Derungs Gion Antoni / Дерунгс Джион Антони Il semiader, Oper in 4 Akten, op.125 (1990-1991) Мечтатель, опера в 4 действиях (1990-1991) Либретто Лотара Депласе (Lothar Deplazes) Премьера состоялась 13 июня 1996 года, Городской театр, Кур (кантон Граубюнден, Швейцария) Действующие лица и исполнители: Alfons - Claudio Danuser Carpett - Jean-Jacques Knutti Brida - Judith Graf Police Superintendant - Lucretia Lendi Giacometti/Dumeni - Georg Fluor St. Martin - Rico Peterelli Queen of Sheba/Barblina - Barbara Sutter Solomon - Armin Caduff Sister Madleina - Claudia Grazioli Chorus Ad Hoc; Orchestra della Svizzera Italiana Sylvia Caduff Запись 1996 года Длительность 102 минуты
В сложной, символически-нагруженной опере Дерунгса переплетаются между собой мотивы из Ветхого и Нового Завета, легенда о Святом Мартине, рассуждения об эстетике искусства XX века. Все это свободно интегрировано в детективную историю о краже произведений искусства, рождая своеобразный мистико-философский оперный триллер. Среди вымышленных персонажей оперы находится реальная фигура великого швейцарского скульптора и живописца Альберто Джакометти (1901 – 1966), жившего и умершего в столице ретороманского кантона Граубюнден Куре. «Мечтатель», как и прочие оперы Дерунгса, написан на ретороманское либретто. Непривычный жесткий колорит архаического языка, восходящего к вульгарной латыни и близкого итальянскому, усиливает общее суровое впечатление музыки оперы. Музыкальный язык оперы сложен, но всецело традиционен. При крайней требовательности композитора в отборе выразительных средств он отличается особой тонкостью передачи разнообразных психологических нюансов. Причудливое действие с его переплетением сна и яви и зыбкостью грани между ними находит отражение в графичности вокальных линий с их оперой на речитатив и сонорных эффектах оркестровой партитуры. Особого внимания заслуживают великолепные ансамблево-хоровые сцены третьего-четвертого актов. Краткое содержание. Первое действие. Посреди скульптурной галереи на полу лежит тело антиквара Альбина. У него проломлен череп. Женщина-комиссар полиции объявляет присутствующим клиентам, что орудием убийства явилась лежащая рядом с трупом поврежденная скульптура Альберто Джакометти. Карпетт, владелец галереи утверждает, что скульптура случайно упала с хоров на голову жертвы. – В ателье галереи Альфонс реставрирует деревянную фигуру святого Мартина в полный рост. Погружаясь в сон, он видит себя в образе нищего. Он подходит к римскому офицеру, который дарит ему половину своего плаща. - Карпетт упрекает Альфонса в том, что он фантазирует вместо того чтобы работать. Брида успокаивает своего друга Альфонса, советуя ему воплощать в своей работе все то, что он видит во сне, и напоминает Карпетту о том, что он извлекает прибыль, эксплуатируя талантливого мечтателя. Однако Карпетт грозит поместить Альфонса в сумасшедший дом. Комиссар допрашивает Альфонса, но не находит мотивов для совершения преступления. Второе действие. Подозреваемый в убийстве, Альфонс видит в обезображенной скульптуре, которую он должен реставрировать, самого себя. Вновь погружаясь в забытье, он видит Джакометти, который учит его быть творцом, а не только реставратором. Находясь перед ничего не подозревающим Комиссаром, Альфонс в своих грезах вовлечен в балет скульптур Джакометти. - Брида показывает Альфонсу две недавно украденные из одной церкви статуэтки и делает заключение: Альбин украл статуэтки по поручению Карпетта и начал шантажировать его как соучастника. В результате Карпетту пришлось убить Альбина. – Карпетт поручает Альфонсу отреставрировать барочную фигуру царицы Савской. Он надменно разыгрывает из себя царя Саломона. - Альфонсу снится, что царица отстегала плетью Карпетта и призывает Альфонса убить его. Комиссар, допрашивая Альфонса, указывает на его агрессию как косвенную улику. Когда Карпетт снова грозит психиатрической клиникой, Брида, торжествуя победу, указывает ему на обе украденные статуэтки и шантажирует его: она будет молчать, если он освободит Альфонса от подозрения в совершении убийства. Третье действие. Психиатрическая клиника. Пациенты испытывают неприязнь к Альфонсу, который закутывается в кусок красного сукна и утверждает, что под покровительством Св. Мартина затевает процесс против Карпетта. Они нападают на него, разрывают его плащ и книги и призывают Св. Мартина. Сестра Мадлен успокаивает их и защищает Альфонса, который полностью обосабливается от распевающих песни пациентов. Комиссара удивляет материнская нежность, с которой Мадлен заботится о пациентах. Она осознает собственную поверхностность: умея ловить преступников, она не научилась постигать их душу. Четвертое действие. Альфонсу грезится процесс против Карпетта. Во главе судей – мудрый царь Соломон. Альфонс обвиняет Карпетта в воровстве, эксплуатации и убийстве. Карпетт парирует удар и сам называет Альфонса убийцей. Комиссар все еще подозревает обоих. Брида в качестве свидетеля подтверждает обвинение. Наконец, Карпетт сознается в краже произведений искусства и убийстве Альбина. Его судебный защитник Св. Мартин считает его заблудшим и неспособным ощутить вину и раскаяние. Между нищими и свитой царицы Савской разгорается спор о вине подсудимого. Соломон поднимается со своего трона и ошеломляет присутствующих назначением обвинителя судьей. Альфонс приговаривает Карпетта к смерти. Джакометти безуспешно пытается добиться от обоих истинной картины произошедшего. Альфонс велит повесить Карпетта, пробуждается от сна и внезапно осознает, что способен убить. Появившийся Комиссар, наконец, понимает, что Альфонс не может быть убийцей. Альфонс же продолжает ощущать себя виновным. Слышно пение пациентов психиатрической клиники.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".