Александр Черепнин (1899-1977) считается одним из крупнейших композиторов Русского Зарубежья. Сын композитора и певицы (Николая Черепнина и Марии Бенуа). Учился в Петроградской и Тбилисской консерваториях, после переезда с семьей во Францию в 1921 году окончил Парижскую консерваторию. Много концертировал в разных странах Европы и США, в 1931 посетил Египет, Палестину, Крит, Грецию. В 1934-37 жил в Китае и Японии, вёл муз.-обществ. и пед. деятельность. Был директором Шанхайской консерватории. Сыграл огромную роль в формировании японской композиторской школы (среди его учеников Акира Ифукубе). В 1937 вернулся в Париж, где в 1938-45 преподавал в Рус. консерватории (класс фп.). В 1949 поселился в США (профессор университета Де Пол в Чикаго, класс композиции). На формирование художественного мировоззрения Черепнина большое влияние оказало творчество композитров петербургской школы и Сергея Прокофьева, в меньшей степени Игорь Стравинский, и французские модернисты. Для композитора характерен интерес к фольклору - русскому, грузинскому, а также египетскому, китайскому. Ч. обогатил композиторскую технику, в частности ввёл в практику метод интерпункта ("нота между нотой" - в противоположность контрапункту "нота против ноты") и так называемую черепнинскую 9-ступенную гамму (октава делится на три равных тетрахорда, имеющих 3 модификации: целый тон, 2 полутона; 2 полутона, целый тон; полутон, целый тон, полутон), которая служит основой многих его сочинений. На слух звучит достаточно современно и при этом мелодично и красочно
Черепнин автор четырёх симфоний Первая симфония - интереcный пример игры коротких мотивов и использования чистых ритмов. Особенно впечатляет вторая часть симфонии - Vivace на одних ударных - для 1927 года очень смело. Вторая симфония (1946-51) - послевоенная элегия с мыслями о Родине. Третья симфония носит подзаголовок "Китайская" - темы симфонии близки к китайской народной музыке со свойственной ей пентатоникой. В медленной третей части протяжная китайская мелодия вдруг неожиданно превращается в русскую. Чётвёртая симфония близка русской традиции.
Из шести фортепианных концертов (местами очень Прокофьевских) наиболее оригинальны 4й (Китайская фантазия), 5й (очень русский и хрустальный по колориту, как будто бы навеянный сказкой о спящей Царевне) и 6й - интересный пример соединения неоклассических и русских мотивов
Интересны и сольные фортепианные сочинения Черепнина. Ранняя романтическая сонатина, созданная в голодный 18й год - виртуозная вещь, в которой смешались влияния Рахманинова и Прокофьева, Пять китайских этюдов - яркий образец преломления китайского фолькора, воскрешающий образы Дебюсси. Цикл "Опивочки" (так отец композитора Николай Черепнин называл вкусные винные остатки на донышке стакана) создан на основе эскизов к различным сочинениям, в том числе 5й симфонии.
Есть у Черепнина и оркестровые сочинения - сюиты из опер, балетов, концерты и пьесы для струнного оркестра. Редкие камерные сочинения в авторском исполнении в ансамбле с французами (квинтет, квартет, трио) мне понравились меньше, чем фп. пьесы (суховаты, но тоже в духе Прокофьева и Стравинского), сочинения же для виолончели и фортепиано (особенно сонаты) довольно известны и часто исполняются.
Александр Черепнин (1899-1977)
Симфонии и Фортепианные концерты Noriko Ogawa, piano Singapore Symphony Orchestra Lan Shui, conductor Mp3/ 320 kpbs/ 650 Mb
Треклист:
CD 1: Simphony No.1 in E major, op.42 (1927) 01 I. Maestoso - Allegro risoluto 02 II. Vivace 03 III. Andante 04 IV. Allegretto con anima - Presto
Piano Concerto No.5, op.96 (1963) 05 I. Allegro moderato 06 II. Andantino 07 III. Animato, ma poco rubato - Molto animato - Tranquillo - Animato
Simphony No.2 in E flat major, op.77 (1947-51) 08 I. Sostenuto - Allegro 09 II. Lento 10 III. Allegro 11 IV. Poco sostenuto - Allegretto
CD 2: Simphony No.3 in F sharp major, op.83 (1952) 01 I. Lento - Animato, risoluto - Allegretto 02 II. Allegro pesante 03 III. Adagio 04 IV. Allegro - Maestoso- Allegro risoluto
Piano Concerto No.6, op.99 (1965) 05 I. Allegro 06 II. Andantino 07 III. Animato
Simphony No.4 in E major, op.91 (1958-59) 08 I. Moderato 09 II. Allegro, tempo di valse 10 III. Andante con moto
CD 3: Piano Concerto No.1, op.12 (1918-19) 01 Allegro tumultuoso
Piano Concerto No.3, op.48 (1931-32) 02 I. Moderato 03 II. Allegro
Festmusik, op.45a /Праздничная музыка (сюита из оп. "Свадьба Зобеиды") (1930) 04 I. Ouvertüre: Presto 05 II. Einzug: Maestoso 06 III. Tanz: Allegro 07 IV. Finale: Allegro grazioso
Symphonic Marsch, op.80/Симфонический марш для оркестра (1951) 08 Allegro
CD 4: Symphonic Prayer, op.93 /Симфоническая молитва (1959) 01 Maestoso
Piano Concerto No.2, op.26 (1923) 02 Vivo
Magna Mater, op.41 /(Белая мать)(1926-27) 03 Moderato tranquillo
Piano Concerto No.4 (Fantaisie), op.78 /"Китайская фантазия" (1947) 04 I. Eastern chamber dream /Сон в восточных покоях 05 II. Yan Kuei Fei's love sacrifice /Жертва любви Ян Гуй Фэй 06 III. Road to Yunnan /Дорога в провинцию Юньнань
ДОБАВЛЕНО Грузинская рапсодия для виолончели с оркестром, op.25 (1922) Концертино для скрипки, виолончели, ф-но и оркестра, op. 47 (1931, ред.1968)
http://intoclassics.net/news/2012-03-29-27672
Оркестровые сюиты http://i067.radikal.ru/1206/23/f899d207453a.jpg Треклист: Symphony No.4, Op.91 (1957) (Received Glinka Prize) 01 I. Moderato 02 II. Allegro, tempo di Valse 03 III. Andante con moto
04 Romantic Overture, Op.67 (1942)
Suite for Orchestra, Op.87 (1949-53) 05 1. Idylle: Allegro maestoso 06 2. Conflicts: Allegro resoluto 07 3. Nostalgio: Lento 08 4. Rondo: Allegro moderato
Russian Dances, Op.50 (1933) 09 Allegro moderato 10 Vivace 11 Allegretto 12 Allegro 13 Allegro marciale Русские танцы для оркестра, Op. 50 (1933) Slovak State Philharmonic Orchestra
Wing-Sie Yip, cond.
Три пьесы для струнного оркестра, Op.37 №1. Увертюра №2. Тайна для влч. и кам. оркестра №3. Для занятий боксом
Concerto da camera для флейты, скрипки и камерного орк., op.33 (1924)
Серенада для струнных, Op.97 (1964)
Александр Рудин, виолончель
Ольга Ивушейкова, флейта; Назар Кожухарь, скрипка
Камерный оркестр "Musica Viva" / Николай Алексеев, дир.
Треклист: Романтическая сонатина op.4 (1918-19) 01 I. Allegro 02 II. Canzonetta (Allego con moto) 03 III. Andantino Tempestoso
Пять концертных этюдов op.52 (1934-36) 04 I. Театр теней 05 II. Лютня 06 III. Посвящение Китаю 07 IV. Гиньоль 08 V. Хвалебная песнь
Четыре Арабески, op.11 (1920-21) 09 Andantino 10 Allegro vivo 11 Allegretto 12 Presto
13 Песня и хор, op.66 (1939-40)
14 Опивочки, op.109 (1975-77): №№ 3,11,0,4,17,37
Восемь пьес для фортепиано, op.88 (1954-55) 15 I. Медитация 16 II. Интермеццо 17 III. Мечта 18 IV. Экспромт 19 V. Заклинание 20 VI. Погоня 21 VII. Этюд 22 VIII. Бурлеск
Александр Черепнин, ф-но Groupe Instrumental de Paris Yan Pascal Tortelier (violin); Paul Tortelier (cello) rec. 1967-1969 Николай Гедда, тенор *1973 Новая ссылка от Константина Владимировича (konst) на 2 CD камерной музыки:
Соната №1 для виолончели и фортепиано, соч. 29 (1924) Соната №2 для виолончели и фортепиано, соч. 30, №1 (1924) Соната №3 для виолончели и фортепиано, соч. 30, №2 (1919-26) Хорошо темперированная виолончель, 12 прелюдий, соч. 38 (1925-26) Пъсни и пляски для виолончели и фортепиано, соч. 84 (1953) Сюита для виолончели соло, соч. 76 (1946) Ода (1919) исп. Александр Ивашкин, Джеффри Тозер исп. Александр Рудин, Виктор Гинзбург
Музыка для духовых и клавесина Дуэт для 2х флейт, Op. 108 (1977) Прелюдия для 2х флейт, op.24 no.3 (ар.1971) Этюд для флейты и фортепиано (1927) Трио для флейты, скрипки и виолончели (1960) Bent Larsen, Henrik Svitzer Квинтет для духовых инструментов, Op. 107 (1976) Prague National Theater Wind Quinte Спортивная сонатина для фагота и фортепиано, Op.63 (1939) Junko Kundo, bassoon/Mitsutaka Shiraishi, piano Сюита для клавесина, Op. 100 (1966) Sumina Arihashi, harpsichord
Пост перекрывает вот этот материал с мёртвыми ссылками http://intoclassics.net/news/2009-10-04-9359
Концерт для фортепиано с оркестром №1, Op.12 (1919–20) Концерт для фортепиано с оркестром №3, Op.48 (1931-32) Murray McLachlan, piano; Chetham SO / Julian Clayton, cond. http://files.mail.ru/8DKEGO mp3-224
Концерт для фортепиано с оркестром № 5 Михаил Плетнёв, Лен филармония, 1980 http://files.mail.ru/P3H8QP mp3-192
2.Константин Владимирович (konst) (02 Ноября 10 14:03)
[Материал]
Точнее - у него 5й с Плетнёвым и Ленинградским ФО (видел в суслике, скачаю, если получится), остальные исполнения те же, что и у меня Пожалуйста!
5й концерт и 3ю симфонию всем рекомендую. Мне ещё 1я симфония понравилась жесткостью ритмов и 6й концерт - необычный сплав (как если бы скрестить 1-2й концерт Прокофьева и Концерт для ф-но Стравинского)
Когда-то слушал я Черепнина, Но ничего не отложилось в черепушке. Быть может в темя клюнул петя не царя, А прямо мне заехал по макушке? Отшибло память! Где отец, где сын? Всё перепуталось в головушке с годами. А тут ещё её морочат мне Каким-то интрапунктом и ладами!
Пожалуйста! странно, что не отложилось - довольно характерная музыка, про хиты, на которые следует внимание обратить я выше писал. Мне понравилось вообщем, хотя вкусы разные
*Для справки : Черепниных-композиторов четверо было - папа Николай, его сын здесь представленный и их потомки - Сергей и Иван. Все к Парижу тяготели, но про Россию матушку не забывали, хотя последние два ближе к Западной традиции. Ещё Степан есть http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22084/
8.Константин Владимирович (konst) (02 Ноября 10 17:00)
[Материал]
Ого, сколько их. Прям как в известной эпиграмме Гафта: "Россия, слышишь этот зуд? Три Михалкова по тебе ползут."
Спасибо! русская версия семейства Бахов... никогда не мог, да и не стремился запомнить кто из них кто. Но эти русские парижане мне чем-то милы, они такие ...чопорно-воспитанные, любезные. Но страшно любопытные на предмет "как там у вас". Встречался...
Скорей всего это Михаил Плетнёв - он концерт Черепнина точно играл. Правда мне не очень понравилось, японцы интересней - видимо они его музыку давно знают
(Комментарии из удалённого поста с 1-й симфонией - выкладывал Cyrill Pro Zoom (mahler) ): 1. Александр Павлович (Палыч) (20 Август 08 15:28) Довольно неожиданная выкладка! И впрямь хороша симфония? Послушаем когда нибудь. Но надо предупредить публику, что Черепниных столько же, сколько Бахов.
2. Cyrill Pro Zoom (mahler) (20 Август 08 16:27) Да, действительно, насколько я знаю, Черепниных было три поколения композиторов: отец (Николай Николаевич), сын (Александр Николаевич, симфония которого здесь представлена) и два внука. О семье Черепниных можно прочесть здесь. О Николае Николаевиче Черепнине (наиболее известном из Черепниных) - здесь. Что касается симфонии, то такую музыку мне лично однозначно оценить сложно. На слух симфония тяжеловата , но в качестве ознакомления прослушать можно. Интересно, конечно, узнать мнения остальных.
3. Oleg (legoru) (02 Ноябрь 10 15:01) Мне понравилось - вспоминается Прокофьев Скифской сюиты и 2й симфонии, Весна священная, Пасифик Онеггера, варварский Барток, но музыка очень оригинальная - без всякого подражательства, интересные диссонансы и тембровые решения, практически европейский уровень, но звучит всё по-русски
Очень интересный пост! Просто - низкий поклон. Впервые, в общем, познакомился с творчеством этой семьи. Музыка, конечно. интеллектуальная, рассчитанная не на эмоции голые, а на уши, причём изощрённые в гармонии, ладах, ритмах. Очень интересно! Большущее спасибо!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".