Reimann Aribert / Райман Ариберт Lear, Oper in 2 Teilen Лир, опера в двух частях Либретто Клауса Х. Хенненберга (Claus H. Henneberg), основанное на трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир» (1608) в немецком переводе Иоганна Иоахима Эшенбурга (Johann Joachim Eschenburg) Премьера состоялась 9 июня 1978 года в Мюнхене, Национальный театр Действующие лица и исполнители: König Lear – Wolfgang Koch König von Frankreich – Magnus Baldvinsson Herzog von Albany – Dietrich Volle Herzog von Cornwall – Michael McCown Graf von Kent – Hans-Jürgen Lazar Graf von Gloster – Johannes Martin Kränzle Edgar, Glosters Sohn – Martin Wölfel Edmund, Bastard Glosters – Frank van Aken Goneril, Tochter König Lears – Jeanne-Michèle Charbonnet Regan, Tochter König Lears – Caroline Whisnant Cordelia, Tochter König Lears – Britta Stallmeister Narr – Graham Clark Bedienter – Chad Graham Ritter – Nicolai Klawa Herrenchor der Oper Frankfurt Frankfurter Museumsorchester Sebastian Weigle Запись 2008 года, live Длительность 150 минут
«Лир» - третья (из восьми) опера выдающегося немецкого композитора Ариберта Раймана (1936). Сюжет этой шекспировской трагедии в свое время привлек внимание Верди и Бриттена, отказавшихся от него на ранней стадии ввиду его глубины, сложности и неоднозначности. Написать оперу по «Королю Лиру» предложил Райману Дитрих Фишер-Дискау, исполнивший главную роль на премьере. «Лир», концепция которого поначалу признавалась противоречивой и спорной, явился одной из самых удачных немецких опер второй половины XX века и давно стал классикой авангарда. Опера Раймана продолжает линию немецкой психологической оперы XX века (главным образом, «Воццека» Берга и «Солдатов» Циммермана). Как и в «Воццеке», речь идет о картине мира глазами сумасшедшего, сохраняющего ясность мысли. Музыкальный язык Раймана – мрачный, жесткий и бескомпромиссный, - разворачивается за гранью экспрессионизма. Воплощая депрессивно- безысходную атмосферу действия, Райман применяет стандартные композиционные приемы организации музыкальной ткани, сложившиеся во второй половине XX века – сериализм (Штокхаузен), статическая форма (Мессиан) и микрополифонию (Лигети). Райман использует гигантскую батарею ударных и расширенный состав духовых. «Лир» - опера сквозного развития действия. Две ее части состоят из ряда сцен, следующих без перерыва. Первая часть. Король Лир хочет отойти от дел управления государством, разделив его между тремя дочерьми – Гонерильей, Реганой и Корделией. Он настаивает на том, чтобы они публично выразили ему свою любовь. В то время как обе старшие дочери подчиняются этому требованию, младшая хранит молчание. Лир считает ее неблагодарной и лишает наследства. Она покидает Англию в качестве супруги французского короля. Граф Кент, пытающийся убедить Лира в неразумности принятого им решения, объявлен вне закона. Эдмунду, незаконнорожденному сыну графа Глостера удается, благодаря интриге с письмом, оклеветать своего брата Эдварда перед отцом. Спасаясь от преследования, Эдгар укрывается в пустоши. Слуги Гонерильи и Реганы издеваются над Лиром, когда же король обращается к дочерям, те унижают его, лишая свиты и, в конце концов, выставляют за дверь. Сопровождаемый переодетым Кентом, решившим не оставлять своего короля в беде и шутом, Лир в состоянии прогрессирующего безумия в бурю и ненастье направляется в пустошь. Здесь он встречается с Эдвардом, который называет себя «безумным Томом». Глостер, последовавший за Лиром, решает отвезти его в Дувр. Вторая часть. Эдмунд доносит на своего отца, являющегося приверженцем Лира, герцогу Корнуэльскому. Регана и ее муж хватают Глостера, издеваются над ним, ослепляют и выгоняют прочь. Гонерилья, сделав Эдмунда своим любовником, ставит его во главе английского войска. Тем временем в Дувре высаживается французская армия, чтобы вернуть власть Лиру и Корделии. Во французском лагере Корделия оплакивает своего отца, который в припадке безумия бродит по окрестным лесам. Слепой Глостер велит неузнанному им Эдварду, вызвавшемуся быть его поводырем, отвести его на скалу, чтобы, бросившись с нее, свести счеты с жизнью. Сын препятствует самоубийству отца. Лира приводят во французский лагерь, где он, благодаря заботе Корделии, приходит в себя. Эдмунд разбивает французское войско и захватывает Лира и Корделию, отдавая тайный приказ умертвить обоих. Старшие сестры борются за власть. Гонерилья отравляет Регану. Эдгар вызывает своего брата на дуэль и убивает. Гонерилья в отчаянии закалывается. Появляется Лир с телом Корделии. Не в силах смириться с этой потерей, он умирает.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".