Симфония №1, «Классическая» была написана в 1916 — 1917 гг.. Её можно считать одним из первых неоклассических сочинений: она во многом воспроизводит стиль Йозефа Гайдна. Драматургия симфонии безконфликтна, используются устоявшиеся, типовые приёмы и средства и жанровый тематизм в духе венских классиков, но композитор комбинирует их по-новому в соответствии с особенностями собственного языка. Неповторимый сплав лирики, иронии, юмора, ритмического напора и мелодического изящества придает особое обаяние музыке симфонии. Симфония была впервые исполнена 21 апреля 1918 года в Петрограде, в качестве дирижёра выступил сам композитор.
Грандиозным размахом отличается Симфония №2 (1924), форма которой смоделирована по образцу монументальной фортепианной сонаты №32 Бетховена. Композитор написал ее в Париже, назвав процесс создания «девятью месяцами бешеного труда». Прокофьев характеризовал эту симфонию, как кованую из «железа и стали». Впервые исполнена в Париже 6 июня 1925 года оркестром под управлением Сергея Кусевицкого. После премьеры, однако, автор заявил, что ни он, ни слушатели не поняли этого произведения, а позже признавался, что впервые после премьеры этого произведения почувствовал сомнения в своих композиторских способностях. Позже автор планировал переделать эту симфонию в трёхчастный цикл, однако так и не реализовал свое намерение. Симфония написана для большого симфонического оркестра с тройным составом духовых. Это замечательное произведение все еще остается одним из наименее репертуарных у Прокофьева.
3я и 4я симфонии Прокофьева тесно связаны с образным миром его сценических произведений: Третья симфония написана на темы из оперы «Огненный ангел» по одноименному роману В. Я. Брюсова; Этой замечательной (считающейся по праву лучшей) опере не повезло - законченная в 1927, впервые она прозвучала лишь в Париже только в 1954 и то в концертном исполнении. Симфония №3, созданная в 1928 на материале музыки «Огненного ангела», наоборот приобрела широкую известность как одно из наиболее эффектных, оригинально оркестрованных и в то же время глубоких по содержанию произведений композитора. Впервые исполнена в Париже 17 мая 1929 года оркестром под управлением Пьера Монтё
Четвертая симфония (1930) создана на основе балета «Блудный сын». В процессе создания балета в начале 1929 года композитор обнаружил, что многие темы могут выглядеть лучше в симфонической форме, а не балетном варианте. Таким образом, он начал сочинять новую симфонию, наряду с балетом. Две работы создавались из общего материала, хотя не имеют прямых заимствований друг у друга. Получившаяся симфония № 4 соч. 47 началась из материала, изначально написанного для четвертого номера балета. Прокофьев расширил материал в сонатную форму и в результате он составил музыку первой части Симфонии № 4 соч. 47. Остальная часть симфонии опирается на материал, который появится в балете или был отклонен Дягилевым, как не подобающий его видению балета. Впервые исполнена в Париже 14 ноября 1930 года Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сергея Кусевицкого к 50-летнему юбилею этого оркестра. Вторая редакция была сделана Прокофьевым в 1947 году
Симфония № 5 - произведение, над которым Прокофьев работал в годы Великой Отечественной войны и которое завершил в 1944 году. Монументальная, грандиозная по размаху, насыщенная драматизмом, симфония развивает героико-эпические традиции русской симфонической музыки. Прежде всего это проявляется в эпически-монументальных формах, в народно-песенном характере музыки, в ее неисчерпаемом мелодическом богатстве. Это сочинение глубоко патриотичное, в основе его содержания - величие и духовная красота русского народа, его мужество и вера в победу над мрачными силами фашизма. Симфония была впервые исполнена 13 января 1945 года в Большом зале Московской консерватории Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением самого Прокофьева. Премьера имела успех и симфония остается одним из самых популярных произведений композитора.
6-ая симфония Прокофьева, написанная сразу после войны (1947) - одно из самых пессимистичных сочинений композитора. Симфония была осуждена советским руководством в 1948 году как не соответствующая партийной линии, однако получила положительную оценку среди критиков. Эту симфонию рассматривают как элегию памяти жертв Второй мировой войны, в сравнении с торжественной Пятой симфонией.Первая часть симфонии контрастна, лирические мелодии сменяются непредсказуемыми мрачными эпизодами, появляется и похоронная музыка. Во второй, медленной части усиливается роль ударных и духовых инструментов. Музыка мрачна и беспросветна. Третья часть привносит в симфонию некоторый оптимизм и танцевальность, но оптимизм постепенно уходит, звучание мрачно замирает. Впервые исполнена 11 октября 1947 в Ленинграде, дирижировал Евгений Мравинский
Симфония № 7, до-диез минор, соч. 131 — написана в 1952 году, за год до смерти композитора. Была задумана композитором как произведение для детей, однако в процессе работы над произведением его концепция изменилась. В этой симфонии отмечается тенденция к упрощению музыкального языка, превалируют меланхоличные и ностальгические настроения. Примечательно, что оптимистичный финал симфонии был написан по совету консервативных коллег Прокофьева. Впервые исполнена 11 октября 1952 года в Москве оркестром под управлением Самуила Самосуда. Премьера имела успех, и в 1957 году, спустя четыре года после смерти Прокофьева, симфония была удостоена Ленинской премии.
Я обсмеялся......спасибо! Превосходный комплект!Озава и русская музыка - это удивительно,выразительно,неповторимо! Пятую знаю в двух замечательных интерпретациях - Рождественского(получившего за нее премию Шарля де Кро) и Челибидаке,премий не получившего,но исполнившему сверхгениально.Произведение из категории эпохальных и вобравших в себя композитора целиком.
А я со временем к 5й стал относиться прохладно. Слушая первую часть с громыханиями и финал с нарочитой радостью - мучаюсь Что-то есть в этом пафосе и веселье неискреннее. Зато едкое скерцо и Адажио - это да, это настоящий Прокофьев.
И 6я - мурашки по коже. Загадочная вещь, особенно финал - сплошная крамола на советскую власть и горькая ирония
У меня всю жизнь особенное отношение к 6-й симфонии. Изумительно тонкая вещь. Чего стоят только эпизоды с "органной" оркестровкой в медленной части. Но исполняют ее почему-то редко. Все больше стандартную пару №1 и №5.
Да, 5я самая простая после 1й и 7й. Может быть самая театральная из нетеатральных, но слишком оптимистичная, слишком эпичная... Вообще у Прокофьева с симфониями сложно - 3я и 4я не в счёт, остаётся 2я (крутая, но не зря он её доделать хотел) и 6я - самая концептуальная вещь у Прокофьева, не зря её в сов. время замалчивали - она без заигрываний с властью и слушателем. И кончается трагически
Моя любимая это 6-я. Хоть она и военной считается, но очень много в ней личного. А какие мелодии!!! 3-я симфония мне нравится тоже, но там 4-я часть мощная, просто тащишься - особенно девушек пугать этими звуковыми глыбами. Чем-то мне напоминает Оду на окончание войны.
Но это же интересно, особенно у Прокофьева, у которого даже в детстве песенки кусались, он их собачками называл. Про Озаву я сказал, можно вспомнить ещё Рождественского - некоторым его Прокофьев не нравится, хотя он считается спецом по его музыке
а как относитесь к копмлекту симфоний в исп. Ростроповича?
31.Эдуард Колесников (Firs) (26 Декабря 11 00:32)
[Материал]
Вот ё-маё...даже этот комплект оказался на "Погружении"... А мне пришлось до того, как открыл для себя этот чудесный сайт, покупать прокофьевский сет на "Озоне" за две тыщи рублей Уж очень хотелось послушать прочтение Прокофьева именно хвалёным Озавой и Берлинским филармоническим. Не разочаровался Лирические темы у Сейджи получились просто фантастическими, а нарастания звучности оххх какие умеет добиваться от оркестра! Да, несколько формально исполнено, но для меня дотошное прочтение партитуры нисколько не испортило общее впечатление. Очень интересный темп в 1-й взят, такой действительно гайдновский, галантный. Для меня она образцовая в этом исполнении. Так же, как и Шестая - это прочтение вообще моё личное открытие этой симфонии. Вторую, Третью и Четвертую слушал впервые, так что субъективно буду мерить все остальные трактовки, которые услышу, именно с Озавой. У меня всегда так с новым произведением, пока не ляжет крепко на уши - первое впечатление самое сильное. Особенно же ошеломило КАЧЕСТВО записи. Просто блестяще, звукорежиссура запредельна! Слышишь каждую ноту, каждый удар смычка...Дойче Граммафон оправдывает свою высокую репутацию. Так что всем рекомендую! А сам ещё хочу послушать симфонии Прокофьева у Гергиева и Рождественского. Надеюсь, доберусь вскорости
Прокофьев - 7 Symphonies, Lieutenant Kije (Ozawa - Berliner Philharmoniker)
Ссылка на FLAC. http://yadi.sk/d/dSh2MTHV8Nm1W Исходная папка. Для скачивания отдельных релизов необходимы ссылки из текстового файла, лежащего непосредственно в основной папке по данной ссылке (см. внизу). http://yadi.sk/d/ciCxKlXy7vXQ6
Люблю я Прокофьева, какой-то он свой родной человек, Люблю почти все его творчество, но от балета "Стальной скок" меня тянет матерится и вытошнить в унитаз. Вот это "ложка дегтя" в меду Прокофьва.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".