В «Ave Maria» Сергея Жукова на сцене – одна исполнительница, которая помимо
вокала и актерского воплощения образа временами занята игрой на каком-либо из
двух роялей (один препарирован). Кроме того, все это органично встраивается в
фонограмму (композитор называет ее «саундтреком»), где вместе с обработанным
голосом звучит виртуальный рояль. В результате, по сути, сольная сцена
парадоксально обрастает объемной, многоголосной звуковой материей. В какие-то
моменты кажется, что это не фиксированная фонограмма, а интерактивная
электроника, преобразовывающая голос и фортепиано в реальном времени.
Интересно, что первоначально композитор предполагал именно такой вариант
сопровождения, но это было связано с дополнительными сложностями, и пока
пришлось от него отказаться.«Ave Maria» Жукова – глубинная и где-то экзальтированная католическая
молитва, но с русским народным (славянско-языческим) акцентом. А также
периодическим цитированием знаменитой до-мажорной прелюдии И.С. Баха из I тома
«ХТК» (причем в сознании она, естественно, достраивается мелодией Ш. Гуно, не
цитируемой, но подразумеваемой). Сочинение продолжает серию работ композитора в
жанре инструментального театра. По его словам, в известном смысле оно является
зеркальным отражением моноспектакля «Стихомания», в котором пианистка должна не
только играть на рояле, но и петь (в «Ave Maria» обратная ситуация).
И. Северина "Играем с начала", №12, декабрь, 2013
http://zhukovsergey.ru/zvuk/ave_maria.MP3
|