Китайская музыка до сих пор кажется непривычной на слух европейца. Очень удачно европеизировали китайскую музыку импрессионисты. Наверное, Дебюсси и Равель с Воан-Уильямсом для китайского уха звучат как обычная такая китайская музыка, поскольку импрессионисты использовали ту же самую пентатонику и гармонии с прихотливым нанизыванием красочных созвучий-пятен, что и китайцы. Предлагаю всем послушать известные китайские симфонические поэмы 80х-90х годов, написанные в европейских традициях
Cимфоническая поэма Лю Юаня "Сувениры с горы Ава" - интересное с мелодической стороны, красочно оркестрованное сочинение, полное экзотических фольклорных тембров, вызывающее в памяти музыку раннего Стравинского и Бартока. Очень красиво звучит самая масштабная медленная третья часть - традиционный импрессионисткий ночной ноктюрн. Музыка быстрых частей тоже весьма живописна, полна ярких контрастов, эффектных мелодий. Ава, кстати не в Китае, а в Бирме, в Аве находятся древний монастырь, развалины Королевского Дворца и форта и прочие культурные достопримечатльности - потому и сувениры
Cимфоническая поэма Чжу Цзянь-Ира "Чудо Накси" видимо написана на сюжет какой-то китайской легенды, не стал искать в чём там дело, но судя по названиям частей там есть река и большой медный котёл (в этой части музыка таинственна, темы выпуклы, линейны, а "шорохи" экспрессивны и захватывают драматизмом), есть пчёлы, летящие через реку (музыка в духе "Полёта шмеля"), есть и медленная часть с душевной музыкой (Сердечный разговор) и бурный финал в духе "Чудесного мандарина", изображающий охоту на красного оленя
Симфоническая поэма "Северный лес" Чжан Цзянь-И - отличный образец китайского импрессионизма, пасторально-переливчатый пейзаж, проникнутый звучаниями старинных фольклорных китайских напевов, отголосками "Дафниса и Хлои" Равеля и музыки Сибелиуса Сочинение Чэнь И "Двойное Ye" - модернисткая, урбанистическая вещь с жёсткими эффектными ритмами
Liu Yuan (b.1959) - Symphonie Rhapsody "Memorabilia From Mountain Awa"
I. Andante maestoso (4:24) II. Allaegro con brio (4:08) III. Adagissimo (13:28) IV. Allegro asai (3:52) V. Largo (4:08)
Zhu Jian-Er (b.1922) - Tone Poem "A Wonder of Naxi" I. Water Dropping In Brass Basin (4:31) II. Bees Crossing the River (2:31) III. Heart To Heart Talking Between Mother and Daughter (4:12) IV. The Red-deer Hunting (4:02)
Zhang Chien-Yi (b.1959) - Tone Poem "Northern Forest" (19:33)
Почему сразу "в негативном"? Восток и запад - две разные галактики...
Скачал, но ещё пока не прослушал. Говорю о том, что восток Бородина-Чайковского такая же нелепость как и китайские симфонии "в стиле Рахманинова-Скрябина". Из опыта.
В киевской "консе" такие симфонии пишут китайские, бразильские композиторы-студенты. Настоящее умиление: копирование "технических матриц", но без глубокого "погружения" в суть музыки. Получается довольно наивно, схематично... "Квази-восточные" танцы в балетах Чайковского такое же умиление (копирование матриц). Высказал свою точку зрения, не претендуя на "истину в последней инстанции".
Вот послушайте, тогда и поговорим Вещи профессиональные и оригинальные, музыкально лично мне близкие, ерунду бы не стал выкладывать А восток Бородина-Чайковского, как и Украину последнего любят во всём мире
... уже послушал. Довольно китайская музыка (а какая она может быть?), но с европейским "соусом". Да. Аналогии с Равелем, Бартоком - работают. Эти композиторы на каком-то этапе творчества тоже "считывали" иноземные "матрицы", но не более того...
Украина у Чайковского - генетическая память... его дед был родом из Украины. А генная память, умноженная на феноменальную "технику" дала восхитительный результат. "Восток" Чайковского - наивен.
Скажите, а где Китай в "китайском танце" из "Щелкунчика" у Чайковского, где Турция в "Турецком рондо" у Моцарта??? Мягко говоря - несколько НЕ ТОТ лад. Не хватает природной восточной "альтерации".
Если попробовать сыграть "Рондо" Моцарта с "повышенной" 3-й, 7-й, "пониженной" 2-й ступенями, то получится скорее Турция, чем Моцарт
Вы ещё вспомните Украинскую симфонию Калачевского - ну нет там ничего украинского несмотря на память! Вообще лучшие образцы украинской и ориентальной музыки создали наши, русские композиторы - увы, факт
Что касается всего остального - художественная условность есть один из основополагающих принципов создания музыкального произведения итп. Задача музыки – создать типизированный образ реальности, а не её реальный образ Классика за счёт народной музыки обогащалась, но это не значит, что она должна слепо ей вторить Если Барток стилизованный под китайцев, звучит также хорошо как китайцы стилизованные под Бартока, то для слушателя особой разницы нет))
Да. У Калачевского слишком много "плохого" Мендельсона. Да и кто назвал её "украинской"??? Есть ещё Симфония в украинском стиле Гольдштейна (Овсяннико-Куликовского)- еврея из Одессы. Украинским там есть лишь стилизованный козачок, а остальное - грубая подделка под европейскую музыку конца 18 начала 19 века... (подобная грубая стилизация встречается в одном опусе Алексея Рыбникова). А вот Гулак-Артемовский, Лысенко, Леонтович, Скорик - украинцы. Ваш пример не очень удачен потому, что здесь общеславянская ментальность и мы все пусть далёкие, но родственники... А вот "ближневосточная" музыка у русских (славян) всё же более русская, чем восточная. И это тоже ФАКТ! Речь может идти ТОЛЬКО о стилизации. И китайцы - не исключение.
Не так уж много стилизаций удачных, и чего вы взъелись на них, мне лично непонятно. Вот турки слушая Шехерезаду вопят от восторга "Это наше всё!!!", а нам остаётся только гордится И кстати, кто более русский - Чайковский или Римский-Корсаков до сих пор спорят А Стравинский в Петрушке и Весне - парфюм с сивухой, но как эффектно, а главное и в самом деле по-русски!
Да ничего я не взъелся на китайцев. Пускай себе пишут европейскую и русскую музыку - они скоро ПОЛНОСТЬЮ вытеснят НАС на мировом рынке. И "возьмут" не только количеством... Мы вот будем спорить: кто из русских композиторов более русский. А тем временем в питерской, московской, киевской консерваториях откроют китайские факультеты русской музыки - и мы окажемся безработными... Как сказал один "киевский", или "китаевский" китаец: нисиво, нисиво! скоро не васэ, а насэ всьо будид!!! :appl:
На самом деле не китайцев надо бояться - они как раз охочи до достижений европейской культуры, потому и деятельны, мы же объелись и бездействуем. Чего же боле, ищите новые пути
Ищите ради бога, кто вам мешает! А теперь вернёмся к китайской музыке. Люблю пентатонику - просто и красиво, она на меня действует хорошо, одновременно и успокаивает и приводит в восторг, это совсем другой мир, необычные эмоции итп
Типизированный - значит характерный. Кому нужен безликий герой без типичных черт. Изображая даже реального китайца, автор стремится представить его действия и слова как типичные, и с этой целью изменяет некоторые свойства реального героя.
Китайский император не слышал соловья. А я китайской музыки! Какой же глупый я! Точнее симфонической... ну, разве что в кино... legoru, прорубили Вы в Китай ещё окно?
Спасибо! Новое в музыкознании-нелепый Восток Бородина и Чайковского... До сего дня он был очень мил, похож и правдоподобен.Зря, значит , старались классики.
Олег, спасибо большое! Вчера еще скачала, но слушаю только сейчас - так же непостижимо, как и Стравинский, который тут слышится чуть ли не в каждом звуке. Чудесная, чарующая музыка!
Китайцы мастерски овладели композицией классической музыки и рассказали свои родные истории на понятном и изысканном языке европейской культуры. Получилось потрясающе!
Спасибо! Послушал. Что сказать? Я очень уважаю великий и трудолюбивый китайский народ, но вот пентатонику переношу только в двух произведениях: Песне про Фэн-Яна и Дурнушке-Императрице Пагод.
Ну, как сказать. Все дело, как с ней работать. В принципе, я согласен с первым выступавшим оратором. Здесь заимствованы только формальные приемы и в итоге все очень скучно. Вроде бы,как человекообразная обезьяна издали похожа на человека, а подойдешь поближе и присмотришься - нет, не похожа. Наверно у китайской музыки еще все впереди. Может быть позже.
Бабочек тоже люблю, удивительно красивая романтичная музыка Совсем мы с вами тут не сходимся, лучше замять А куда движется современная китайская музыка заметно хотя бы по Унсук Чин - для меня слишком рафинированно, почти ничего национального
Ну, Унсуе Чин, - это все же не китайская, а корейская музыка. Это совсем другое. Там есть такие фигуры, как Исан Юн, например. Да, Унсук и кореянкой по культурному фону назвать труднр. Воспитывалась она исключительно на европейской музыке, училась у Лигети. живет практически всю жизнь в Германии... Толькл в последние годы начала немного проявлять интерес к родному искусству, но и то опосредованно.
Кстати, интересно было бы послушать корейскую симфоническую музыку такого же раннемодернисткого плана и сравнить. Вроде и там и там пентатоника, но есть различия, вспомните монгольского Гончигсумлу Тут, кстати тоже последняя вещь сочинена китаянкой живущей в США Chen Yi (b.1953) - "Duo Ye" No.2 - наименее яркая
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".