Juan Francés de Iribarren Хуан Франсес де Ирибаррен
(1699 - 1767)
Salmos, villancicos y cantadas
Псалмы: Dixit dominus a 8 · Completas a 6 · Salve Regina a 8 ·Magnificat 'de Batalla' a 8
Кантаты: Aquella comun borrasca · Vamos claros · Qué temprano, oh bien mio!
Вильянсико: Como es noche de placeres · Ay mi Dios! · Pardiobre!
Viendo que Gil, hizo raya · Jacara de fandanguillo · Cesen desde hoy los profetas
Nova Lux Ensemble de la Coral de Cámara de Pamplona, руководитель David Guindano Igarreta
Испанская музыкальная традиция очень ярко проявила себя на общеевропейском уровне во времена величия колониальной империи, которая довольно быстро стала объектом разнообразных притязаний. Наряду с придворными и династическими кризисами, испанские композиторы затерялись в музыкальных анналах к началу XVIII века, когда вслед за сменой королевской династии изменились и августейшие предпочтения в искусстве. Италия, всегда оказывала значительное культурное влияние на испанскую музыкальную традицию, но к XVIII веку сложилась ситуация при которой итальянцы просто заполонили испанские дворы и не просто были законодателями моды, но и вытеснили своих испанских коллег на периферию. Периферией оказалась провинция, с её многочисленными храмами и монастырями, там испанцы держали оборону, и, как выяснилось, создавали подлинные шедевры. Прихожане храмов и местное церковное начальство были куда более консервативны и патриотичны нежели испанские гранды, поэтому в соборах Испании звучала любимая и знакомая испанцам музыка проникнутая народными традициями. При этом в некоторых богатых храмах имелись великолепные капеллы с достаточным ассигнованием, так что талантливые музыканты имели возможность не сдерживать собственных амбиций. Нельзя сказать, что в периферии итальянское влияние не ощущалось, оно ввиду своей силы проникало и туда, однако, оно не довлело как при дворе, а сплеталось с традиционной музыкой уберегая и обогащая национальный стиль.
Хуан Франсес де Ирибаррен был одним из наиболее выдающихся испанских мастеров своего времени работавших в провинции. Благодаря своему таланту и трудолюбию он сумел добиться хороших условий для творчества. По протекции Хосе де Торреса, у которого Хуан с 14 лет изучал музыку в Мадриде он устроился органистом в старом соборе Саламанки едва достигнув совершеннолетия. В Саламанке Ирибаррен не упустил возможности совершенствоваться в своём искусстве и подробно изучить музыкальную теорию и практику. В 20 лет он был рукоположен в священники, что открыло для него новые возможности, которыми он не преминул воспользоваться для получения вакансии капельмейстера величественного собора Малаги. Впрочем, этот пост он получил не сразу, после смерти предыдущего капельмейстера - Франсиско Санса, бывшим капельмейстером на протяжении полувека, был объявлен конкурс, в котором Ирибаррен остался вторым за Мануэлем Мартином Дельгадо, но скоропостижная смерть победителя, так и не успевшего вступить в должность способствовала занятию Ирибарреном места без проведения повторного конкурса. Очень скоро церковное начальство убедилось в правильности выбора и когда в 1741 году в Вальядолиде скончался капельмейстер Альгарабель церковное начальство срочно подняло оклад отца Ирибаррена на 100 дукатов, что-бы удержать его на посту.
Ирибаррен оставил после себя огромный музыкальный архив, его перу принадлежит порядка 1000 разнообразных произведений, среди которых большинство - духовная музыка, что ещё более удивительно, время пощадило почти всю его музыку, она сохранилась в виде манускриптов в архивах Саламанки (всего 18 работ) и Малаги (около 900). Исследователям творчества Ирибаррена повезло просто несказанно, почти все манускрипты датированы и подписаны самим автором. Произведения нашего героя говорят сами за себя, они раскрывают как глубокие познания в музыке, так и широчайшие возможности капельмейстера собора Малаги. Ирибаррен не чурался использованию наработок итальянцев. Умопомрачительные пассажи арий отсылают нас к неаполитанской школе, тонкая мелодика к римской школе. При этом стоит отметить, что органист Ирибаррен совершенно не тяготеет к вычурному использованию органа, хотя в его распоряжении был превосходный инструмент. Судя по виртуозным ариям и инструментальным партиям, наличием двойных хоров, Ирибаррен располагал превосходной капеллой с одарёнными солистами.
Вынужден отметить, что данный альбом исполнен не на высочайшем уровне, как например, "Огненный змий" с Фазолисом, Давид Игаррета тяготеет к лирике, однако, зачастую не способен удержать баланс между инструментальными и вокальными партиями, хотя, исполнение весьма и весьма достойное.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".