Либретто Чезаре делла Валле, герцога ди Вентиньяно по собственной трагедии
"Анна Эрицо", частично базирующейся на трагедии "Фанатизм, или
Пророк Магомет" (1742) Вольтера
Премьера: 3.12.1820, т-р "Сан-Карло", Неаполь
Действующие лица и исполнители:
Paolo Erisso, provveditore dei Veneziani in
Negroponte / Паоло Эриссо, венецианский наместник в
Негропонте
Ernesto Palacio
Anna Erisso, sua figlia / Анна Эриссо, его дочь
June Anderson
Calbo, generale veneziano / Кальбо, венецианский генерал
Margarita Zimmermann
Condulmiero, altro generale / Кондульмьеро, другой генерал
Laurence Dale
Maometto II, sultano turco / Магомет II, турецкий султан
Samuel Ramey
Selimo, suo confidente / Селим, его доверенное лицо
Laurence Dale
Ambrosian Opera Chorus
Philharmonia Orchestra
Conductor: Claudio Scimone
Запись: XII, 1983 Kingsway
Hall, London
Действие происходит в Негропонте
в средние века.
Акт первый. Турецкий султан
Магомет II, стоящий во главе своей многочисленной армии, держит осаду
греческого Негропонта (венецианской колонии) и угрожает спалить город, если
ворота не будут открыты на следующий день. Венецианский наместник Паоло Эриссо
созывает военный совет, на котором необходимо решить, что делать дальше. Когда
Кондульмьеро предлагает сложить оружие и сдаться на милость победителя, молодой
генерал Кальбо настаивает, что врагу нужно оказать сопротивление. Его призыв
поддерживается большинством: все обнажают мечи и клянутся, что будут сражаться
до последней капли крови. Эриссо, обеспокоенный судьбой своей дочери Анны,
ведет Кальбо в ее покои и сообщает, что рука дочери обещана молодому генералу:
никто лучше него не защитит ее от нашествия армии Магомета. Воля отца должна
соблюдаться непрекословно – и Эриссо велит дочери идти с ними в семейный склеп,
где перед могилой ее матери и должен состояться обряд венчания. Однако Анна,
сбиваясь и путаясь, сообщает отцу, что любит Уберто, короля Митилена, с которым
она повстречалась в Коринфе, когда ее отец был в Венеции. При этом выясняется,
что как раз в то самое время настоящий Уберто находился на борту корабля,
вставшего на якорь у берегов Венеции – именно тогда, когда и Эриссо был там, –
поэтому Анна влюбилась в самозванца, выдававшего себя за Уберто. Но
разбирательство прерывается звуками пушечных залпов: под покровом темноты
неизвестный предатель открыл Магомету городские ворота. Оставляя дочь одну,
Эриссо вручает ей кинжал – и Анна заявляет, что скорее заколет себя, чем
попадет в руки врага. Затем она идет в часовню, чтобы совершить молитву. А к
этому моменту уже почти весь Негропонт захвачен врагом. Еще через некоторое
время в плен попадают Эриссо и Кальбо: до последнего момента они доблестно
защищали крепость, нерушимый, как казалось еще совсем недавно, оплот
венецианского владычества. Когда эти двое повержены перед победителем, Магомет
признает в Эриссо отца Анны, девушки, которую он любит, и обещает сохранить
наместнику жизнь при условии, что крепость немедленно капитулирует. Когда
Эриссо с негодованием отказывается, Магомет приказывает казнить обоих. В то
время как конвой уводит пленников, из часовни появляется Анна, бросаясь к ним –
и, к всеобщему изумлению, узнает в Магомете того самого молодого человека, который
выдавал себя за Уберто, и с которым у нее была любовная связь. Угрожая заколоть
себя, девушка умоляет султана освободить отца и Кальбо, говоря, что генерал –
ее брат. Магомет внимает ее мольбе и освобождает узников, но просит Анну выйти
за него замуж. Анна не осмеливается отвечать: колеблющаяся и сбитая с толку,
она не может выбрать между отцом и возлюбленным из стана врага.
Акт второй. Анна насильно
удерживается в ставке Магомета. Несмотря на окружающую роскошь и всяческие
увещевания молодых наложниц султана, пытающихся уговорить ее всецело предаться
радостям любви, она пытается скрыться от них, но внезапно появляется Магомет.
Он вновь говорит Анне, что любит ее и готов пощадить ее отца и «брата» Кальбо,
если она даст согласие на брак с ним. Анна признается, что любит его
по-прежнему, даже если и отказывается дать волю чувствам, направленным против
ее дочернего долга и воли Господа. Неожиданно приходят вести, что атака на
крепость отбита, а захватчики отступают, преследуемые венецианскими войсками.
По этой причине Магомет принимает решение лично повести свои войска в новое
наступление. Расставаясь с Анной, он оставляет ей кольцо – символ своего
могущества и власти: оно обеспечит ей поклонение и покорность всех его
подданных. При этом Магомет предупреждает, что если она не изменит своего решения
до его возвращения, отныне он будет считать себя не человеком, который любит
ее, а жестоким беспощадным султаном. Перед его уходом Анна вдруг слышит
настойчивый голос Всевышнего, призывающий ее к героическим свершениям. Между
тем Эриссо и Кальбо, заключенные под сводами церковного подземелья, опасаются
нового наступления вражеских сил. Перед могилой своей жены Эриссо оплакивает
судьбу дочери, но Кальбо успокаивает его: Анна никогда не предаст свою отчизну.
Но вдруг она сама внезапно появляется в склепе и передает своему отцу кольцо
Магомета и турецкую одежду, которая поможет ему и Кальбо освободиться из
темницы. Но Анна не может выйти вместе с ними, так как стража Магомета хорошо
знает ее в лицо. Таким образом, ей ничего не остается, как принести себя в
жертву. Перед могилой своей матери, во исполнение давней мечты покойной, она
просит отца соединить ее узами брака с Кальбо. Глубоко тронутый Эриссо
соединяет руки молодых людей и благословляет их союз. Оставшись одна, Анна
издалека слышит молитвенные голоса женщин: некоторые из них пришли убедить ее,
что необходимо скорее уйти отсюда, так как стража Магомета разыскивает ее, и от
исхода этого зависит их дальнейшая судьба. Окрыленная известием, что победа
близка и что ее родные вне опасности, Анна готовится принять свой жребий. Воины
Магомета врываются в склеп и набрасываются на нее, чтобы убить. Анна безропотно
подставляет себя под сталь воинских клинков, но солдаты настолько потрясены
храбростью девушки, что не осмеливаются даже прикоснуться к ней. Наконец,
появляется и Магомет. Не смея смотреть ему в глаза, Анна признается, что Кальбо
– ее муж, а не брат, и что могила ее матери, перед которой совсем недавно
состоялся свадебный обряд, оросится теперь ее собственной кровью. Затем, к
всеобщему ужасу, Анна закалывается кинжалом и падает замертво на могилу матери.
- Ну вот опять, опять второй! И по сюжету, и по жизни. Да будь хоть трижды я герой - Одно - виновен в экстремизме! Пойду, Чезаре позвоню - Ведь обещал же он мне Анну! Нельзя менять сто раз на дню Либретто, имена и планы. Да где же номер? Потерял... Ну, Джоаккино его знает. Скажу - Не на того напал!!! Авось - либретто поменяют!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".