В христианском календаре Рождество всегда приковывало к себе наибольшее внимание с музыкальной точки зрения. И хотя основной вклад в музыку всегда вносили различные гимны, хоралы и песнопения, необходимые для церковной службы, традиция "разбавлять" их т.н. "пасторальными симфониями", зародилась уже в 17-18 веках. Примером тому являются многочисленные Рождественские кантаты, с наиболее полным списком которых можно ознакомиться тут, Рождественская Оратория Баха, и "Мессия" Генделя, а также знаменитый Рождественский концерт Корелли. Следующий век в целом продолжил традицию монументальных хоральных сочинений, примером тому являются Оратория Берлиоза "Рождение Христа" (1854) и Рождественская оратория (1858) Сен-Сенса. За исключением симфонии "Санта Клаус" Уильяма Фрая, написанной в 1853 г., 19 век не отметился больше ни одним значимым инструментальным произведением, посвященным рождественской тематике. Однако в последующие годы с ростом числа публичных рождественских концертов увеличился и запрос на произведения подобного рода. А спрос, как известно, рождает и предложение. Ранние чисто инструментальные сочинения представляли собой либо легковесные «катания на санях», либо попурри, составленные из известных рождественских гимнов и хоралов.
Первой значительной работой в этом ряду является Симфония Колядок (1927г.) южноафриканского композитора Виктора Хели-Хатчинсона. Не смотря на то, что симфония имеет традиционную четырехчастную структуру, искушенный слушатель найдет в этом чарующем произведении мало общего с классической симфонией. Сочинение Хели-Хатчинсона представляет собой серию разностилевых прелюдий, в основе каждой из которых лежит тот или иной рождественский гимн. По большому счету, композитор лишь сделал соответствующую аранжировку известных песнопений, добавив к ним дополнительную оркестровку и контрапункт. Так первая часть, написанная в стиле хоральных прелюдий Баха, открывается гимном "Придите, верные" (Adeste fideles). Вторая часть – скерцо – основана на гимне God Rest You Merry, Gentlemen и носит на себе отпечаток сочинений Балакирева и Ляпунова. Следующее за ним Andante состоит из двух гимнов – центрального The First Noel и обрамляющего его по краям Coventry Carol. Энергичный финал открывается музыкой из вступления, после чего звучит еще один гимн Here We Come A-Wassailing. В заключении вновь звучит гимн "Придите, верные", обработанный в стиле, схожем с фугами ирландского композитора Чарльза Стэнфорда. Все сочинение было написано так, чтобы исполнятся без паузы. Премьера симфонии состоялась в 29 сентября 1929 г. под управлением автора и транслировалась по BBC наряду с сочинениями Элгара и Воан-Уильмса.
Рождественская симфония британского композитора Патрика Стэндфорда выдержана в рамках классической симфонии 18 века, хотя местами звучит как саундтрек к фильму. Написанная на 50 лет позже, чем одноименное сочинение Хели-Хатчинсона, она тоже вышла на свет из рождественских попурри, которые композитор сочинял для развлечения своих детей:
И хотя термин "симфония" применительно к этим беззаботным произведениям использован слишком вольно, все же это ни сколько не умаляет красоты музыки. Остается лишь удивляться тому, что они до сих пор не стали традиционным номером рождественских и новогодних концертов.
Brian Kelly (b. 1934). Improvisations on Christmas Carols (1969)
Victor Hely-Hutchinson (1901-1947). A Carol Symphony (1927)
Peter Warlock (1894-1930). Bethlehem Down, a carol for strings (1927/2002)
Philip Lane (b. 1950). Wassail Dances (1973)
Patric Standford (b. 1939). A Christmas Carol Symphony (1978)
Исполнители: City of Prague Philharmonic Orchestra, Gavin Sutherland
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".