музыки. Это наиболее "импрессионисткая" симфония Ропарца, здесь чувствуется влияние Дебюсси, что конечно же не умаляет оригинальности самого композитора. Первая часть рисует перед нами солнечный морской пейзаж, "игру волн" и звуки шумного прибрежного праздничного веселья. В напевном Адажио, полном поэтического очарования, перед нами море такое, какое оно бывает безветренной ночью - с тихим плеском волн, гуляющими вдоль воды парочками, и прочей курортной романтикой. В этот томный ночной ноктюрн, то и дело вторгаются ритмы простоватых танцев, выполняющих функцию скерцо. Финал начинается картиной бури на море, но постепенно возвращает нас к спокойствию первой части
Симфония № 5 (1945) - самое безмятежное сочинение композитора, его прямой отклик на победу в войне. Ропарц в то время жил в деревне, и неудивительно, что из под его пера вышло сочинение светлое и пасторальное, полное светлых звучаний (в первой части), элегического очарования (в Ларго) и энергичных праздничных мотивов (в шумном Престо и Финале).
Symphonie № 1 la mineur "Sur un choral Breton" (1895)
I. Lent et majestueux - assez animй (16:35)
II. Lent (11:28)
III. Pas tres vite, mais joyeux (13:06)
Symphonie № 4 ut majeur (1910)
I. Allegro moderato (9:48)
II. Adagio - Allegretto (11:02)
III. Allegro moderato (8:47)
CD2
Symphonie № 2 fa mineur (1900)
I. Adagio molto - Allegro (13:39)
II. Molto vivace (5:39)
III. Adagio (7:48)
IV. Allegro molto (9:57)
Symphonie № 5 soi majeur (1945)
I. Allegro assai (8:46)
II. Presto (3:56)
III. Largo (11:10)
IV. Allegro moderato (5:25)
Symphonique et Lyrique de Nancy
Sebastian Lang-Lessing, cond.
CD3
Symphonie № 3 mi majeur, pour soli, choeurs et orcheste (1906)
I. Tres lent - Assez Anime (12:52)
II. Lent- Moderement lent - Tres vif (19:12)
III. Assez - Lent - Assez anime (23:15)
Orfeon Donostiarra choir & soloists
Orchestre du Capitole de Toulouse
Michel Plasson, cond.
Лёша, кстати не подскажете как мне пятёрку в первом предложении (<....>) тегами выделить, чтоб щёлкнул - и вот они выкладки
Из школы Франка вышло несколько выдающихся французских симфонистов начала века, наиболее интересны пятеро - Альберик <Маньяр>, Венсан <д'Энди>, Жозеф Ги <Ропарц>, Шарль <Турнемир> и Луи <Вьерн>
Олег, в тексте материала, это, по-моему, сделать невозможно, чтобы осуществлять поиск подобным образом, фамилии нужно внести в строку "теги материала". Можно лишь "спрятать" под каждую фамилию какой-нибудь материал, но только один.
Олег, посмотрите на примере Маньяра, по-моему, получилось. Правда, пришлось повозиться.
Делал так: Выделил фамилию и имя, нажал на кнопку "ссылка", и вставил в окошко ссылку http://www.intoclassics.net/search/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D1%8F%D1%80.
Сперва пытался вставить ссылку http://www.intoclassics.net/search/Маньяр, но ничего не получилось, система превращала "Маньяр", на какjq-то неподходящbq набор символов. Для того чтобы получить правильный "наборчик", я сначала скопировал ссылку http://www.intoclassics.net/search/Маньяр в соседнее окно браузера, а уже оттуда перекопировал её и вставил в окно добавления гиперссылки. Возможно, в других браузерах (я делал в FF), этого делать не нужно, и можно сразу вставлять ссылку с русскоязычным текстом.
Спасибо, Лёша, всё получилось - выделял, потом жал на кнопку, вставлял туда http://www.intoclassics.net/search/имя и готово. Наверное есть какой то способ ручками всё это прописать, чтоб на кнопку не отвлекаться. Ну да ладно
Я знаю только как прописать коды вручную, при использовании ВВ-кодов:[url=http://www.intoclassics.net/search/имя]имя[/url ] (без пробела перед последней кв. скобкой)
Это я забыл добавить, что эти коды не годятся для редактора, который строит по умолчанию. Чтобы использовать их нужно переключиться в режим ВВ-кодов. Однако (важно!), переключаться в режим ВВ-кодов можно при публикации нового материала, при редактировании - нежелательно, весь текст наполниться кучей ненужных символов и кодов
Спасибо за приз! А комменты - да, внушительная "побочная тема" получилась. Но, ничего, будем надеяться, что к вечеру подтянутся франкофилы и должным образом разовьют основную.
Спасибо! Пароль подошел. Еще раз спасибо и вам, и Константину. Послушаем, что это за господин такой с "трудноударяемой фамилией".:)
31.Константин Владимирович (konst) (02 Апреля 10 15:57)
[Материал]
Я проверял вроде, у меня не спрашивало пароль. Возможно, я не дождался конца распаковки. Тогда прошу пардону. Ну, пусть будет с паролем, раз уж так получилось. У меня опароливание забито в конфигурации архиватора и, видимо, нужно менять конфигурацию, чтобы архивировать без пароля.
vesta, послушайте. Если не любите средневековье в духе Брукнера, начните с 5й или 4й. Хотя финал 2й Allegro molto тоже может вам понравиться - такая пляска-вакханалия с лирическими отступлениями )
Спасибо огромное за знакомство с таким интересным композитором. Возможно он и старомоден, но трогает за душу мудрым взглядом на тревоги и волнения человеческие. Третья симфония - трагическая красота!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".