«Риенци» сыграл в творческой судьбе Вагнера
колоссальную роль. Сразу после премьеры никому не известный молодой автор занял
одно из первых мест среди композиторов Германии.
По своей форме и жанровому типу «Риенци»
приближается к образцам большой французской оперы. И в музыкальном языке
произведения, еще не везде ровном, ощутимы влияния Мейербера, а также
итальянского композитора Спонтини. Но хотя «Риенци» не вполне самостоятельное
сочинение и не оно снискало в будущем автору мировую славу, многие черты этой
оперы предвосхищают следующие за ней выдающиеся творения Вагнера. Обращают на
себя внимание величественные хоровые сцены, ансамбли, которые позднее займут
столь важное место в драматургии «Тангейзера». В ряде сцен, а особенно в
финале, уже чувствуется уверенная рука и незаурядный талант подлинного мастерамузыкальноготеатра.
….. Закончив текст либретто, Вагнер сразу
приступил к сочинению музыки, однако работа над партитурой шла с перерывами.
Первый акт композитор закончил в феврале 1839 года в Риге, второй — в сентябре,
уже в приморской Булони, и наконец остальные три акта — летом и осенью 1840
года в Париже. Вагнер мечтал о постановке своего сочинения на парижской сцене,
но попытки осуществить этот замысел не увенчались успехом. Первое исполнение
«Риенци» состоялось на сцене королевской оперы в Дрездене и принесло
композитору невиданный успех. Немалая заслуга в этом успехе и талантливых
исполнителей — чешского певца И. Тихачека и известной немецкой певицы В.
Шредер-Девриент.
Интересно охарактеризовал оперу Б. Асафьев:
«Риенци» — любопытная загадка: как гений, базируясь на отжившем и эстетически
уже не ценном материале находит неожиданно новые соотношения звучаний и
заставляет слушателя подчиниться воздействию лишь намеков на будущее, причем
воздействие это исходит не от красоты или новизны того, что звучит как некая
данность, а от выразительности самого движения музыки, когда о ценности
материала даже и думать не приходится».
На пластинке записаны финалы второго и
третьего действий оперы и пятое действие. Напомним содержание этих фрагментов.
Финал второго действия. Во время праздничного
пиршества, устроенного Риенци для народа, на трибуна было совершено покушение.
Теперь в зале суда происходит суд над заговорщиками. Среди обвиняемых знатные
римские патриции Паоло Орсини и Стефано Колонна. Возмущенная толпа требует
смерти осужденных. Здесь же присутствует молодой Адриано Колонна, сын
осужденного. Юноша влюблен в Ирену, сестру Риенци и пользуется его
расположением. Адриано и Ирена умоляют Риенци помиловать отца Адриано. Уступая
их просьбам, трибун великодушно прощает мятежных патрициев и просит суд
освободить виновных. Заговорщики вновь на свободе.
Финал третьего действия. Снова вспыхивает
восстание в Риме. Орсини и Колонна не смирились. На этот раз Риенци беспощаден.
Снова заговор патрициев подавлен. В бою погибает отец Адриано. В тоске и
отчаянии обезумевший юноша клянется отомстить своему бывшему покровителю.
Пятое действие. Риенци проклят
церковью. Толпа, еще совсем недавно боготворившая своего кумира, отшатнулась от
него под страхом этого проклятья. Риенци остается один, друзья и сподвижники
отреклись от него. С площади несутся крики, обращенные к трибуну, но теперь это
не ликующие приветствия, а яростные призывы к свержению правителя. В здание
Капитолия проникает Адриано. Он умоляет Ирену оставить гордого трибуна и ради
спасения жизни, ради любви бежать с ним. Девушка отказывается, она не покинет
брата в роковую для него минуту и будет верна ему до конца.
Толпа требует выдачи Риенци. Отважный трибун
выходит на балкон и пытается обратиться к народу с речью. Но поздно — егозабрасывают камнями, горящими факелами.
Капитолий вспыхивает и рушится.
Выдающийся немецкий тенор Макс Лоренц
родился в 1901 году в Дюссельдорфе. Обучался пению в классе одного из лучших
педагогов Германии профессора Э. Гренцебаха в Берлине. В 1926 году дебютировал
в Дрезденской опере в «Тангейзере» Р. Вагнера. Певец с самого начала своей
карьеры выдвинулся в ряды лучших исполнителей вагнеровских партий в амплуа
героического тенора. В 1931 — 34 годах Лоренц выступает на сцене Нью-Йоркской
«Метрополитен опера».
Образы вагнеровских героев Тристана,
Зигфрида, Тангейзера находят в его лице великолепного интерпретатора. Могучий,
яркий голос, высокий артистизм, огромный темперамент Лоренца явились лучшими
средствами передачи коллизий монументальных произведений Р. Вагнера. Среди
современников артист не имел соперников, кроме легендарного Лауритца Мельхиора.
С 1934 года Лоренц поет на сцене Берлинской государственной оперы, а вскоре
выступает и в Венской опере. С 1930 года певец непременный участник Байрейтских
фестивалей, гастролирует в Лондонской опере «Ковент-Гарден». В послевоенные
годы М. Лоренц выступает на сцене Венской оперы, участвует в постановке «Кольца
Нибелунга» на сцене «Ла Скала» подуправлениемВ.Фуртвенглера.
Кроме вагнеровского репертуара певец
участвует в постановках опер Р. Штрауса, в «Отелло» Верди. Прощальный спектакль
М. Лоренца («Саломея» Р. Штрауса) состоялся в Вене в 1960 году. Скончался
выдающийся артист в 1975 году. Грамзаписи М. Лоренца сравнительно
немногочисленны, большой интерес представляют сохранившиеся записи спектаклей
при его участии.
Маргарете Клозе (меццо-сопрано)
родилась в 1902 году в Берлине, окончила Консерваторию Клингворт-Шарвенки в
Берлине и дебютировала в 1927 году вУльме, затем выступала в Мангейме. С 1931 по 1961
годы певица выступает на сценах берлинских оперных театров. Гастроли выдающейся
артистки проходили в крупнейших оперных центрах: Милане, Лондоне, Вене,
Дрездене, Гамбурге, Буэнос-Айреcе. Большим успехом пользовалась певица,
участвуя в Байрейтских фестивалях. Ре репертуар включает лучшие пооизведения
европейской оперной классики. Скончалась М. Клозе в 1968 году.
Хильде Шеппан (сопрано) родилась в
1908 году, после обучения в Берлине дебютировала на оперной сцене в Дармштадте
в 1934 году. Уже в следующем сезоне певица появляется на сцене Берлинской
государственной оперы, солисткой которой была до 1954 года. Последние годы
своей артистической карьеры Шеппан провела в Штутгарте, закончив выступать в
1957 году. В 30-х и 40-х годах Шеппан часто выступала в Байрейте. Особым
успехом пользовалось исполнение ею партии Евы в «Нюрнбергских майстерзинге-рах»
Вагнера. Певица часто обращалась к партиям в операх Дж. Верди и других
итальянских композиторов, вкладывая в их исполнение тончайший лиризм, большую
искренность. С 1957 года X. Шеппан — профессорНюрнбергскойконсерватории.
33 М 10—40857-58
Lossless.
Перепись с пластинки, реставрация 2004 г
Фрагменты с Риенци с Шюлером на CD - вариант Preiser (на одном CD): http://files.mail.ru/41082416C0E740E59248FC102DCCF187 Фрагменты с Риенци c Шюлером на 2CD - вариант The Radio Years (более полный и с дополнениями в виде Лоренца, поющего Вагнера: http://files.mail.ru/1E56F33F4BA741F2BBD7DC414BE7294F
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".