Борис Йоффе(р.1968): диск "Музыкальная семантика": циклы и пьесы для солирующих инструментов и различных составов.
Год выпуска: 2007 Аудио кодек: APE Тип рипа: tracks Битрейт аудио: lossless Продолжительность: 78.50
Вот текст композитора и музыковеда Адама Стратиевского(печатаю русский оригинал: на диске - на немецком, английском и французском языках):
Были когда-то (а может быть и сейчас есть) такие детские книжки с «волшебными» картинками. Вы пристально всматриваетесь в страницу, на которой разбросаны точки, закорючки, пятна, кусочки прямых и непрямых линий и т. д. – и вдруг из этого хаоса начинает проступать осмысленный рисунок. Однажды среди этих россыпей вы увидите, к примеру, замок; в другой раз – речку и уходящую в горы дорогу; в третий раз – портрет знаменитого человека и т. д. А иной раз, сколько бы вы ни всматривались, ничего не увидите. Вот такой мне представляется музыка Бориса Иоффе. …Обыкновенно молодые композиторы, прежде, чем обрести себя, успевают отдать щедрую дань многоразличным стилевым манерам, техникам, добровольно становясь при этом в арьергард разных модных направлений. Cовсем по-другому расстилался творческий путь Бориса Иоффе. Еще в юные годы он словно предчувствовал, где и какова его собственная дорога, и, вскоре ступив на нее, уверенно пошел, не озираясь по сторонам, не соблазняясь никакими чужими и чуждыми красотами. Вероятно, поэтому стиль Б. Иоффе сложился таким гомогенным и притом четко очерченным: его музыку, если проникнуться ею, не спутаешь ни с какой другой, и, хорошо зная десяток его произведений, легко опознаешь и одиннадцатое. Музыка Б. Иоффе обладает еще одним достоинством: она, если можно так выразиться, чиста и честна – в ней, как кажется, нет ни одного звука, который не был бы прочувствован композитором; нот ровно столько, сколько нужно, – и каждая на своем месте. И еще: музыка Б. Иоффе, при всей ее новизне, современности, самобытности, несомненно, сопричастна традиции – традиции гуманоцентризма, господствовавшей в европейской музыке на протяжении последних четырех столетий (не вовсе умерла она и в ХХ в. – достаточно сослаться на Бартока, Прокофьева, Шостаковича и, конечно же, на нововенцев). Музыка Иоффе – словно повествование о чьем-то «Я» и – часто – от лица этого «Я». Словно силою волшебства из звуковой россыпи точек, отрезков прямых и непрямых линий, рождается психологический портрет – портрет современного интеллектуала, утонченного и образованного, склонного к размышлению, томимого трудно выразимыми ощущениями. Безразличный к прозе социального бытия, этот «Я» всецело погруженного в мир искусства, философии, истории, религии. Воплощая внутренний мир такого «Я», да еще прибегая к непростой, изысканно аскетичной технике, композитор обречен создавать музыку элитарную – то есть такую, которая и толкует о материях, не до всех касающихся, и адресуется только к тем, кто хочет и может ее понять… *** Своеобразным ключом к понимания музыкальной поэтики композитора могут послужить его квартеты. Все они представляют собой лаконичный одночастные миниатюры (gedichte, согласно авторскому названию) и свободно объединены в макро-цикл («Quartettebuch»). Цикл открыт – к уже написанным пьесам регулярно добавляются все новые и новые. На этом диске записаны семь из них (№№ 11-17). Между ними много общего – подобно тому, как обычно бывают схожими лирические стихотворения одного поэта, посвященные одной и той же сквозной сокровенной теме (жизнь, смерть, любовь, молодость, старость и т. д.)… Выразительные «говорящие» мотивы неспешной чередой следуют друг за другом, наплывают друг на друга, сплетаются в странно-стройные созвучия, снова расплетаются… Темп сдержанный, ритм ровный… Все это создает характер невеселого, углубленного несуетного раздумья – порой о сущностном, порой – о как бы случайном… Отсвет квартетов – то более, то менее явственный – лежит на многих других инструментальных произведениях Б. Иоффе. Таковы Сонет для гамбы (№9), Ария для струнного трио (№ 21), Эссе (№ 18). Эти сочинения более экспрессивны, в их музыке больше эмоциональных перепадов, ярких контрастов, и в ней, в отличие от квартетов, слышится речь, обращенная вовне, к видимому или невидимому собеседнику. А вот в вокальном цикле Vier (№№ 1-4) почти совсем не слышно этой характерной живой речи «от первого лица» (а если и слышно, то разве в партиях инструментального сопровождения). Эти песни можно бы назвать «Сакральными песнопениями» (Gesange). Текст подан так, что кажется, что он звучит как бы сам собою, вне живого произнесения. Первые две песни (Вийон и Мандельштам) – словно и заговорившие эпитафии (отдельные буквы, а то и целые слова стерлись, можно лишь с трудом догадаться, что там было написано – вслушайтесь в партии инструментального сопровождения!). Вторые две - «Священные предания»: некто (кто?) читает по невидимым скрижалям сакральный текст. Читающий внешне бесстрастен – толпа застывает в безмолвном страхе… Так входят в современную жизнь события и происшествия Gegenwart и Ur-Gegenwart… «Игру времен» композитор заставляет почувствовать и в своей обработке пьес Дж. Габриэли. Благодаря комментарию, музыка, написанная в XVI в., транспонируется в десятилетия и века грядущие – в XVII, XVIII, а иной раз и в XIX… Любопытны и парадоксальны программные пьесы Иоффе: кажется, что не программный заголовок призван растолковать музыку, а, наоборот – музыка служит комментарием к объявленной программе. Sechs Entwurfe (№ 10) – повесть о несостоявшемся произведении. Первый Entwurf – о том, когда будущее произведение открывается художнику в озарении – в целом и в подробностях, затем – мысленная отработка деталей и частностей, а последний – сухое описание этого произведения, которое могло бы быть написано, но так и не состоялось… Baum (№19). Не ищите здесь изображения постепенного превращения хилого деревца, едва стоящего на ногах, в могучее дерево, глубоко вросшее в землю. Вся пьеса со своей скупой графикой (фагот соло!) и капризными ритмами-жестами скорее вызывает ассоциации с искусством мима (вспомним неподражаемого Марселя Марсо), который одним-двумя штрихами-жестами был способен изобразить малое и большое, тонкое и неохватное… А что есть основание человеческого достоинства? (Oratio…, № 27). Не поклонение окружающих, не сознание собственного величия, не гордость, не спесь – лишь легкий нрав, добросердечие да незамутненная совесть… …Музыка Бориса Иоффе содержательна, но непроста – сама в уши и в душу, как и всякая настоящая элитарная музыка, не лезет. Чтобы понять ее и принять, слушатель сам должен сделать навстречу к ней первые шаги – иначе она не откроет ему своих красот. Но тот, кто не поленится, наверняка будет щедро вознагражден.
Спасибо! Мое Сознание с первого прослушивания настроилось в резонанс с музыкой этого композитора. Есть ли еще что либо? Очень красивая музыка! Я бы сказал медитационная, способная очистить от мусора тонкое пространство человека. Мне показалось, что медленный ритм композиций не создает впечатление грусти. Создается впечатление чистоты и красоты тишины в пространстве.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".