Krása Hans / Краса Ганс Verlobung im Traum, Oper in 2 Akten (1928-1930) Помолвка во сне, опера в двух действиях (1928-1930)
Либретто Рудольфа Фукса (Rudolf Fuchs) и Рудольфа Томаса (Rudolf Thomas) по повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон» (1859) Премьера состоялась 18 мая 1933 года, Новый Немецкий театр, Прага Действующие лица и исполнители: Marja Alexandrowna - June Henschel Sina - Juanita Lascarro Nastassja - Charlotte Hellekant Prinz - Albert Dohmen - Paul - Robert Wörle Barbara - Bogna Bartosz Sofia Petrowna - Christiane Berggold Ernest Senff Kammerchor, Deutsches Sinfonie-Orchester Berlin Lothar Zagrosek Запись 1996 года Длительность 103 минуты
Примечательно, что Краса, хорошо знакомый с русской литературой, выбрал для своей первой оперы именно «Дядюшкин сон» Достоевского – своеобразную предтечу черной сатирической комедии. Опера имела на премьере большой успех и получила в том же году Чехословацкую национальную премию. Однако вскоре последовал запрет на ее исполнение, партитура долгое время считалась утерянной и была заново открыта лишь в 90-е годы. Либреттисты Красы в целом оставили неизменной основную канву повести Достоевского, внеся лишь некоторые изменения (так, например, возлюбленный Зины учитель Вася был превращен в «революционера» Федю, введен эпизод с перехваченным письмом, изменен финал «сцены в салоне»). Хотя сам Краса считал ключевым для своего творчества влияние музыкальной эстетики Шёнберга, музыкальный язык его «Помовки во сне» гораздо более многосоставный и многоплановый. Обнаруживая преемственность как с оперным творчеством Шёнберга и Берга, так и стилем немецко-чешского оперного экспрессионизма 20-х годов в целом, он наследует и романтический лиризм Дворжака и яначковский метод передачи интонаций бытовой речи и кантилену итальянского веризма. Легкая ироничность, связанная с введением в партитуру элементов джаза и опереточно-кабаретных интонаций напоминает об операх Кшенека и Вайля и балетах Шостаковича и Стравинского. Краткое содержание. Пролог. Архивариус города Мордасова собирается поведать свою печальную историю. Первое действие. Небольшой провинциальный российский городок, 1850-е годы. Марья Александровна мечтает о блестящей карьере в «высшем обществе», единственный путь к которой – выгодное замужество ее дочери Зины. Зина тайно влюблена в некоего молодого революционера Федю. Федя смертельно болен, и Зина поддерживает с ним переписку и втайне от матери помогает деньгами. Честолюбивая мать хочет выдать дочь за Павла, имеющего перспективы на место в столице. Надеясь угодить Марии Александровне, тот привозит в ее дом своего дальнего родственника-князя, старого бонвивана, совсем выжившего из ума. В шутку Павел предлагает родственнице Марии Александровны Настасье выйти замуж за старика, чтобы стать богатой вдовой. Мать Зины ухватывается за эту идею. Пуская в ход все свое красноречие, она убеждает дочь пойти на сделку с совестью. В салоне их дома искусно направляемый хозяйкой расчувствовавшийся Князь делает Зине предложение. Настасья и Павел подсматривают за этой «комедией обольщения» (квинтет «Casta diva»). Павел врывается к Зине, устраивая ей сцену, но та высокомерно осаживает экс-жениха. Оскорбленные, Павел и Настасья строят планы мести. Павлу удается перехватить письмо умирающего Феди к Зине. Второе действие. Павел приходит к Князю в спальню и убеждает полусумасшедшего старика, что предложение Зины – всего лишь сон. С подачи Настасьи в дом являются дамы, цель которых – сорвать помолвку Зины и Князя. Решая обезоружить гостей, Марья Александровна публично объявляет о предложении Князя Зине. Однако Князь упорно отрицает, что это было наяву, а не во сне. Хозяйка, догадываясь о причинах своего позора, нападает на Павла и указывает Настасье на дверь. Зина, в свою очередь, откровенно говорит о том, что собиралась на деньги князя вылечить тяжело больного любимого Федю и, раскаявшись, просит у Князя прощения. Разыгрывается скандал. В этот момент появляется слуга и сообщает о смерти Феди. Эпилог. Архивариус досказывает историю. Мать с дочерью вскоре уехали из города. Зина вышла замуж за губернатора отдаленного края, но сердце ее с тех пор мертво.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".