Материал восстановлен Бывший материал участника Oleg (legoru)
Книга польского композитора и музыковеда Кшиштофа Мейера - одна из примечательных новейших монографий о Шостаковиче. В 27 главах подробнейшим образом излагаются события, факты биографии, документы и свидетельства о Шостаковиче, его жизни и творчестве, присутствуют музыковедческие разборы практически всех сочинений. Автор счастливо избегает двух крайностей, к которым склонялись и склоняются многие пишущие о Шостаковиче - канонизации в советском помпезно-слащавом духе и, наоборот - делания из композитора жертвы режима и диссидента. Мейер сам композитор, и его интересовала прежде всего музыка Шостаковича, хотя читателю в процессе чтения становится ясно, что автор, видимо сознавая известную двойственность Шостаковича, обусловленную политическим, общественным и культурным контекстом, сам для себя всё же решил вопрос о том, кто такой Шостакович в жизни и в музыке. Безусловна лишь симпатия Мейера к раннему авангарду композитора, некоторые же его суждения об общепризнанных творческих удачах Шостаковича могут вызвать у поклонников недоумение, осуждение и неприятие. Здесь представлен расширенный вариант книги, вышедший в 90-е во многих странах
Кшиштоф Мейер
ШОСТАКОВИЧ. Жизнь. Творчество. Время
СПб., 1998г., 593стр., илл., нот.
перевод Е.Гуляевой
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3 ГЛАВА 1 (1906 — 1919) История семьи 9 Детство 12 Первое соприкосновение с музыкой 12 Октябрьская революция 14 Начало профессионального обучения 16 ГЛАВА 2 (1919 — 1924) Педагоги в консерватории 19 Тяжелые условия жизни 26 Работа в кино 29 Обстановка в семье 30 ГЛАВА 3 (1919 — 1926) Коллеги по консерватории 32 Занятия по фортепиано и композиции 36 Первые концерты и сочинения 37 Первая симфония 43 Окончание консерватории 48 Успех Первой симфонии 50 ГЛАВА 4 (1906 — 1926) Русский художественный авангард 54 Установление господства коммунистов над культурой 63 ГЛАВА 5 (1926 — 1930) Пианистическая деятельность 74 Участие в I Конкурсе имени Шопена 76 ГЛАВА 6 (1926 — 1927) Асафьев и Соллертинский 83 Творческие эксперименты: Соната и «Афоризмы» дая фортепиано 89 Вторая симфония 93 ГЛАВА 7 (1927 — 1930) «Нос» — создание и сценическая судьба оперы 99 ГЛАВА 8 (1928 — 1931) Музыка для драматического театра и кино 116 Третья симфония 124 Балеты «Золотой век» и «Болт» 127 Отношения между композитором и советской властью 132 ГЛАВА 9 (1931 — 1936) Брак с Ниной Варзар 142 Увлечение Михаилом Зощенко 145 «Леди Макбет Мценскoro уезда»: всемирный успех оперы 147 ГЛАВА 10 (1932 — 1936) Культурная политика советской власти после 1932 года 162 Позиция Шостаковича 167 Песня о встречном 170 Поиски в области оперы: «Сказка о попе» 172 Фортепианная музыка: 24 Прелюдии и Концерт 176 Соната для виолончели и фортепиано 180 Балет «Светлый ручей» 180 Поездка в Турцию 181 ГЛАВА 11 (1935 — 1937) «Сумбур вместо музыки» 183 Официальное осуждение Шостаковича 189 Большой террор 193 Четвертая симфония 198 ГЛАВА 12 (1937) Пятая симфония: сотрудничество с Мравинским и очередной триумф 202 ГЛАВА 13 (1937 — 1948) Шостакович-педагог 216 ГЛАВА 14 (1938 — 1941) В поисках простоты: Первый струнный квартет, Шестая симфония 222 Оркестровка «Бориса Годунова» 227 Фортепианный квинтет 230 ГЛАВА 15 (1941 — 1942) Начало войны 233 Пребывание в осажденном Ленинграде 233 Седьмая симфония 235 ГЛАВА 16 (1942 — 1944) Интенсивная работа в Москве: «Игроки» 247 Шесть романсов на слова английских поэтов 251 Вторая соната для фортепиано 252 Восьмая симфония 254 Конкурс на новый советский гимн 261 Смерть Соллертинского 265 Фортепианное трио 266 Второй струнный квартет 267 ГЛАВА 17 (1944 — 1946) Девятая симфония 269 Третий струнный квартет 274 Переезд в Москву 275 ГЛАВА 18 (1946 — 1948) Борьба с «космополитами» и «формалистами» 277 Совещание в ЦК ВКП(б) 280 Постановление «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» 282 I съезд Союза композиторов: «суд» над Шостаковичем 287 ГЛАВА 19 (1948 — 1949) На распутье: Еврейские песни 292 Поездка в Америку на Конгресс деятелей науки и культуры 294 «Песнь о лесах» и дальнейшие компромиссы с властью 301 ГЛАВА 20 (1950 — 1954) Баховские торжества 306 Прелюдии и фуги 308 Смерть Сталина 314 Десятая симфония 315 ГЛАВА 21 (1953 — 1955) Кремлевский «триумвират» и начало десталинизации 327 Улучшение положения Шостаковича 330 Исполнение Четвертого струнного квартета 331 Пятый струнный квартет 331 Скрипичный концерт 332 Смерть жены 336 Смерть матери 337 ГЛАВА 22 (1956 — 1958) Начало «оттепели» при Хрущеве 338 II съезд ССК 340 Отмена постановления 1948 года 342 Второй брак 344 Дети 345 Одиннадцатая симфония 346 Оперетта и новая редакция «Хованщины» 349 ГЛАВА 23 (1959 — 1961) Преодоление творческого кризиса: Первый виолончельный концерт 351 Седьмой струнный квартет 352 «Сатиры» 352 Восьмой струнный квартет 353 Пребывание на «Варшавской осени» 355 Вторая поездка в США 358 Вступление в КПСС 362 Двенадцатая симфония 365 ГЛАВА 24 (1961 — 1963) Десталинизация после XXII съезда КПСС 369 Приезд Стравинского в СССР 372 Исполнение Четвертой симфонии 375 Тринадцатая симфония : 378 Постановка «Катерины Измайловой» 388 ГЛАВА 25 (1962 — 1966) Брак с Ириной Супинской 395 Поездки и концерты 396 Девятый и Десятый струнные квартеты 397 «Казнь Степана Разина» 398 Фестивали в Эдинбурге и Горьком 401 Последнее выступление в качестве пианиста 404 Инфаркт и выздоровление 406 Шестидесятилетний юбилей 406 ГЛАВА 26 (1967 — 1971) Потеря здоровья 409 Романсы на слова Блока 411 Второй скрипичный концерт 412 Поворот к додекафонии: Двенадцатый струнный квартет 415 Четырнадцатая симфония 417 Тринадцатый струнный квартет 424 Пятнадцатая симфония 427 ГЛАВА 27 (1971 — 1975) Ситуация в период правления Брежнева 433 Утрата друзей 437 Развитие болезни 437 Черты личности 440 Последние произведения 445 Смерть 452 ГЛАВА 28 (Послесловие) Воспоминания о человеке 454 Примечания 479 Приложения 501 Библиография 501 Либретто опер «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» 507 Список-указатель произведений Шостаковича 511 Указатель имен 529
Спасибо! "Образцовыми" считались книги Хентовой, читал в юности-нравилось. Теперь прочёл Когана о Гилельсе-у него Хентова чуть ли не вредительница. Но главный вопрос-Шостакович-жертва или любимец, по-моему ,сознательно "повешен" музыковедами на все времена. и конкретного ответа вроде как и не требуется...я сам писал статьи по теме...и ни к какому выводу не пришёл.
Только не Когана,а Гордона,у которого вредители все кто не хвалит Гилельса. Книги Хентовой о Шостаковиче,слишком пресные по стилю и лакированные в угоду режиму,но зато в них немало фактического материала. У Мейера всё-таки не совсем объективный взгляд,он говорит о Шостаковиче как западный человек,но я убеждён в том,что те, кто не жил в СССР в период 30х-50х годов не имеют права судить,вернее осуждать тех, кто всё это испытал на собственной судьбе. Мало видеть перед собой бумажки из архивов. Любой документ не более чем констатация некоего факта,но он ничего не говорит о контексте этого факта. Кто был на самом деле Шостакович - жертва или любимец? Гений. В конечном счёте любимец власти такая же жертва. Вспомните И.А.Крылова - Минуй нас пуще всех иных печалей и барский гнев и барская любовь. Абсолютно согласен с этим.
Знаком был. Производила весьма неприятное впечатление при общении. Да ещё и дуры. Непонятно, отчего ДД "сдался" ей? Полагаю, не одна она добивалась чести писать о гениальном русском композиторе...
Большое спасибо за прекрасную раздачу. Хотел бы повторить вопрос nataly-m: "есть у кого-нибудь книга "Шостакович: между мгновением и вечностью" (СПб., 2000)? Или монография Акопяна?
Книжку Гордона читать было неприятно. Собственно о Гилельсе - кот наплакал. Большая часть - филиппика в адрес тех, кто о Гилельсе высказывался "неправильно".
Я бы не сказал, что мне было неприятно читать-язык книги прост, без зауми, и на том спасибо.Но как-то поздно автор спохватился-через 26 лет после смерти Гилельса рассказывать как его недооценивали, и какой это был гений, наконец. Да разве же мы этого не знаем? или оспариваем? или не в курсе, что судьба обрекла их на вечный тандем с Рихтером? Биографические факты тоже , в основном, всем давно известные. Вот перенесение кулуарной болтовни-неизбежного спутника любого мало-мальски выдающегося музыканта-на страницы солидного тома-это, наверное. относительно новое слово в литературе. Ещё мы узнали. что он не просто Гордон. а "Гришенька". А в остальном неплохая книжица.
Я уже говорил - беда всех новых книг об известных музыкальных деятелях, в том, что они пересказывают знакомые факты. Авторы это чувствуют - отсюда все провокации, которые вызывают раздражение. Но это стиль такой, в духе 'скандалы, интриги, расследования' - примета времени. C этим можно только симириться или вообще ничего нового не читать. Читать старое, хорошо забытое. О ком только в советское время не писали - откопал монографию Мартынова о Кодае и книгу о Шимановском (с воспоминаниями Нейгауза, между прочим). Сам прочту, потом может быть оформлю
Василий,я рад за вас))) и за нас всех!с того момента,когда узнал,что опера закончена им,хотел услышать!Впервые слушал это гениальное произведение в Мариинке и был потрясен - музыка усилила воздействие великой пьесы на порядок. Конечно,надо выкладывать всё,симфонии точно нет,квартеты наверняка в другом исполнении.И,кроме того,это АВТОРСКАЯ выкладка практически - ценность ее многократно возрастает.
Спасибо, Олег. Ни одного из двух изданий уже не найти. Ценность книги Кшиштова Мейера, конечно, и в том, что он сам - замечательный, серьезный и честный композитор, как в этой книге - биограф и музыковед. Хотелось бы, чтобы Вы, Василий, выложили все, что есть у Вас из музыки Мейера.
28.Константин Владимирович (konst) (06 Октября 11 12:09)
[Материал]
Сверил с вариантом ЖЗЛ. Похоже, в ЖЗЛ простое переиздание без изменений (убран последний абзац предисловия, добавлены статья Бэлзы и основные даты жизни и творчества). Разное количество страниц, по-видимому, обусловлено разным оформлением: в ЖЗЛ больше строк на странице и символов в строке.
К сожалению, о Д.Д.Шостаковиче издано мало книг на русском языке. Книгу Мейера прочел три раза. Запомнилось: Д.Д.Шостакович постоянно возвращался в воспоминаниях в 30-е гг. Видимо, героические были времена!
Это вряд ли. Книг о Шостаковиче предостаточно, никогда он не был в тени и вне пристального внимания музыковедов. властей, общественности. и планеты всей! А жизнь его описана по дням и многими-щедрой души был человек, давал и на себе заработать!
Олег, здравствуйте! и благодарю Вас сердечно за очередной огромный труд! Почему-то только сейчас обратил внимание на эту книгу, хотя в это время присутствовал регулярно на сайте! Как раз сейчас (может быть из-за зимних холодов) у меня идет мощная волна Брукнер-Шостакович - и очень необходима подобная книга, если будет время у Вас по возможности просветите, пожалуйста, о предпочитаемом Вами каком-то одном варианте книги о композиторе... в любом случае спасибо!
Тогда Мейера все же сначала (его почему-то нет в книжных магазинах), а там уж как пойдет... из ЖЗЛ-серии тем более у меня есть уже "живьем" Прокофьев Вишневецкого, так что качество этой серии вполне меня как любителя устраивает про Брукнера у Рождественского читал из той книги от Вас, где собраны были его "Преамбулы"...
Сканирую, дома только не держу сканера, на работе обычно "цифрую", если что-то нужно - задерживаюсь и копирую заодно и музыку слушаю в тишине спасибо за Брукнера - тогда сейчас там поблагодарю... а в чем был Ваш вопрос? - пишите...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".