Franz Tunder (1614-1667)
· Organ Works · Pamela Ruiter-Feenstra, organist/
Франц Тундер (1614-1667) · Органные произведения · Памела Рёйтер-Фенстра,
орган
2CDs, flac,
cue, scans, volume 242 Mb + 258 Mb
CD1: http://mnk0xp.1fichier.com/en/
CD2: http://d5b6i8.1fichier.com/en/
Франц Тундер
Франц Тундер (Franz Tunder) (1614
- 5 ноября 1667) - немецкий композитор и органист раннего и среднего Барокко.
Он был связующим звеном между ранним немецким стилем барокко, основанном на
венецианской модели, и поздним стилем барокко, достигшим вершины в музыке
И.С.Баха, кроме того он был одним из формирователей жанра хоральной
кантаты.
Согласно последним исследованиям, Франц Тундер родился в городе Любеке, а не на
острове Фемарн, как считалось ранее. Мало что известно о ранних этапах жизни
Франца Тундера, вероятнее всего его учителем был отец и талант Тундера был
достаточным, чтобы позволить ему занять должность придворного органиста герцога
Фридриха III Гольштейн-Готторпского в Готторпе в возрасте 18 лет. Несколько лет
спустя он уехал в Италию и, вероятно, учился у Джироламо Фрескобальди, во время своего
пребывания во Флоренции (Иоганн Маттезон утверждал это, но ученые оспаривали
этот факт).
В 1641 году Тундер был назначен
главным органистом в главной церкви Любека, Мариенкирхе, сменив на этом посту
Питера Хассе. Он занимался общественной деятельностью, достиг значительного
положения в городе, в 1647 году был назначен управляющим и казначеем и занимал
эти должности до конца жизни. Также Тундер был известным педагогом, одним из
его учеников в композировании был Томас Бальцар, который впоследствии, как ни
странно, стал одним из лучших скрипачей своего времени в Англии. В 1646 году
Тундер положил начало известных концертов "Abendmusiken" в Мариенкирхе
в Любеке, традиция которых продолжалась в течении 17 и 18 веков. Концерты,
похоже, возникли с органных выступлений специально для бизнесменов, которые
собирались на открытие городской биржы, Тундер постепенно увеличил количество
инструменталистов, выступавших на концертах, ему сопровождали скрипки, альты и
тромбоны. Выступления финансировались за счет местного бизнес-сообщества и вход
был свободным для всех. Пост главного органиста в Мариенкирхе после смерти
Тундера занял Дитрих Букстехуде, который к тому же женился на его дочери Анне
Маргарите в 1668 году.
Наряду с Иоганном Генрихом Шейдеманом и Маттиасом
Векманом, Франц Тундер был важным членом северо-германский органной школы,
однако лишь немногие из его работ сохранились. При его жизни не было напечатано
ни одного из его сочинений и ничего не было известно о его работах до того
момента, когда по счастливой случайности в Королевской библиотеке в Упсале в
Швеции были найдено большое количество церковных произведений Букстехуде,
Тундера и других северо-немецких мастеров. Эту коллекцию оригинальных рукописей
и копий с них собрал шведский королевский капельмейстер в Стокгольме Густав
Дубен, таким образом сохранились 17 работ Тундера. Они включают в себя
произведения для солистов в сопровождении струнных и органа, а также
крупномасштабные хоровые произведения. Самой известной стала работа "Исус
Христос, наш Спаситель", которая является первым известным примером
пассажей с использованием техники "открытой педали" на органе,
которая более полно применялась Дитрихом Букстехуде.
http://www.clasmusic.ru/index.php/Franc-Tunder.html