Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
литература
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
Л.Бетховен – Фортепианные концерты №№ 1, 3 (Артуро Бенедетти Микеланджели, Венский симфонический оркестр, дир. Карло Мария Джулини) [аудио]
Лучший концерт 2010. Б.Сметана. "Моя Родина". "Консертгебау", Николаус Арнонкур [видео]
Музыка барокко- Фавориты эпохи [аудио]
Календарь новостей
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Понедельник, 11 Декабрь 17, 19:58
Главная страница » 2013 » Ноябрь » 11 » Игорь Вишневецкий - Сергей Прокофьев
Игорь Вишневецкий - Сергей Прокофьев

Теги: Прокофьев

Материал восстановлен
Бывший материал участника Oleg (legoru)

                                  

В новейшей биографии Сергея Прокофьева, написанной поэтом, литературоведом и культурологом Игорем Вишневецким в 2009 году, представлен современный взгляд на жизнь и творчество великого композитора и - впервые под одной обложкой, к тому же на русском языке - приведён огромный объем материала, либо рассредоточенного в специальных, недоступных широкому кругу читателей изданиях, либо вообще неизвестного. Тщательно проработанная архивная и мемуарная фактура, широкий контекстный охват, пристальный психологически ракурс, трезвость и зоркость музыковеда-аналитика — вот основные черты этой книги. Эта во всём уравновешенная работа написана человеком с отменным слухом во всех смыслах слова.

Прокофьев серьёзно облегчил работу биографа, оставив обширный архив: дневник, письма, альбомы с газетными и журнальными вырезками. Кроме того, Вишневецкий анализирует и мало кому известное литературное наследие Прокофьева (рассказы, стихи). То, что получается в итоге, можно описать как филологически ориентированную книгу о музыке.

Вишневецкий выводит генезис музыкального гения из безбрежных, скифских степей, откуда Прокофьев родом. «Его вдохновляли дославянские памятники Дикого поля», — пишет биограф об истоках одного из ранних опусов классика. Даже пройдя впоследствии через множество «уклонений» (чего стоит один только конструктивистский балет "Стальной скок"!), Прокофьев остался верен стихийному, природно-первобытному началу в искусстве. Но скифство Прокофьева пребывало в жёстких рамках безупречной формы. Его безудержность никогда не переходила в разудалость и разухабистость. Он был, так сказать, русофил европейской складки.

В жизни Прокофьева было несколько узловых событий, личных и профессиональных драм, много изменивших в нём. Самоубийство лучшего друга - Макса Шмидтгофа и безуспешное сватовство к Нине Мещерской навсегда остались занозой в его душе. Он не принимал происходившего в 1917м, он считал это катастрофой космического масштаба, разгулом чёрных сил, которые вышли из-под контроля ("Семеро их!"). Судьбы некоторых сочинений Прокофьева, даже в кратком изложении биографа, полны драматизма, усиленного в ряде случаев политическими обертонами. Кроме того, в книге множество побочных сюжетов, и ни один из этих экскурсов не выглядит рутинной отпиской. Вишневецкий ярко и с увлечением рассказывает и о задержании Прокофьева при въезде в США в 1918-м (не германский ли он шпион, раз прибыл из страны, подписавшей мир с кайзером?), и о музыке к "Александру Невскому" - важнейшему элементу антизападного патриотического мифа конца 30-х, нашедшего отзвук в душе закоренелого евразийца. Причины, по которым он вернулся в СССР просты и для кого-то, возможно слишком обыкновенны - роль знаменитого, но всегда остающегося на вторых ролях зарубежного русского была бы уготована Прокофьеву до конца жизни и с этим он, конечно не мог мириться. Кроме того, Прокофьев ощущал преемственность между тем, что он делал в конце 30-х годов, и тем, как он относился к происходящему в 1918 - 19-м годах, преемственность для него существовала. Поэтому он вполне осознанно принял условия восстановления в советском гражданстве: с Прокофьева снималась ответственность за любые слова и действия в период Гражданской войны (чего стоит, например интервью одной американской газете по прибытии в США, в котором Прокофьев буквально ратует за поддержку Белого движения и за интервенцию), то есть он получил официальное прощение. Конечно, с него бралось слово о том, что никаких подобных заявлений он больше делать не будет. Знание такого текста сразу разрушает многие привычные представления о Прокофьеве и освещает другим светом и причины, по которым он вернулся, и ту музыку, которую он писал, когда он вернулся. Печально известное постановление ЦК ВКП(б) фактически сломало мастера, лишило его крыльев, притом что до 1948 года он слыл одним из самых независимых и даже своевольных людей в советском искусстве, к тому же его музыка нравилась Сталину. Вдобавок у Прокофьева арестовали мать его детей, Лину, а это такой способ воздействия власти, который может сломать практически любого человека, даже самого стойкого. Удивительно, что он мог еще что-то писать после этого...

Конечно, новое в биографии - это не только политические обстоятельства. Это культурный контекст существования Сергея Прокофьева - круг интересов, люди, с которыми он общался. Вишневецкий, кажется, первый из биографов Прокофьева, кто всерьез заинтересовался идеями и книгами человека, оказавшего большое влияние на Прокофьева – Бориса Демчинского. Первый, кто всерьез рассмотрел связи Прокофьева с евразийцами, в кругу которых композитор общался, находясь в Париже, и кто уделил достаточное внимание его взаимоотношениям с молодыми русскими композиторами за рубежом - Владимиром Дукельским и Николаем Набоковым – не последними, так скажем, фигурами. После возвращения в СССР для Прокофьева очень важны были отношения как со старыми друзьями, так и с новыми коллегами. С новыми отношения складывались не очень, хотя он и общался с некоторой музыкальной молодежью, выделял и поддерживал, например, Арама Хачатуряна. Даже в период холодной войны он продолжал получать и достаточно регулярно вырезки из зарубежных газет и журналов об исполнении своих произведений, сохранял деловую переписку. У него всегда был особый статус, особое положение, и он всячески это культивировал...

"Классический композитор - это безумец, сочиняющий вещи, непонятные для своего поколения". Так говорил Сергей Прокофьев – гениальный русский композитор, чье 120-летие со дня рождения отмечалось в прошлом году. Вишневецкий представил своего героя в разных ипостасях, создав мало похожий на прежние портрет нашего соотечественника в контексте той эпохи.

Игорь Вишневецкий

Сергей Прокофьев. Документальное повествование в трёх книгах


М., 2009г., 736 стр. с илл.
Серия "Жизнь замечательных людей"/ вып. 1200


СОДЕРЖАНИЕ

Часть первая. ЛИЦОМ НА ВОСТОК. 1891-1927
Глава первая. Детство на Украине: скиф пробуждается (1891-1905).......6
Глава вторая. Анфан тэрибль в Петербургской консерватории и после неё (1905-1917)..29
Глава третья. Начало странствий, или Дорога навстречу солнцу (1918-1921)....190
Глава четвёртая. Годы странствий. Искусство как магия (1922-1927)....260

Часть вторая. МЕЖДУ ДВУХ МИРОВ. 1927-1945
Глава пятая. Между Большевизией и Евразией (1927—1930)........302
Глава шестая. Русский парижанин за границей и дома (1931-1935)........371
Глава седьмая. Эксперимент в жёстко очерченных рамках: Прокофьев и советская музыка (1936—1940)..406
Глава восьмая. Война (1941—1945)....494

Часть третья. ПЛЕНЕНИЕ. 1946-1953
Глава девятая. Послевоенная эйфория (1946—1947).......562
Глава десятая. Катастрофа: 1948 год..........584
Глава одиннадцатая. Годы изоляции (1949—1953)..........637
Глава двенадцатая. После Прокофьева (вместо заключения)...........669
Основные даты жизни и творчества С. С. Прокофьева............682
Библиография..........693

http://files.mail.ru/510F87831B464FECBA121EBA19DF5C2B
pdf, 20 мб

К представленному выше бумажному варианту книги я не имею никакого отношения, кроме того факта, что когда-то публиковал на Погружении сокращённый интернет вариант
http://intoclassics.net/publ/4-1-0-155

Единственные и неповторимые авторы выкладки - Сергей Сергеев (seriho), который книгу отсканировал и Леонид Садович (trezv), который её замечательно обработал и всё это бескорыстно и безвозмездно, то есть даром. Скажите им спасибо, а я за них - пожалуйста!  Это будет показательный пример здорового и деятельного духа сообщества Погруженцев :)

Нестьев - Жизнь Сергея Прокофьева
Категория: литература | Просмотров: 3998 | Добавил(а): sidmak
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 36
1. Татьяна (татьяна)   (17 Февраль 12 10:45)
Спасибо всем, дорогие друзья-погруженцы!!! appl

2. Oleg (legoru)   (17 Февраль 12 10:46)
Да, спасибо всем! bravo
Я очень счастлив - моя электронная библиотека наконец-то пополнилась новой книгой о Прокофьеве. И возможно будут ещё

3. Денис Устьянцев (jonsi)   (17 Февраль 12 11:58)
спасибо огромное) bravo

4. Oleg (legoru)   (17 Февраль 12 12:24)
Пожалуйста - от всех! :)

5. alex sidmak (sidmak)   (17 Февраль 12 12:36)
Как наивны рассужденья о природе горожан.
Должен жить в деревне гений, зреть там словно баклажан?
Зверя, птицы изобилье даст ключи к природе звука?
Хорошо в деревне летом. Круглый год - сплошная скука!

Что-то начал Вишневецкий не с того конца поляны,
Так, пожалуй, в рассужденьях обнаружатся изъяны! :)

СПАСИБО!

6. Oleg (legoru)   (17 Февраль 12 12:48)
По-моему, очень неплохо начал
Вспоминаются Ильф и Петров - те начинали свои знаменитые книги с рассказа о парихмакерских и бюро похоронных процессий, и с того, что пешеходов надо любить, но дальше было всё намного интересней :D

ПОЖАЛУЙСТА!

7. alex sidmak (sidmak)   (17 Февраль 12 12:57)
Авторитет композиторов-горожан сильно пошатнулся. :)
Почти цитата по Ильфу и Петрову.

22. Иван Александров (НавиВорднаскела)   (17 Февраль 12 22:41)
appl :D

26. Oleg (legoru)   (17 Февраль 12 22:45)
Погнали наши городских. :)

8. Oleg (legoru)   (17 Февраль 12 13:00)
Там полно всяких аллюзий, автор не лыком шыт - поэт, прозаик, филолог, литературовед, культуролог, чего тольго не лолог, да ещё и музыковед - меломан, гремучая смесь, лучше с ним не связываться и изъянов не искать, а то нарвётесь :D

9. alex sidmak (sidmak)   (17 Февраль 12 13:10)
"не лыком шит"

Так значит сам-то автор не из деревенских? :D

11. Oleg (legoru)   (17 Февраль 12 17:27)
По-моему из Ростова, но это не важно. Дореволюционная "интеллигентная" деревня даже круче, чем современные города была :)

10. Константин Владимирович (konst)   (17 Февраль 12 17:00)
Всем спасибо! good

12. Oleg (legoru)   (17 Февраль 12 17:27)
Пожалуйста!

13. Admirador (iura)   (17 Февраль 12 19:53)
Спасибо!
Вот не помню. до каких пор здесь был этот текст, т.к. я его прочёл. То есть-откуда начинать читать?

14. Oleg (legoru)   (17 Февраль 12 20:10)
C 3й главы, то бишь с 18 года. Там дальше интересней, правда :)

Если точнее - со стр. 190, там и иллюстрации, кстати

15. Любовь Никитина (музыконевед)   (17 Февраль 12 20:17)
Большущее спасибо! ;) appl

16. Oleg (legoru)   (17 Февраль 12 20:33)
Пожалуйста!

17. Admirador (iura)   (17 Февраль 12 20:48)
Благодарю,Олег!
Помню, что слабое место этого автора-музыковедческие разборы произведений, бытописательство читал с интересом.

18. Oleg (legoru)   (17 Февраль 12 20:54)
Разборы, в основном меломанские, и тоже по-своему интересны :) Иногда очень интересные факты всплывают (например, про виолончельный симфонию-концерт с забавной цитатой из песни Захарова в финале) - каюсь, я начал читать с конца 30х, там где про житьё в СССР). Очень много всяких подковёрных композиторских подробностей, но "жёлтой грязи" нет ни про кого, хотя, Хренникову, наверное больше всего досталось

19. Admirador (iura)   (17 Февраль 12 21:08)
Тут была недавно книга Елагина , рекомендую, любопытное чтиво, Москва 30-х. Вот там Хренникову досталось... :'(

20. Oleg (legoru)   (17 Февраль 12 21:18)
Ну, у меня нет к Х. особой ненависти, некоторые вещи его я даже слушаю не без удовольствия, памятуя, конечно о его особой роли в муз. истории. Это пример всем властьпридержащим - если не хотите читать о себе заслуженные гадости после смерти или потери власти - лучше покайтесь сами раньше или попытайтесь хоть что-то исправить :D
А книгу Елагина, конечно скачал

21. Admirador (iura)   (17 Февраль 12 22:26)
Да у него много хорошей музыки-одно другому не мешает. Но эпизод с театром Вахтангова, если так оно и было, его не украшает.

23. Oleg (legoru)   (17 Февраль 12 22:42)
Ладно, речь то о Прокофьеве. С его характером он легко врагов наживал. Чего стоят его высказывания на собраниях СК: "Я - композитор, а кто все эти люди (про чиновников)?"... итп. :D
Естественно пожаловались Сталину. Тот сказал: 'Совсем зазнались'. И издал директиву: 'Будем учить'.

24. Иван Александров (НавиВорднаскела)   (17 Февраль 12 22:43)
Спасибо за книгу!

25. Oleg (legoru)   (17 Февраль 12 22:44)
Пожалуйста! :)

27. Дмитрий Смирнов (dmnsmir)   (17 Март 12 07:30)
Спасибо! appl appl appl

28. Oleg (legoru)   (17 Март 12 15:32)
Пожалуйста!

29. виталий (vyshvv)   (02 Май 12 16:22)
Здорово! Спасибо bravo

30. Oleg (legoru)   (02 Май 12 16:54)
Пожалуйста!!

31. Татьяна Петкевич (anaita)   (07 Ноябрь 12 16:17)
Большое спасибо! appl appl appl

32. alex sidmak (sidmak)   (10 Ноябрь 13 22:39)
новая ссылка: http://files.mail.ru/510F87831B464FECBA121EBA19DF5C2B

33. alexey semlyanoy (terrestro)   (11 Ноябрь 13 13:01)
Большое спасибо!
всегда с интересом фантазировал на ртему:Возвращение блудного сына!
Наконец-то представилась возможность проЯснить этот момент в Истории не только Прокофьева, но и вообще в Истории Мировой Музыки bravo bravo bravo bravo

34. alex sidmak (sidmak)   (11 Ноябрь 13 14:22)
Три величайших сына!
Вернулся лишь один.
Зато он нам товарищ!
А был бы господин. :)

ПОЖАЛУЙСТА!

35. Валерия Берлин (venisof)   (11 Ноябрь 13 15:18)
Большое спасибо! aiwan-hi rose

36. (garomano)   (13 Февраль 14 22:00)
Большое спасибо! Очень хотела давно прочитать эту книгу.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.