Сначала хотел выложить Гусарскую балладу - отличная беззаботная музыка, вполне подходящая для иллюстрации похождений девушки-травести и шкодливого поручика Ржевского. А потом подумал, что несправедливо получается - монголов выложил, а "насяльника" забыл. Можно по разному относиться к личности Хренникова, но если подходить с точки зрения бытовой, то всё неплохо - человек сделал отличную карьеру, да ещё написал несколько сочинений, которые до сих пор исполняют. Мне особенно нравится скрипичный концерт и 2я симфония. Можете комментировать, но сначала внимательно изучите фото :)
Первая симфония стала дипломной работой Хренникова, представленной по окончании консерватории. Так же как и фортепианный концерт (1933), даже в еще большей степени, она намного возвышалась над обычным уровнем академических работ. Сыгранная впервые в 1935 году в Москве под управлением Георга Себастьяна, симфония имела успех и вскоре стала одной из наиболее привлекающих внимание партитур советских композиторов - Юджин Орманди, Леопольд Стоковский, Гжегож Фительберг и Николай Малько исполняли ее многократно на виднейших симфонических эстрадах мира. Интересно, что кумир и светоч Хренникова Прокофьев оценил выпускную работу Тихона на «четверку» . Прокофьева, вероятно, возмутило то, что восхищало остальных: Хренников был талантливым подражателем. Все его серьезные произведения (концерты, симфонии, хоры) при всем мастерстве выделки выдают копии с чужих картин. Аналогии столь очевидны, что порой можно даже твердо указать источник — и чаще всего это объявленные самим Тихоном Николаевичем «формалистами» Прокофьев и Шостакович. Сам же он избежал клейма. Внешнюю причину этого диктует пост, который он занимал, внутренняя исходит из самого материала: гении тесали из мрамора, Хренников пытался делать то же самое из гипса — и острота изломов превращалась в грубость контрастов.
В 1944 году композитор закончил партитуру второй симфонии, начатую еще четыре года назад. Энергичная и драматичная музыка симфонии Хренникова с большой силой художественного обобщения выразила чувства и ощущения военного времени
Скрипичный концерт Хренникова - одно из самых популярных сочинений этого жанра, он был завершен в 1959 году и впервые сыгран тогда же другом композитора - замечательным советским скрипачом Леонидом Коганом, которому и посвящено это произведение. По легкости почерка и жизнерадостности эмоционального тонуса он напоминает ранний концерт для фортепиано. Но, разумеется, партитура скрипичного концерта отмечена печатью опыта, накопленного композитором за долгие годы. Это чувствуется и в деталях оркестрового изложения, и в разработке партии скрипки.
Гусарская баллада - весёлый, искрометный фильм, героиня которого, жаждущая послужить отечеству, переодевается гусаром и уходит воевать с Наполеоном, где находит не только славу, но и любовь в лице великолепного гусара. Мало кто знает, что первоначально эта музыка была написана для спектакля в военном 1942 году, позднее на её основе Хренников создал саундтрек (а потом и балет), который сделал его ещё более знаменитым. Нино Рота в конце 70-х заявил в одном из интервью, что Голливуд сделал бы из Хренникова миллионера. Музыка этого композитора, его несложные симфонии, «легкие» песенки и концерты нельзя сравнить с творениями титанов авангардизма, но публике, состоящей из обычных людей, которым просто приятно напевать любимую песенку из фильма, она нравилась. И будет, нравиться, наверное..
Тихон Хренников (1913-2007)
Симфония №1, op.4, си-бемоль минор (1935) 1. Allegro 2. Adagio. Molto espressivo 3. Allegro molto
Запись с концерта памяти Тихона Хренникова 22 сентября 2007, в концертном зале Мариинского Театра. Вступительное слово Валерий Гергиев, он же дирижёр
Концерт №1 для скрипки и оркестра, C dur (ор.14) (1964) 1. Allegro con fuoco 2. Andante espressivo 3. Allegro adagitato Концерт №1 для фортепиано и оркестра соч.1, F dur (1933) 4.Allegro 5.Andante 6.Allegro 7.Andante. Allegro molto
Я то понял, но вот поймут ли другие... Поэтому фото оставлю это - обратите внимание на жест Владимира Владимировича, возможно это реакция на незаслуженную критику заслуженного композитора и меры к критиканам будут приняты соответствующие
на самом деле симпатичная русская музыка
2.Сысой Сысоевич Сысоев (dyrmer) (07 Октября 09 18:54)
[Материал]
Наверное, неправильно называть Т.Хренникова подражателем. Например, к его великолепным песням Шостакович даже не приблизился. И если песни Хренникова звучат до сих пор повсеместно, то песен Шостаковича, и тем более Прокофьева, уже много лет что-то нигде не слышно. Я до сих пор не могу понять, почему оперы Прокофьева "Семен Котко" или "Повесть о настоящем человеке" в репертуаре, а "В бурю" Хренникова - нет. Хотя опера Хренникова на голову превосходит названные оперы Прокофьева. Можно много спорить о его творчестве, но меня, к примеру, ни в одной инстанции не заставляли исполнять музыку Хренникова или Кабалевского, а вот за мой отказ играть Шостаковича звучали неприкрытые угрозы "перекрыть кислород". Да и человеком Тихон Николаевич был прекрасным: отзывчивым и внимательным. Таким его и запомним. А что касается фотографии вверху - это Хренников, наверное, с Марком Горенштейном после исполнения 3-й симфонии.
когда то давал ссылки с просьбой перезалить и выложить, пока глухо. даю в оригинале, потомучто mail.ru опять шалит: Опера "В бурю" http://rapidshare.com/files/247408070/Khrennikov_1.rar.html http://rapidshare.com/files/247757103/Khrennikov_2.rar.html http://rapidshare.com/files/247949457/Khrennikov_3.rar.html http://rapidshare.com/files/248149648/Khrennikov_4.rar.html
Специально для Сысой Сысоича - был ли Хренников подражателем или нет это сейчас не важно. Не нужно однако ставить в один ряд его и Шостаковича. Это явления разного порядка и популярность и качество их песен к масштабу их личностей не имеет отношения. Когда наш оркестр в Финляндии играл скрипичный концерт Хренникова с юным В.Репиным один из рецензентов написал - "музыка концерта также пуста и жизнерадостна, как и политика советского правительства". Если Вы музыкант,то должны понимать,что благозвучие не есть критерий качества музыки. Я ни коим образом не хочу как-то очернить светлую память Тихона Николаевича. У него действительно есть шедевры в песенном жанре,но писать симфонии это надо иметь совершенно иное мировоззрение что ли,одного профессионализма и таланта видимо мало. Вот простой пример - А Пахмутова - ученица В. Шебалина (между прочим) автор многих замечательных песен (и не спорьте с этим),но когда она пыталась писать "серьёзную" музыку,типа концерта для трубы итд, то для этого есть только одно слово - бездарно (как вариант - никак). Не скажу что симфонии Хренникова бездарны,но слушать их второй раз желания не возникает.
7.Сысой Сысоевич Сысоев (dyrmer) (07 Октября 09 20:43)
[Материал]
Кстати, о масштабах личности. Опять сравнение не в пользу Шостаковича (не хочу говорить гадости). А что касается благозвучия, то никто его не считает критерием качества музыки. Речь шла не о том. Речь шла о государственной идеологической политике навязывания музыки Шостаковича всюду и всем. И это вызывало у многих вполне естесвенное отторжение. Вы, видимо, не сталкивались с партийными органами, которые фактически определяли репертуарную политику. После общения с представителями оных не только к Шостаковичу будешь испытывать крайне негативное чувство, но и к куда более великим композиторам.
Согласен,никакую музыку навязывать нельзя,ни хорошую, ни плохую. А что это Вы имеете ввиду под словами "Кстати, о масштабах личности. Опять сравнение не в пользу Шостаковича (не хочу говорить гадости)"?
То есть когда Хренников не отказался читать доклад в 1948 году это ничего,порядочно,а когда Шостакович подписал письмо против Сахарова это верх подлости? Мотивация то у них одна и таже была - собственная шкурка и семья. Так что, не думаю, что эти поступки чем-то отличаются по сути.
Письмо против Сахарова - это частность. Его многие подписали. Гораздо важнее отношение к людям. Вот тут Шостакович приветливостью не отличался. Даже его ученик крайне деликатный Г.Свиридов позже отошел от него, как и многие другие. А как он пробивал себе партбилет уже в почтенном возрасте? Сейчас можно любые сказки об этом рассказать, но многие свидетели этой эпопеи еще живы. Можно вспомнить и о том, как его кураторы со Старой площади любой чих, выходивший из под его пера, объявляли гениальным и тут же выдвигали на Государственную или иные премии, да и орденов ему накидали немало. Однако, всё это имеет очень незначительное отношение к музыке. В истории было множество крайне непорядочных людей, которые были гениальными поэтами, писателями, композиторами. Но к гениям Шостаковича я никак отнести не могу. Так, один из многих...
Я никогда не забуду рассказ одного из советских корресподентов о его беседе с коллегой из США о демократии. Американец сказал: "У нас демократия, я могу просто и спокойно сказать, что наш президент дурак и принимает неправильные решения, а вот вы не можете". Наш ответил: "Это не демократия. Скажите то же самое своему директору". Американец помолчал и сказал: "У меня дети, дом в кредит, и я хочу есть". Наш: "А я могу все это сказать своему".
Я слушал 2ю симфонию не один раз - мне очень нравится, может быть именно тем, что эта музыка много на что похожа. С лёгкой руки русского музыканта Игоря Стравинского 20 й век стал веком умелых композиторов-компиляторов, причём традиционалистам компилировать сложнее (легко быть пойманным за руку), вроде бы легко - взял кусочек у Прокофьева и Шостаковича, разбавил Рахманиновым и Чайковским. но попробуйте сделать так, чтоб это органично звучало. У Хренникова звучит что касается Шостаковича...был у меня период, когда я его музыку невзлюбил, потому что понял. Вот про Листа говорят - торжествующая банальность. а У Шостаковича наоборот. Теперь я так не думаю, конечно, просто привёл как пример разоблачения с использованием софистики
Во всяком случае, Хренников много выше заполонивших этот сайт кекленов, андриссенов, фарелли и прочих пеццелисов с рейрами. А уж финские рецензенты - самые понимающие в музыке...
P.S. По поводу "благозвучия и масшаба". Послушайте реакцию зала на произведения Телемана, Генделя, Моцарта, Хиндемита, Шостаковича. От кого вежливое недоумение "почему это называют музыкой?", а на кого "класс!!!"? Шостакович, обычно, где-то посередине. От его балетов, кстати, впечатление у публики всегда восторженное.
46.Сапожников Константин Владимирович (konst) (08 Октября 09 15:50)
[Материал]
А Вы сами-то этих "кекленов" слушали или так, ради красного словца, не пожалели?
Дело не в финском рецензенте персонально,а в том,что он написал то,что в Советском Союзе о Хренникове написать было немыслимо. О Прокофьеве и Шостаковиче можно,что они чего-то не додумали,не доработали итд,а вот о Хренникове нельзя.Его сам Иосиф Виссарионович назначил,а это что-то да значило.Так пока он был председателем союза с 1948 пока СССР не развалился именно от него зависели звания,квартиры,премии итд итп,кто же будет гавкать на хозяина который может и не накормить, а выпороть?
Знаете, о Солженицине за границей тоже писали, что он - великий писатель. А напиши, что это обычные "журналистские расследования", написанные плохим языком без соблюдения фактической стороны лишь бы кому-то понравиться - "там" заклевали бы за такое.
P.S. Когда я говорил такое людям на Западе в эти годы, они, как правило, удивлялись: "Значит, это не только мне так показалось?" И добивали меня: "в России сейчас можно так о нем говорить?"
Музыка более тонкая субстанция чем литература. Впрочем Вы не поняли мою мысль.И Шостаковича и Прокофьева хвалили и ругали в общем то поровну как у нас так и на Западе,а вот о Хренникове вы не найдёте в советской музыковедческой литературе ни строчки настоящей критики.вот и всё.
Дело не в политкорректности.Им просто нечего написать. Сейчас время мосек и в композиторстве, и в исполнительстве, и в криике.Разве о Чайковском сейчас что-то можно прочитать стоящее? Для Сысой Сысоича - Слава Богу,что не Вы решаете кто гений.А уж орденов и Хреннкикову бы навешали,да не за что было просто.
Конечно, только время решит, кто гений, а кто дутый пузырь. И время играет не на стороне Шостаковича, Шнитке, Сильвестрова и им подобных. Кучка фанатеющих граждан, кочующих по концертным залам, где исполняются подобные произведения, тает на глазах. Да и такие титаны-пропагандисты типа Мравинского, Кондрашина и др. уже ушли из жизни. А большинство нынешних исполнителей делает из подобной музыки только карикатуру. Вряд ли после прослушивания симфоний Шостаковича в "интертрепации" Гергиева и других "корифеев" захочется слушать их вторично. Так что, будем посмотреть, что будет дальше.
Трудно спорить любителю - со знатоками, но по крайней мере «Песня о встречном» и «Родина слышит, Родина знает» - прекрасные песни Шостаковича, золотой фонд советской классики... У Шостаковича (а особенно - у Шнитке) я не люблю вещей, в которых торжествует полная, беспросветная безнадёжность (в основном это относится всё же - к Шнитке). Может быть, я рассуждаю в полном соответствии с выбранным псевдонимом - как дилетант, - но, скажем, Моцарт хорош (для меня) не «благозвучием», а тем, что даже печаль или тоска у него - светлые; что жизнь - всё-таки! - торжествует.
P.S. Насчёт Солженицына - полностью согласен с Andre. Боюсь только, что это не «просто дикость какая-то» - называть небесталанного, но вполне - заурядного писателя «гением»; всё это возвеличивание серости больше похоже на злой умысел.
Константин (Furtwangler): «Музыка более тонкая субстанция чем литература».
В одной из работ цикла «Арабески» Гоголь сказал, что из всех искусств (литература, живопись, скульптура...) самым высоким является - музыка, она обращается напрямую к душе человека.
Я бы еще добавил: в музыке есть исполнитель, делающий ее "тонкой материей". От Концерта Моцарта, сыгранного Бутманом в джазовом стиле все (даже трехдольный финал) на четыре доли, мне хотелось удавить солиста, а Спивакова я перестал уважать.
P.S. Сам я не пойду на концерт только из произведений Шостаковича или Прокофьева. Только на "солянку". Но при этом, мне кажется, я понимаю, что они - явление в музыке, не Телеман, Бриттен или Пярт. Просто они "не мое".
Разные композиторы пишут музыку не только разного "назначения" (песня - для одних ситуаций и настроений, симфония - для других . Под квартеты Шостаковича машину вести не будешь! Они для другого) но и для разных людей, разного круга, вкусов привычек. Круг людей, глубоко любящих музыку Шостаковича (или, скажем, Вагнера) куда уже, чем напевающих "Меня зову юнцом безусым" Тут разные аудитории, а поэтому не надо сравнивать. Как писал Щедрин :"Кому - конституцию, а кому - севрюжатинку с хреном". У нас удивительная страсть к выстраиванию по ранжиру и присвоению номеров - этот 3-й, а тот -27-й. Отдадим должное каждому, в ком нами ощущается талант (тоже субъективно - а куда денешься! Объективных критериев в искусстве , по-моему,нет) А с Андреем я согласен - Солженицын писатель так себе. Но вот "Архипелаг", будучи , как заметил AI , "журналистским расследованием" -книга , оказавшая максимально сильное воздействие на жизнь, на сознание многих людей, на историю. Хоть и не литература. Просто - другое. И сравнить её по масштабу воздействия не с чем, хоть другие писатели и по-"мастеровитей"
Вы как пикейные жилеты уже: «Чемберлен – это голова, а Черчилль – нет, это не голова» Всё равно Прокофьев лучше Шостаковича (у первого оригинальных мелодий больше), а Шостакович лучше Хренникова (потому первый смелей и изобретательней), а Хренников зато лучше Кабалевского - тот совсем жидковат был, а Кабалевский лучше Соловьёва-Седого - не знаю как его к композиторам-классикам причисляли и тп... а закончится всё вопросами: А ты кто такой? Что же касается руководящих постов - кто то должен быть лидером, и блага распределять, если за деньги ничего не купить, плохо, конечно что советская муз верхушка ещё и в творческий процесс вмешивалась, но это уже не их вина - тоталитаризм, понимаешь
У меня кот (не тот, что на аватаре). Я его Тихон Хренников назвал (не помню почему). Недавно медалистом стал, в журнал один даже попал. Так что не беспокйтесь, товарищи! Имя великого русского композитора обессмерчено!
На 25 - Спать, после напряжённого и насыщенного трудодня, можно подо всё , даже под "песни Гурре" (лучше - под рюмашку, оно спокойнее будет!) так что усыпительность - это не критерий музыкальной гениальности!!
Хорошо, что только в 2х, а не Большая советская энциклопедия в 30ти томах!!
Ещё вспомнилось: Государственное научное издательство 'Большая советская энциклопедия' рекомендует изъять из 28 тома БСЭ 51, 52, 53 и 54 страницы, а также портрет, вклеенный между 52 и 53 страницами, взамен которых Вам высылаются страницы с новым текстом
Кого только на forumklassika не критикуют. Такие темы - просто провокация, расчитанная на интеллигентные ответы. так люди развлекаются И здесь тоже..иногда
Карьеристов лучше не обсуждать. Он и осуждал и награждал - одним словом чиновник от советской власти. И музыку его я слушать не буду никогда. Это все равно что Шувалов вдруг начнет писать симфонию про Саяно-Шушенскую ГЭС.
На 35 - Два тома великих композиторов! Надо же! И все, как один, масштаба Шостаковича. Он зничит, в ряду, а Хренников - из ряда вон. Потому , как песни хорошие. И всех композиторов - начальник. Не спорю. Круто! А мужики-то не знают...
Большое спасибо за В Бурю! Свое мнение о замечательной музыке и огромной личности Тихона Николаевича я уже высказывал в комментариях к более раннему посту с комплектом записей его сочинений.
Мне кажется, что о нем надо говорить как о выдающимся карьеристе: и песни писал, и крепко сидел на чиновьичем стуле, и все у него гладко и хорошо. Приспособленец одним словом. Где надо - поругает, кого-то похвалит. Неоднозначная оценка, одним словом. Не мне судить о его качествах, но какой-то неприятный осадок у меня в душе лежит от его деятельности.
"И нет ничего нового под солнцем..." Подобное обсуждение музыки и фигуры Т.Н.Хренникова на этом форуме уже было - с полгода назад. Вот ссылка [URL=http://intoclassics.net/news/2009-02-25-3929]Хренников. Симфония №1[/URL]
Замечательный композитор - мелодист. Светлый, позитивный талант. Лучшее - это песни. Песенность также в основе его опер и симфоний, не говоря о более легких жанрах. Подобным даром обладал, например, В. Калинников, чью симфонию все любят, но не сопоставляют с симфонизмом Чайковского. Или вспомним И.О. Дунаевского... Т. Хренников - выдающийся ДЕЯТЕЛЬ. Как Балакирев, как братья Рубинштейны. Его многолетняя административная работа была основана на активной жизненной позиции. О каком карьеризме речь? Не надо предубеждения и другие отклонения выплёскивать на конкретного человека.
Уважаемый legoru! Как бы обновить первые две ссылки на оперу "В бурю"? После 10 скачиваний они более недоступны. Или может быть кто-то выложит их на mail, я могу сделать зеркало на 3 и 4 архивы.
Был. по-моему. как раз 1984 год. я учился тогда ещё в муз.школе. мне дали задание. а как раз приближался день рождения ленина. сходить в театр станиславского на оперу "в бурю" и потом написать отчёт о этой опере. я был тогда подростком. на меня музыка, как и спектакль произвели огромное впечатление. до сих пор помню арию и песню лёньки. арию фрола. роскошные хоровые сцены. в музыке прежде всегопоражалаискренность и мелодизм. правильно кто-то заметил, что главное в творчестве Хренникова - это всё-таки самобытность. всё де он обладал особым мелодическим даром. трудно в истуации, когда много было прекрасных композиторов-песенников в его время, а всё же он оставался самим собой. к слову. если знаете "антиформалистический раёк" Шостаковича. так там в эпизоде тройкина даже цитируется песня из "верных друзей". ("глинка.чайковский,рИмский-корсАков"). переслушайте это место, у кого есть. Сегодня наша история музыки 20 века как-то несколько подкоректирована. такое ощущение. что кроме шостаковича.Прокофьева. Щедрина. Шнитке и Губайдулиной никого больше не было. поэтому. как бы там ни было. а многое из того. что было создано в советский период должно быть услышано и оценено. но вне зависимости от идеологии. кстати. обратите внимание: сегодня довольно часто звучит "патетическая оратория" свиридова, а в последних филармонических сезонах уже трижды была сыграна "песнь о лесах" шостаковича. к чему бы это?
Эх, опоздал к дискуссии. Вчера прослушал "В бурю", что и послужило стимулом к поиску на сайте. Остался крайне доволен - настоящая русская опера - народная драма. С великолепными хорами. И никто меня не убедит в обратном. И можно ее поставить по нынешним временам - с другими акцентами, материал позволяет. Никакую другую советскую оперу я не могу слушать с таким удовольствием. А нет ли других опер - "Мать" и "Фрол Скобелев"? Лет 25 собирал пластинки с музыкой Хренникова, а они ни разу не попадались. Интересно послушать и оценить. И еще ищу комическую оперу "Много шума из-за сердец" - дальнейшее развитие музыки к пьесе Шекспира "Много шума из ничего". Другой вариант - балет "Любовью за любовь". Правда, есть эта комическая опера (все же не опера) у меня на пластинке, можно и оцифровать.
Кошмар! Сколько пустословия вылилось! А через это одна злоба глядит. Люди, давайте каждый из нас трезво посмотрит на свою душу, на свою жизнь, кто, что, сколько и главное - как сделал. Захочется ли тогда лясы точить и помои лить на Шостаковича, Хренникова и т. д.? Рождается ли злоба от собственного богатого внутреннего мира, от переполняющего душу творчества?..
Хороший был композитор... В 1987-м я за 2 копейки (в уценённом магазине) купил пластинку с Третьей симфонией Хренникова как "сдачу" к пластинке Ч.Айвз-Н.Сидельников...
Айвза и Сидельникова помню до сих пор, а Хренников как-то "выветрился"... Ни ноты вспомнить не могу. А ведь память у меня - отличная (композиторская) и слух - абсолютный...
Rolf09, пожалуйста, читайте информацию об обновлении мэйловских коротких ссылок (баннер вверху) и красную ссылку внизу. Ссылка на данный момент живая. Нужно было только последовать указанным инструкциям.
Всё ясно - Вы правы. Это злодей-Мэйл файлы съел и не подавился. Ну, тогда пройдите по ссылке над полем комментария и проследуйте инструкции - может быть, поможет.
Зарегистрироваться на сайте, если Вы этого еще не сделали.
Потом посмотреть в личный профиль автора постинга, как давно он появлялся на сайте (пункт "Дата входа"). Если недавно, то написать ему личное сообщение с просьбой перезакачать, с указанием ссылки на сам пост (не путать со ссылкой на скачивание).
Если же автор не появлялся давно, то попросить об этом кого-либо из оставивших хвалебные комментарии (опять же, в зависимости от степени давности появления участников на сайте).
Если и это не помогает - создать тему на форуме в разделе "Ищу записи".
Не за что! Олег (legoru) на сайте уже давно не появляется, так что, думаю, можно сразу начинать писать тем, кто оставил благодарственные комментарии.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".