Fürst Borghese, deren Ehemann / Князь Боргезе, её муж
Kurt Großkurth
General Bonaparte, später Kaiser Napoléon I / Генерал Бонапарт, впоследствии император Наполеон I
René Deltgen
Barbaroux, Bürgermeister von Fréjus / Барбару, бургомистр Фрежюса
UdoVietz
Rossignol, Direktor einer Wanderoper / Россиньоль, директор передвижной оперы
Jupp Hussels
Latouche, Kapitän, später General / Латуш, капитан,
позднее генерал
Kurt Faber
Louvet, Leutnant, später Oberst / Луве, лейтенант,
позднее полковник
Rolf Henniger
Dr. Neuville / Доктор Нёвиль
Wilhelm Pilgram
Calville, Barbier / Кальвиль, цирюльник
Frank Barufski
Sunshine-Quartett
Rundfunkchor und
Rundfunkorchester des WDR, Köln
Dirigent: Franz Marszalek
Запись: 1953, WDR, Köln
Длительность: 112 мин. 32сек.
"The Visit" by Ignacio
de Leon y Escosura (1834–1901)
Действие происходит в Фрежюсе в
1799 г. и в Париже в 1805 г.
В республиканской Франции
отменены все дворянские привилегии, имущество национализировано. Новое
правительство постановило, что все эмигрировавшие дворяне, которые возвращаются
на родину и в течение 24 часов вступают в брак с лицом низшего сословия, могут претендовать
на возврат своего имущества. С надеждой вернуться к беззаботной жизни в своей
любимой Франции, граф Лавалетт прибыл в порт Фрежюса из Америки. На рыночной
площади он знакомиться с актерами передвижного оперного театра. Ему очень
приглянулась певица Тереза. Граф предлагает ей выйти за него замуж. Тереза
соглашается. При этом её привлекает не столько перспектива богатства, сколько
возможность украсить свое имя дворянским титулом. На следующий день после
свадьбы во Францию возвращается из египетской экспедиции Наполеон Бонапарт.
Граф Лавалетт присоединяется к нему и уезжает в Париж, даже не попрощавшись с
молодой женой.
Прошло 6 лет. Наполеон стал
императором Франции в 1804 году. Амбициозная Тереза стала примадонной Парижской
оперы. Все называют её только «Терезина». Граф Лавалетт вновь пытается
завоевать её сердце. Но у него есть соперник – сам император. И хотя Тереза
по-прежнему любит графа, она не прочь немного помучить его за то, что он
оставил её в Фрежюсе. Граф понимает это и просит у своей жены прощения.
Наполеон, видя чувства влюблённых, благословляет их на долгую супружескую
жизнь.
"The Coronation of
Napoleon" by Jacques-Louis David (1748-1825)
Огромное спасибо глубокоуважаемому Vsevolod Garib
(cervus) за любезно предоставленный текст!
Послевоенное творчество Оскара
Штрауса находится под знаком «великих женских ролей». Начиная с оперетты «Последний
вальс» (1920) и до середины 30-х годов в центре каждой из его оперетт стоит
главный женский образ, вокруг которого строится всё действие. Как правило, первыми
исполнительницами этих заглавных ролей были ведущие примадонны Фрицци Массари
(1882-1969) и Кэте Дорш (1890-1957), в расчете на которых, собственно, все эти
роли и создавались. Это большие костюмные постановки, связанные с реальными
образами прошлого и псевдоисторическими событиями, в которых чрезвычайно сильна
роль визуального элемента. Спектакли оперетт Штрауса 20-30-х годов отличает
опора на постановочные эффекты, декорационная пышность, большой удельный вес
хоровых и балетных сцен. Необходимо подчеркнуть, что все это типично для эпохи
и свойственно не только Штраусу, который всего лишь идет в ногу со временем, а
для австро-немецкой оперетты вообще. О засилье такого рода немецких спектаклей на европейской сцене того
времени пишет в 1924 году Юлиан Тувим в своем ироническом эссе «Несколько слов
касательно оперетты»: «Дурацкое это зрелище, нищету коего подчеркивают всё
более роскошные наряды и всё более ординарнейшие «вставки», должно решительно
уступить место музыкальной комедии – без хоров, графов, «красоток»,
шампанского, без ослепительных туалетов примадонны (50% сметы и успеха), без
наддунайско-черногорского фольклора и берлинских кретинизмов (типа: «Schatzi,
zeig mir dein Fratzi» или что-нибудь вроде). Дебелую эту докучную немчуру, эту
расфуфыренную фрау Раффке театрального искусства самое время препроводить в
паноптикум». И о музыке: «В ней безраздельно царит венско-берлинская дешёвка;
попадается, правда, красивый «Wiener Walzer» либо шлягер а-ля знаменитый «Юзик»
из «Мадам Помпадур», но, в общем – австрийская слащавость, немецкая
«Gemutlichkeit» и международная шиммистость берут верх».
Несмотря на огромную
продуктивность Оскара Штрауса, из его более чем 20 оперетт, написанных между
1920 и 1952 годами, лишь несколько еще не совсем забыты. «Терезина», наряду с «Последним вальсом», «Жемчугами Клеопатры» и
«Тремя вальсами», – одна из немногих известных его оперетт этого периода. Её
музыка до сих пор не утратила своего
обаяния. Это лёгкие ритмы раннего джаза (напомним, что Штраус одним из первых
ввёл в свои оперетты в начале 20-х годов только что появившиеся фокстрот и
шимми!) и пикантные «штраусовские» интонации, индивидуальным качеством которых
является «хроматизированная» острота. Это куплеты в характере французской
оперетты (песенки о Корсике и Терезине), пародийные цитаты «Марсельезы» и
масштабные ансамблево-хоровые сцены (особенно выделяется Интродукция – «сцена
народного возмущения» в характере ранних пародийных штраусовских оперетт).
Наконец, это вальсовые романтические любовные дуэты главных героев и
сентиментально-юмористические номера («Süsse
kleine Frau in Zimmer» «Daniel, Daniel, gut schaus du aus» и др.)
Представленная здесь запись – это
не оригинальная штраусовская партитура, а её обработка, сделанная в 60-е годы.
Переоркестрованная осовремененная партитура и специфическая исполнительская
манера лишает оперетту первозданного авторского звучания, даже в какой-то мере
обедняет её. За подобным звучанием «среднестатистического» немецкого мюзикла
стирается яркая авторская индивидуальность. Несомненно, Оскар Штраус – из тех
немногих опереточных авторов, которые обладали ею…
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".