Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 00:05
Главная страница » 2013»Август»14 » Сергей Прокофьев - Концерты для скрипки с оркестром №№ 1& 2. Соната для скрипки и фортепиано № 2. Исп. Давид Ойстрах
Сергей Прокофьев - Концерты для скрипки с оркестром №№ 1& 2. Соната для скрипки и фортепиано № 2. Исп. Давид Ойстрах
Первый скрипичный концерт, написанный в 1917 – одно из самых солнечных и искрометных лирических произведений Прокофьева. Само настроение его, расстановка смысловых акцентов новы и необычайны. Концерт написан в 3-частной форме, причем в крайних частях преобладают лирические настроения, а в средней – скерцозность, гротеск, колористическая причудливость. Основную нагрузку музыкального развития несет солирующая скрипка. Прокофьев предоставляет ей право быть ведущим, доминирующим участником ансамбля. Чрезвычайно интересна новаторски использованная специфическая техника инструмента. Тема главной партии 1й части (Andantino) с ее нежной мечтательностью принадлежит к самым ярким находкам Прокофьева того времени. Ее «бесконечная мелодия» задумчиво-сосредоточенна, проста и сдержанна. На смену этой лирической кантилене приходит новый странно фантастический, сказочный образ. Широкое дыхание уступает место скачку и излому, причудливой угловатости. Трели, пассажи, тираты, форшлаги – все это способствует созданию остро-характерного образа. Разработка подвергает обе темы значительным модификациям. Неузнаваемо трансформируется первая лирическая тема ,приобретающая в процессе развития насмешливо-гротескный аспект. Кульминационный конец разработки приводит к успокоению, и в репризе вновь утверждается стихия нежной лирики. 2 часть (Vivacissimo) – виртуозное скерцо, превосходный образец «музыкального озорства» молодого Прокофьева. Здесь представлена целая галерея скерцозных образов – от юмористически-шутливых до саркастически-злобных. Скерцо написано в форме пятичастного рондо. Первая его тема, в основе которой – стремительное хроматическое движение, полна искрящегося задора, безудержного веселья. Средние эпизоды уже не столь «добродушны»: скрипка звучит сухо, резко (staccato marcatissimo) в первом и мрачновато-зловеще (sul ponticello) – во втором. Колористические находки этой части поистине замечательны. З часть (Moderato) вновь возрождает господство светлых лирических настроений. Главная тема финала родственна главной теме 1 части. Вновь льется широкая задушевная кантилена. И здесь так же, как в предыдущих частях иной раз появится механическая бездушность, ироническая усмешка. Но все это никак не носит устойчивого характера. Часть заканчивается большой развернутой кодой, итогом – финалом всего произведения. Выразительный лирический апофеоз, страстно утверждающий победу светлого, жизнерадостного, прекрасного, построен на теме главной партии 1 части
Второй скрипичный концерт - последнее произведение Прокофьева, созданное перед окончательным возвращением в СССР. В это время композитор разъезжал с гастролями по миру и одновременно сочинял концерт - главная тема 1-й части была написана в Париже, 2я - в Воронеже, окончательно закончен концерт был в Баку, и премьера была дана в Мадриде. Концерт полон счастливых мелодических находок - это типично прокофьевское творение, как в смысле эмоционально-образной направленности – от тончайшей лирики до озорства, гротеска, сарказма, так и в смысле использованных средств (характерная интервалика, неистощимая ритмическая изобретательность, темброво-колористические новшества, гармоническая терпкость, четкость формы). Музыка концерта поистине театральна - некотрые его моменты напоминают поздние балеты Прокофьева, особенно Золушку. Концерт начинается с простой мелодии скрипки, связанной с русской народной музыкой, вторая часть - замечательное Анданте, в финале заметные испанские мотивы - главная тема рондо сопровождается при каждом своём появлении треском кастаньет. Премьера концерта состоялась в Мадриде 1 декабря 1935 года. На премьере присутствовал сам автор, скромно сидевший в первом ряду зала местного музыкального общества. Симфоническим оркестром Мадрида дирижировал Эдуардо Фернандес Арбос, известный в те годы испанский маэстро, солировал на скрипке друг композитора Роберт Сетенс, которому, кстати, и было посвящено это сочинение. Едва стихли аплодисменты, маэстро Арбос пригласил на сцену русского композитора. Сергей Сергеевич явно не ожидал приглашения. Он заметно смутился. Но, справившись с охватившим его волнением, встал, машинально дотронулся до галстука, словно проверяя, на месте ли он, медленно, будто нехотя, поднялся на сцену. В зале снова вспыхнули аплодисменты. Раздались возгласы: «Браво! Браво!» Прокофьев умоляющим жестом тщетно пытался успокоить публику.
Вторая скрипичная соната — переложение Сонаты для флейты и фортепиано, сделанное Прокофьевым по просьбе скрипача Давида Ойстраха в 1943 году ( в то время Прокофьев с другими советскими композиторами жил в Перми в эвакуацмии). Соната в этой редакции впервые была исполнена 17 июня 1944 Ойстрахом и Обориным. Сочинение очень виртузное, но вместе с тем лиричное и изящное
Сергей Прокофьев (1891-1953)
Концерт для скрипки с оркестром № 1 Ре-мажор, соч. 19 (1917) 1 I. Andantino 2 II. Scherzo: Vivaccissimo 3 III. Moderato
Концерт для скрипки с оркестром № 2 соль минор, соч. 63 (1935) 4 I. Allegro moderato 5 II. Andante assai 6 III. Allegro, ben moderato
Соната для скрипки и фортепиано № 2 D-dur, соч. 94 bis (транскрипция сонаты для флейты и фортепиано (1943-44) 7 I. Moderato 8 II. Presto 9 III. Andante 10 IV. Allegro con brio
David Oistrakh, violin London Symphony Orchestra, conducted by Lovro von Matacic, 1955 (1-3) Philharmonia Orchestra, conducted by Alceo Galliera, 1959 (4-6) Vladimir Yampolsky - piano, 1956 (7-10)
Кстати, Константин. я знаю вы Пуленка любите, вот интереcный факт: Еще в 1916 году творчеством русского композитора известный испанский пианист Рикардо Виньес заинтересовал своего ученика, Франсиса Пуленка. «Я вспоминаю, с каким восторгом и волнением говорил Виньес о Прокофьеве, о том, какие чувства вызывают у него его сочинения», — писал Пуленк много лет спустя.
5.Сапожников Константин Владимирович (konst) (21 Ноября 09 01:31)
[Материал]
Я и Пуленка люблю, и Прокофьева. Кстати, у меня есть книга М.Нестьевой о Прокофьеве. Там сказано, что их (П. и П.) связывали тёплые дружеские отношения, хотя Прокофьев и осуждал "Шестёрочников" за "поверхностность, заигрывание с развлекательными жанрами, эклектику". Вообще, книга неплохо написана. Не читали?
Я читал книгу Израиля Нестьева Жизнь С. Прокофьева, 1973 года. Судя по отчеству он отец этой Марины)
вот подборка статей небольшая http://newmuz.narod.ru/in/ProkS_In.html
12.Сапожников Константин Владимирович (konst) (21 Ноября 09 04:09)
[Материал]
Да, это дочка того Нестьева. На OZONe я видел, кроме этой новой её книги, ещё старый (80-х годов) сборник материалов о Прокофьеве, где она числится составителем, там названия частей другие. В новой книге она уже автор, а не составитель.
Олег, это так что партия ф-но в оригинальной (и по-моему лучшей) флейтовой версии сонаты была впервые исполнена Рихтером? Где-то прочитал, хотя эта замечательная вещь никогда не упоминается в числе Прокофьевских премьер Рихтера
Флейтовая соната впервые исполнена 7 декабря 1943, Москва, Н. Харьковский и С. Рихтер. Интересно, что ей сразу же заинтересовались скрипачи, видимо потому что у Прокофьева больше сонат не было (1ю он только в 46 году закончил)
Про Ойстраха и Прокофьева вот тут интересная статья http://www.21israel-music.com/Prkfv.htm
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".