Бу Линде (Anders Bo Leif Linde, 1933-1970) – шведский композитор, пианист и музыкальный критик, радикально повлиявший на развитие современной музыки в Швеции. Родился в Евле, на востоке центральной части страны. Там же провел большую часть своей непродолжительной, но плодотворной творческой жизни. Принадлежал к группе т. н. композиторов-пятидесятников («50-talisterna») – неформальному объединению композиторов-неоклассицистов, черпавших вдохновение в музыке, написанной до 30-х годов XX века.
Будучи пианистом-вундеркиндом, с раннего детства мечтал стать композитором, четко понимая, чего он хочет добиться в музыке. Для этого уже со школьных лет начал изучать теорию музыки под руководством И. Бенгтссона. В 1948 г., когда ему было всего 15 лет, поступил в Стокгольмскую академию музыки, являясь на тот момент автором нескольких крупных произведений, в т. ч. Первого фортепианного концерта. Обучался игре на фортепиано у Улофа Виберга, считавшегося титаном в области исполнительского искусства в Швеции в первой половине прошлого века. Композицию изучал в классе видного композитора Ларса-Эрика Ларрсена. От него же перенял легкую и ненавязчивую манеру сочинения. Спустя год после окончания Академии отправился в путешествие по Европе. В 1953-54 гг. учился дирижированию в Вене, после чего вернулся к себе на родину. С 1957 по 1960 гг. преподавал теорию музыки и игру на фортепиано в музыкальной школе в Стокгольме и родном Евле. Параллельно работал музыкальным обозревателем в газете Gefle Dagblad. За время сотрудничества написал свыше трех тысяч музыкальных статей и критических отзывов. Как композитор, тесно сотрудничал с Муниципальным оркестром Евле – предшественником современного Симфонического оркестра Евле, записавшего множество сочинений автора. Современники отмечали Линде как очень общительного и жизнерадостного собеседника, чьи телефонные счета всегда были просто астрономическими. Однако, несмотря на вполне успешную карьеру, по необъяснимой причине покончил жизнь самоубийством в возрасте 37 лет, оставив вдову и десятилетнего сына.
Композиторский стиль Линде отличается ясностью конструктивного замысла, а также развитым мелодизмом и оригинальным гармоническим языком. Наперекор модернизму с распростертыми объятиями принял эстетику и стилевые принципы музыкального романтизма. До конца жизни был убежденным противником додекафонии и серийной техники. Многие критики отмечали схожесть его музыкального стиля с Барбером, Уолтоном, Прокофьевым и особенно с Бриттеном. И хотя Линде чрезвычайно ценил некоторые произведения последнего, все же, такое нелепое с его точки зрения сравнение вызывало в нем сильное раздражение, с годами переходящее в депрессию. Вероятно на фоне подобных сравнений, он чувствовал себя не вполне самодостаточным композитором. Возможно, что в какой-то момент его тонкая творческая натура не выдержала такого напряжения, что, в конечном счете, и послужило причиной безвременной гибели.
Как начинающий композитор – больше всего хотел писать для органа и музыку для театра, однако, кроме пары коротких органных пьес и одной детской оперы на этом поприще ничем больше не отметился. Тем не менее, смог реализовать себя в оркестровой и камерной музыке. Не последнее место в его наследии также занимают песни, многие из которых отличаются весьма изощренным фортепианным аккомпанементом. При жизни жизнерадостные сочинения Линде, наполненные рельефными мелодиями, искрометным юмором, остроумием и спонтанностью пользовались неизменным успехом у публики, а со временем принесли и уважение музыкальных критиков. Однако на сегодняшний день среди множества его работ регулярно исполняется только Скрипичный концерт. В этом романтическом по духу сочинении, словно эхом, отдаются скрипичные концерты Уолтона, Барбера, Прокофьева и в чем-то даже Мясковского.
Концерт открывается мягким соло гобоя, вырастающим словно из ни откуда. Вступительное Andante после череды ярких фрагментов, наполненных солнечным лиризмом, возвращается вновь уже в заключительном Lento, задавая, таким образом, настроение всему сочинению. А сам финал является реминисценцией единственного струнного квартета Линде. За исключением нескольких непродолжительных передышек солист все время находится в непрестанном движении, однако, это ни в коем случае не создает эффекта топтания на месте. Напротив, он служит той движущей силой, что целенаправленно несет музыку вперед. Возможно, слабым местом произведения является отсутствие контраста между двумя его частями. Хотя, в то же время, это создает ощущение некоей целостности и композиционной завершенности. Нельзя также не заметить некоторую фрагментарность в изложении музыкального материала. Тем не менее, прекрасная колыбельная-баркарола в конце с лихвой окупает все возможные недостатки этой, по-настоящему яркой работы:
Виолончельный концерт Линде – сочинение совсем иного плана – в каком-то смысле более резкое и угловатое. В процессе его написания композитор регулярно консультировался по телефону с Гвидо Векки – главным виолончелистом Гетеборгского симфонического оркестра. Благодаря этому концерт оказался лишен тех недостатков, которые были присущи предыдущей работе Линде. Все три части сочинения находятся в сильном контрасте по отношению друг к другу. Особенно хорошо это видно по смене тональности между эфемерным окончанием первой части и судорожным вступлением ко второй. При этом финалу удается быть одновременно лирически-насыщенным и туманно-прощальным. Стоит также отметить, что сам Линде считал этот концерт своей лучшей работой. Незадолго до премьеры он признавался, что безнадежно влюблен в виолончель за ее теплоту, искренность и глубину звучания. На мой взгляд, композитору удалось превосходно раскрыть благородный характер этого инструмента. Благодаря этому в концерте есть место и душевной теплоте, и мрачной тайне, и драматически-фантастическим эффектам:
На мой взгляд, оба сочинения определенно заслуживают того, чтобы быть более известными. А Виолончельный концерт совершенно точно стоит в одном ряду с одноименными работами Дворжака и Элгара. В заключении хочу отметить, что не все сочинения Линде неизменно беззаботны по настроению, как это могло бы показаться из описания. Определенная доля меланхолии в них все же есть, хотя и без чрезмерной драматизации. Лучшим примером тому служит Вторая симфония, музыка которой захватила меня буквально с первых тактов:
CD 1:
Violin Concerto, Op. 18 (1957)
Cello Concerto, Op. 29 (1964)
CD 2:
Musica Concertante, Op. 27 (1963)
A Merry Overture, Op. 14 (1954)
Suite variée, Op. 21 (1959)
Suite Boulogne, Op. 32 (1966)
CD 3:
Pensieri sopra un cantico vecchio, Op. 35 (1967)
Symphony No. 1, Op. 1 Sinfonia fantasia (1951)
Symphony No. 2, Op. 23 (1960-61)
Исполнители: Karen Gomyo (violin), Maria Kliegel (cello), Gävle Symphony Orchestra, Petter Sundkvist, 56+65+58 min
Bonus:
Concerto piccolo for wind quintet & string orchestra, Op. 35 (1967)
Miniature Suite in modo barocco (1956)*
Исполнители: 1. Nordic Chamber Orchestra, Christian Lindberg, 2. Camerata Romana, Jan Stigmer, 11+10 мин
FLAC (lossless CD quality, 44.1 kHz, 16 bit)/rar 253+291+271+96 Mb
Hi... unfortunately the link is dead. Is a re-up possible?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".