Вся жизнь Вагнера прошла под знаком крайностей - наиболее известный и наиболее ненавидимый композитор XIX века, абсолютный мэтр, гений, разрушитель семейных моральных устоев и многочисленных табу на сцене, жадный до славы и денег стяжатель, дикий антисемит, человек с гипертрофированной манией величия, не чуждался финансового мошенничества... Никто до и после него не получал столько денег для себя и на свои проекты. Ни одному композитору, кроме Вагнера, не удалось построить театр для постановки собственных произведений...
Эксперты сконцентрированы на самой экстравагантной паре XIX в. Р.Вагнер-Козима. При жизни композитора Козима была его управляющим, импресарио, секретарем и даже гувернанткой, а после его смерти - популяризатором его произведений и создателем легенды Вагнер.
Автор и режиссер: Ralf Pleger
Рихард Вагнер - Samuel Finzi
Козима Вагнер - Pegah Ferydoni
Реконструируются сцены на основе текстов переписки Вагнер-Козима и интимных дневников Козимы.
В фильме участвуют:
Philippe Jordan, directeur musical de l’Opéra de Paris
Katharina Wagner, правнучка Р. Вагнера, directrice artistique du Festival de Bayreuth
Laurence Dreyfus, musicologue à l’université d’Oxford
Ulrich Drüner, biographe de Wagner
Oliver Hilmes, historien et biographe
Eva Rieger, musicoloque et biographe
Simone Young, chef d'orchestre
2013
нем., англ. языки - закадровый перевод на фр. языке
Ссылка:
rip tv /avi DivX / 768x576 / 24 frps / 16:9 / 2,16 Gb/ 1:32:16/ stereo 44100Hz 320 kbs
Чтобы подвигнуть всех интересующихся личностью Вагнера на просмотр этого фильма без русских субтитров, привожу основные высказывания экспертов близко к тексту.
Венеция, 13 фераля 1883. Зиму 1883 г. Р.Вагнер и его вторая супруга Козима проводят в Венеции. К этому времени они 13 лет официально состоят в браке. 13 фев 1883 между ними разражается ужасная ссора, через несколько часов после которой Вагнер умирает. Смерть великого немецкого композитора и драматурга была неожиданной: согласно заключению о смерти - от сердечного приступа вследствие эмоционального шока в возрасте 69 лет. Вызванный врач застал в доме следующую мизансцену: Вагнер лежит, одетый в пеньюар розового шелка, окруженный членами семьи. Козима отказывалась отойти от умершего и 24 часа пролежала рядом с телом, затем отрезала свои длинные волосы. Вагнер - настоящая легенда в истории музыки, абсолютный мэтр. Он был создателем своего собственного мифа. В XIX в. окружить себя всевозможными легендами было частью маркетинговой стратегии артиста. Но и Козима внесла большой вклад в создание мифа Вагнер.
Вагнер родился в Лейпциге 22.05.1813, вырос в очень скромной обстановке, оставшись без отца в возрасте 6 месяцев. Музыкальную карьеру начал в качестве дирижера оркестра. Имея только короткие контракты, он вынужден был перемещаться по всей Европе в поиске работы вместе с первой женой Минной, повсюду оставляя огромные долги, путешествуя иногда с фальшивыми документами. Его попытки поставить свою оперу везде терпят неудачу. Его цель - стать знаменитым композитором в Париже. Из его переписки видно, что он считает себя гением. Но его не принимают всерьез.
Через несколько лет он появляется в Дрездене, где его ждет первый триумф с оперой «Риенци, последний трибун», впервые показанной в Дрезденском королевском театре 20 октября 1842. Сразу были отмечены огромные требования к этой опере - большинство театров того времени не были готовы к таким постановкам. В результате, оперы Вагнера не исполнялись, композитор сам финансировал издание своих произведений, чтобы продать их с прямым убытком. Он предчувствовал революцию и решил воспользоваться ею для разрушения устоев аристократической среды, которая не принимала его искусства. Слово "разрушить" доминирует в его переписке этого периода: "Я хочу разрушить установленный порядок вещей..."
Дрезден, 8 апреля 1849. Вагнер публично призывает к революции. Через месяц баррикады охвачены огнем, восстание жестоко подавлено и композитор преследуется полицией как государственный преступник с риском приговора к смертной казни. В возрасте 36 лет он вынужден бежать и искать политическое убежище. В Веймаре Ф.Лист обеспечивает его деньгами и фальшивым паспортом, и Вагнер снова оказывается в Париже. Здесь происходит первая короткая встреча Вагнера с Козимой Лист - внебрачной дочерью Ф.Листа, воспитанной в традициях католицизма и аристократизма.
В 1850 Вагнер находит убежище в Швейцарии и воссоединяется с Минной, первой супругой. Здесь он завоевывает доверие банкиров и богатых коммерсантов.
Цюрих, 18 сентября 1857. Вагнер поселяется на небольшой вилле принадлежавшей богатому промышленнику Отто Везендонк. Это было время работы композитора над оперой "Тристан и Изольда" о любви, которая переступала границы дозволенного того времени. Параллельно началась сначала секретная переписка, а затем и связь Вагнера с женой своего покровителя Матильдой Везендонк. Вагнер абсолютно не был способен управлять своими финансами, постоянно находился в долгах, но благодаря своему обаянию и влиянию на людей, всегда достигал своих целей. Самоуверенный Вагнер врывался в салон как торнадо, не переставая декламировать, петь, цитировать, производя впечатление на женщин и завоевывая их сердца. Так Матильда стала большой поклонницей Вагнера и сумела убедить мужа оказывать финансовую поддержку композитору. Муж не подозревал, что все закончиться историей любви.
В это же самое время в Берлине Козима Лист выходит замуж за пианиста и дирижера оркестра Ганса фон Бюлов - адепта музыки Вагнера. Во время медового месяца они решают посетить своего друга Вагнера в Цюрихе. В салоне Везендонков Вагнер каждый вечер читает текст оперы "Тристан и Изольда" и очень дорожит этим ритуалом. Его слушатели: Минна - его жена, Матильда Везендонк - его любовница, Козима фон Бюлов и соответственно их мужья ! Но вот связь Вагнера с Матильдой раскрыта, и он вынужден бежать из Цюриха. Его брак с Минной разрушен - он переступил все моральные нормы, средства на существование больше не поступают и его карьера в опасности. Он вынужден давать концерты по всей Европе и в России и искать новых меценатов. Наступает период одиночества.
Вагнер контактирует с Козимой и получает ее полную поддержку. Они начинают тайную переписку - так Козима вошла в жизнь Вагнера. Она понимала его гениальность. Будучи пианисткой первого плана, она обладала высокой музыкальной культурой. Она сразу поняла, что встретила человека огромного таланта. Они подписали договор жизни и смерти. Он был полностью зависим от нее, он не мог жить без женщины, как это было в случае с Брамсом, Бетховеном, Брукнером. Эта связь была самым знаменитым адюльтером того времени. Предательство Бюлова со стороны и жены и лучшего друга придавало этим отношениям некоторую театральность.
В течение 6 лет Вагнер работал над оперой Тристан и Изольда. Бюлов участвовал в работе над оркестровкой партитуры - предусматривался оркестр из 109 инструментов - в 3 раза больше обычного классического оркестра. Необычным была уже продолжительность оперы в 4,5 часа, т.е. 6 часов с антрактами. Вагнер писал: "Тристан и Изольда" становится пугающей. Только плохое исполнение сможет спасти меня. Публика сойдет с ума в случае идеального исполнения". Чтобы понять, что чувствовали зрители того времени на представлении этой оперы, надо перенестись в XIX век. Музыка космического масштаба, музыка, вызывающая эротические фантазии, дающая ощущение опьянения, приводящая к переживаниям сравнимым с оргазмом - вот что было наиболее шокирующим для публики и что вызывало с одной стороны гневную критику, с другой - восторженные отзывы. Мужья запрещали женам присутствовать на представлении этой оперы.
Вагнер не был вундеркиндом, ему с трудом давалась музыкальная техника, он был очень посредственным пианистом. Работа над оперой требовала от него годы, иногда десятилетия. Он был большим интеллектуалом, но это качество, как считает эксперт, может оказываться препятствием в творчестве - художник-интеллектуал вынужден постоянно делать усилия, чтобы перенестись из мира интеллекта в мир чувств, от рационального перейти к эмоциональному.
Вена, март 1864. Подчинясь своим импульсам, Вагнер хаотично перемещается по Европе: Париж-Мюнхен-Италия-Вена... В Вене ему угрожает тюрьма за долги, но неплатежеспособный Вагнер снимает в отеле номер люкс! Несмотря на турбулентную жизнь, он продолжает работать над тетралогией "Кольцо нибелунга", как всегда, создавая сам и музыку и текст. Безумство опер этого цикла - в их беспрецедентной продолжительности, и даже в том, что это была тетралогия, а не трилогия! Четыре оперы составили законченный шедевр Вагнера.
В то самое время, когда он, измученный одиночеством, безденежьем, преследуемый своими кредиторами думает о самоубийстве, Людовик II вступает на престол Баварии и страстно желает встречи и знакомства с композитором. Людовик уже видел оперу Лоэнгрин и был потрясен, он чувствует свою высокую миссию по отношению к музыкальному гению и хочет спасти его.
Мюнхен, 4 май 1864. Происходит встреча Вагнера с королем Людовиком II - Вагнеру 51 год, Людовику 19 лет. Первое, что сделал король - оплатил долги композитора, обеспечил его карманными деньгами и оплатил апартаменты. Вагнер приглашает семью Бюлова осмотреть его новое жилище в Мюнхене и по их прибытии предлагает другу оставить свой пост в Берлине и обосноваться в Мюнхене. Вагнер уже все продумал и нашел для Бюлова новую работу - стать репетитором при короле Людовике II, что обеспечивало бы ему и его жене долгое пребывание в Мюнхене. Ничто не указывало на то, что Бюлов подозревал о связи жены с Вагнером. Постепенно Вагнер и Козима тайно образуют супружескую пару, но эта связь быстро приобретает профессиональный аспект - Козима фон Бюлов взяла под контроль все финансовые операции. Она использовала свое влияние на короля для защиты интересов Вагнера. Свидетели были поражены мошенничествами, к которым она для этого прибегала. Они получили колоссальные суммы путем обмана. Письма, которые они оба писали Людовику II - это был настоящий маскарад, лицемерие и проявление алчности.
Вагнер работал одновременно над несколькими операми. Король дал на них денег прямо из королевской казны. Он приказал поставить в Мюнхене две первые части тетралогии - произведения, разбивающие многие табу на сцене, наталкивающиеся на непонимание публики и отторжение критики. Самым шокирующим для публики XIX в. было то, как показывались хитросплетения любви, влечение, страсть. Они не просто присутствовали на сцене, но и переживались самими зрителями. Присутствовать при эротических сценах, даже если речь идет о мифологических сюжетах, для публики XIX в. было настоящим вызовом.
На деньги короля Вагнер обосновался на шикарной вилле под Мюнхеном. Он приглашает Козиму, её детей и мужа. После нескольких спокойных недель разворачиваются драматические события - Бюлов обнаруживает свою жену в коридоре, исчезающую за дверью комнаты Вагнера. Бюлов впадает в глубокую депрессию, но все продолжают ломать комедию, будто ничего не произошло. Через 9 месяцев родилась Изольда - первый ребенок Вагнера и Козимы. Ребенок приписывается Бюлову. Он согласен. Но мюнхенская пресса раскрывает преступную связь и приравнивает поведение пары Вагнер-Козима к государственной измене. Под давлением общественного мнения король вынужден был реагировать - Вагнер покидает Мюнхен и отправляется в ссылку. История повторилась. Второй раз Вагнер нарушил все моральные нормы и поставил под угрозу свое существование. Он находит убежище в Люцерне, оставаясь в контакте с Козимой и королем. Во время речной прогулки он заметил виллу на берегу в Трибшене. Король оплатил покупку недвижимости, и Вагнер находит там убежище. Для многих Вагнер и Козима были скандальной парой. Но у Козимы не было выбора - она считала, что она встретила свою судьбу, встретила музыкального гения, а ему была нужна ее помощь. Козима оставляет мужа и следует за любовником в Трибшен. Она задумывает написать биографию Вагнера и записывает события каждого дня. В результате ею написаны тысячи страниц интимного журнала, где она описывает каждый жест композитора в мельчайших деталях, его сны, которые раскрывают его страхи и комплексы. Ф.Лист, свекор Бюлова, не мог принять этой связи. Он был полностью на стороне Бюлова и предпринимал всё возможное, чтобы убедить Козиму покинуть Вагнера.
Люцерн, 21 май 1866. Людовик II наносит тайный визит композитору в изгнании, давая впоследствии почву для сплетен о характере отношений двух мужчин. Но эксперты полностью отметают любые домыслы на этот счет как беспочвенные. Да, в поведении Вагнера были странности. Многочисленные источники подтверждают его слабость к розовому цвету, атласу, розовому шелку, духам, женственной одежде. Но это было характерно для него только в домашней обстановке и, как говорит эксперт, Вагнеру нужны были эти знаки женственности, чтобы сочинять... Так в музыке "Тристана и Изольды" повсюду разлит парфюм и явно присутствует ощущение шелка.
В 1870 г. Рихард и Козима официально оформляют брак, имея уже 3-х детей. Многое известно об их семейной жизни благодаря интимным дневникам Козимы. Она записывала всё - не скрывала ни ссор, ни приступов гнева, ни страданий, ни угрызений совести. Они образовывали слитную по взглядам пару. Многочисленные антисемитские высказывания в дневниках показывают, что их объединяла ненависть к евреям. Тем, кто намерен стать апологетом Вагнера, эксперт рекомендует сначала прочитать эти дневники. Их антисемитизм был не просто явлением социальным, как у многих их современников, а был основан на ложной теории, что евреи - это другая раса. Памфлет Вагнера "Иудаизм в музыке" - это самое недостойное, что он после себя оставил. Памфлет был подписан псевдонимом и автор открыл своё имя только через 20 лет. Дается объяснение, что антисемитизм был связан с критикой материализма в искусстве, как и в случае антисемитизма Карла Маркса присутствовала ассоциация между евреями и деньгами, меркантилизмом. Эксперт, тем не менее, не допускает мысли о запрете на прослушивание музыки Вагнера.
Финансируемый Людовиком II, Байройтский фестиваль был основан в 1876 г. Байройтский фестивальный театр - полностью творение самого композитора. Хотя Вагнеру была присуща мания величия не имеющая ни сомнений, ни пределов, байройтский проект вполне соотносился с масштабом его личности. Вагнер был тем самым потрясающим мотором, которому только и было под силу осуществить подобные проекты в срок и всё, что он создавал, было великолепно. То, что ему удалось сделать, ни один другой артист не смог реализовать ни до ни после него. Законченный шедевр стал реальностью - первое исполнение полной тетралогии Вагнера осуществлено. Вагнер и Козима на вершине славы, но интимные дневники выдают их разногласия - угрызения совести Козимы и страсть Вагнера становятся всё более несовместимы. Семья Вагнера окончательно устраивается в Байройте. После триумфа первого фестиваля город стал настоящим центром культа Вагнера. Козима, оставаясь в тени, умело направляла этот процесс - она была не только помощником мужа в частной жизни, но и многое делала для продвижения его медийного образа в искусстве, на публичной сцене. Постепенно Козима трансформирует знаменитую персону в миф путем деперсонализации. Это хорошо прослеживается в её записях, например, в постепенном изменении используемого ею словаря: она уже не называет Вагнера "Рихард", или "муж", или "господин Вагнер", но "мэтр".
В 1876 г. в начале своей работы над "Парсифалем" Вагнер встретил Юдифь Готье и у них завязался роман (http://www.wagner200.com/biografie/biografie-gautier.html). Козима обнаружила его любовницу и положила конец их отношениям. Хотя Вагнер и был увлечен этой красивой женщиной, но у него никогда не было намерений покинуть Козиму. В дневнике Козима пишет, что Вагнер остается полон страсти, тогда как её она покинула. В XIX в. сексуальность представлялась как нечто вульгарное и Козима чувствовала себя не по себе, проявляя фригидность. Вагнер же, полный страсти, начинает скучать с ней, но вынужден смириться со сложившейся реальностью. Эксперт считает, что отсутсвие чувственности в "Парсифале" отражает характер их изменившихся отношений.
Верона, 16 сентября 1882. После второго Байройтского фестиваля композитор отправляется на отдых в Венецию всей семьей. У Вагнера задуманы новые проекты. В Венеции он намерен найти необходимый покой для вдохновения. Он снимает этаж в отеле в Палаццо Вендрамин - одного из самых шикарных на Большом канале. Последние записи, оставленные Вагнером, свидетельствуют, что его не переставали занимать вопросы женской сексуальности. Даже в последний день своей жизни он оставил записи на эту тему.
Венеция, 13 февраля 1883. Драма разворачивается 13 февраля 1883. Это был обычный день, Козима отправила дочь Даниель за покупками. В короткий промежуток времени, когда Вагнер и Козима оставались в доме одни, между ними разражается ссора, после которой Вагнер умирает от сердечного приступа.
Неизвестны все причины этой ссоры. При жизни склонность к скандалам, противоречивость и безумства создавали столько препятствий, что самому Вагнеру уже было не под силу выстраивать свой путь. Только после его смерти Козима смогла завершить его миссию, пропагандируя повсюду медийный образ непогрешимого Вагнера.
Из дерева или цинка? Каким ты представляешь свой гроб? - Из золота
А НАЗВАНИЕ ФИЛЬМА? "Безумство Вагнер" - Гугл только на intoclassics.net нашел что дал поиск: французское La Folie Wagner - Безумие Вагнера Английское The Wagner File - дело или досье Вагнера А исходное наверно немецкое? - не нашел.
Английского языка в фильме нет (м.б. где-то чуть) Легко доступный Trailer - 2 мин., англ. субтитры http://vimeo.com/60539690
http://tinyurl.com/p5vw2fq Мне доставил последний абзац. Стоит только изменить название, как бы играючи ругнув одиозного человека, как тут же отношение публики меняется на прямо противоположное. Иначе нельзя. Политкорректность. The Wagner File надо понимать, я думаю, как разоблачение В.
Спасибо! Вот оказывается где все по-русски - на немецком сайте dw.de. Даже видео. И много интересного о 200-летии. "...цикл, который открыли "Нюрнбергские мейстерзингеры", будет включать десять опер Рихарда Вагнера. Художественный руководитель гамбургского театра Симона Янг (Simone Young), которая будет дирижировать оркестром во время исполнения всех десяти опер, назвала цикл "Безумием Вагнера"."
К сожалению, много лжи и много фальши в этом фильме, очерняющей великого композитора.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".