Egk Werner / Эгк Вернер Peer Gynt, Oper in 3 Akten 9 Bildern (1937-1938) Пер Гюнт, опера в трех действиях девяти картинах
Libretto von dem Komponisten in freier Gestaltung nach dem gleichnamigen dramatischen Gedicht von Henrik Ibsen (1867) Либретто написано композитором по мотивам одноименной драматической поэмы Генрика Ибсена (1867) Премьера состоялась 24 ноября 1938 года в Берлинской Государственной опере
Действующие лица и исполнители:
Peer Gynt: Hermann Becht Solveig: Lilian Sukis Aase: Astrid Varnay Ingrid: Marianne Seibel Mads: Ferry Gruber Der Alte: Horst Hiestermann Die Rothaarige: Cheryl Studer Der Präsident: Karl Christian Kohn Drei Kaufleute: Friedrich Lenz, Raimund Grumbach, Hermann Sapell Drei schwarze Vögel: Carmen Anhorn, Monika Schmitt, Helena Jungwirth Ein Unbekannter: Kieth Engen Hoftroll: David Thaw Der Haegstadtbauer: Gerhard Auer Schmied: Hermann Sapell Vogt: Hans Wilbrink Seine Frau: Zofia Lis Ein alter Mann: Georg Paskuda Bedienter: Walter Gabriel Kleiner Troll: Carmen Anhorn Erster Bursche: Yaron Windmüller Zweiter Bursche: Gerald Häußler Drei Madchen: Angela Feeney, Alison Browner, Judith Zelson
Chor der Bayerisches Staatsoper Bayerisches Staatsorchester Wolfgang Sawallisch Запись 19 февраля 1982 года, Bayerische Staatsoper München (live)
Бонус: два фрагмента из оперы «Ирландская легенда» (1955) I. "Einmal im Jahr" (aus dem 1. Bild) II. "Was wollt ihr von uns" (aus dem 5. Bild) Hildegard Hillebrecht, Cathleen William Cochran, Allen Charlotte Berthold, Oona Sinfonie-Orchester des Bayerischen Rundfunks Werner Egk Длительность 120 минут
«Пер Гюнт» Ибсена содержит благодатный материал для оперы – это и красочные картины народного быта и призрачно-фантастическое царство троллей с их легендами и поверьями и путешествие вокруг света и любовь в возвышенных и низменных формах. Вместе с тем, пьеса Ибсена чрезвычайно сложна, насыщена философскими мотивами и требует чуткого и вдумчивого подхода при переделке в оперное либретто. «Пер Гюнт» Эгка представляет собой в этом плане пример очевидной творческой удачи. Опера весьма отличается от литературного первоисточника. Как и в случае с «Волшебной скрипкой» Эгк, высокоодаренный литератор, трансформировал исходный материал в соответствии со своим замыслом. Дело не только в сокращении огромного количества персонажей пьесы Ибсена ( у Эгка их осталось 19 – тоже немало!) и ряда сцен ( в опере отсутствует, например, ключевые в драматургическом плане сцены смерти Озе, в пустыне, в сумасшедшем доме, на корабле, переосмыслена интрига с Анитрой и - полностью – момент возвращения Пера на родину).Трансформацию претерпел сам образ главного героя. У Эгка он романтизирован и оказывается сродни Манфреду. Текст предельно сжат и лаконичен, действие максимально сконцентрировано на подаче «крупного плана». Тончайшие психологические нюансы и душевные движения главного героя «досказываются» музыкой. Музыка оперы в основном не выходит за рамки расширенной тональности, оркестровка полна позднеромантического блеска. Эгк насытил партитуру взволнованными и трогательными темами, рисующими незамутненно-чистый образ Сольвейг, таинственными звучаниями подземного царства, экзотическими и джазовыми интонациями и ритмами «американских» эпизодов. Это и чувственность и страсть и одиночество на лоне природы и лихорадочная «светская жизнь» и наивная и трогательная любовь. Премьера «Пера Гюнта» состоялась в фашистской Германии в самом преддверии второй мировой войны (необъявленная, она в этот момент, фактически, уже полыхала ). В этой малоподходящей атмосфере, проникнутой шовинистическими настроениями, захватившими страну, произведение, исследующее глубины человеческой мысли, проникающее в красоту искусства и воспевающее гуманистические идеалы, прошло незамеченным. Подлинное признание пришло к опере Эгка уж после войны.
Краткое содержание. Действие оперы охватывает время от начала до 60-х гг. XIX в. и происходит в Норвегии (в Гудбраннской долине и окрестных горах), сказочной стране троллей, в одном из государств Центральной Америки и снова в Норвегии, на родине героя. Пролог. Первая картина. Мечтатель Пер Гюнт, сын когда-то богатого и всеми уважаемого крестьянина, впоследствии спившегося и потерявшего все свои деньги, находясь на вершине холма, медлительно созерцает проплывающие облака. О, если бы он мог полететь на одном из них, увидеть весь мир!..Проходящие мимо крестьяне зовут его на свадьбу, но Пер Гюнт кричит им вслед, что делает то, что хочет, и вновь погружается в свои страстные мечты. Слишком заносчивый, он любит пофантазировать, а в мечтах видит себя героем сказок или легенд — принцем или королём. Окружающие, в том числе и его мать Озе, появившаяся на холме, считают его истории пустым хвастовством и вздором. Первое действие. Вторая картина. Пер все же является на свадьбу. Здесь незваного гостя встречают в штыки. Девушки не идут танцевать с ним, считая его странным и диким. Пер сразу выделяет из них Сольвейг, дочь крестьянина-сектанта из переселенцев, чья песня покоряет его. Пер приглашает Сольвейг несколько раз, но всякий раз получает отказ. Он огорчён. Воспользовавшись моментом, парни предлагают ему выпить, чтобы потом над ним посмеяться. Жених груб с невестой и та запирается в комнате. Хвастливый Пер вызывается привести ее обратно. Однако, встречаясь с ней, он неожиданно даже для самого себя хватает невесту под мышку и уносит её в горы. В то время как все бросаются за ним в погоню, Озе молит Господа простить ее неразумного сына. Третья картина. Страстный порыв Пера недолог, он почти сразу отпускает Ингрид на все четыре стороны: ей далеко до Сольвейг! Он прячется в глубине леса, где правитель обитающей в лесу нечисти — троллей, кобольдов, леших и ведьм ведет философскую беседу со своей рыжеволосой дочкой о бренности всего земного. Рыжеволосая хочет выйти замуж за Пера, с которым повстречалась в лесу. Сначала Пер резко отвергает это предложение, но когда Рыжеволосая сбрасывает с себя маску и лохмотья и является перед ним во всей своей ослепительной красе, он покоряется. Ещё больше ему хочется побыть настоящим принцем — пусть даже лесным. Рыжеволосая приводит его в подземное царство, где тролли оказывают ему пышный прием, признавая его будущим королем. Однако Пер презирает их. Все во дворце выглядит для него безобразным, но это, как объясняют придворные, лишь дефект человеческого взгляда на жизнь. Если, сделав операцию, перекосить Перу глаза, он тоже будет видеть вместо безобразного прекрасное. Но на операцию Пер, готовый ради власти и славы почти на все, не идёт — он был и останется человеком! Он отказывается и от царства и от невесты. Возглас «Сольвейг!» спасает его от неминуемой расправы. В царстве троллей нет силы, способной противостоять чистоте девушки. Четвертая картина. Пер снова оказывается на лесной прогалине (как и Тангейзер, внезапно оказавшийся на родной земле, произнеся в чертогах Венеры имя «Мария»). За похищение невесты он объявлен вне закона и может жить только в лесу. Пер строит хижину, но его, как и Тангейзера, преследуют образы обитателей Подземелья. Появляется Рыжеволосая с Уродцем, которого она называет сыном Пера. Является и Сольвейг, искренне, всем сердцем полюбившая Пера и решившая навсегда разделить с ним все тяготы жизни. Озе, мать Пера рассказывала сыну о ней еще с детства, и уже в то время в его душе смешались странным образом реальность и явь. Однако Пер не хочет испачкать чистоту Сольвейг своим прошлым и полон решимости познать мир любой ценой. Он говорит Сольвейг, что отправляется в лес за хворостом и бежит от нее прочь. Сольвейг придется ждать его всю жизнь, но она никогда не усомнится в его любви. Второе действие. Пятая картина. Прошло много лет. Портовый город в Центральной Америке. Перу Гюнту под пятьдесят. Ухоженный и преуспевающий, он превратился в авантюриста и коммерсанта, владельца многомиллионного состояния. Подкупая политиков, среди которых и президент страны, он мечтает стать хозяином мира. Пер радушно принимает у себя гостей, оказавшихся мошенниками. Они отнимают у Гюнта груженную золотом яхту и уплывают на ней. Проклиная несостоявшихся компаньонов, Пер грозит им вслед. Яхта взрывается при выходе в открытое море. Шестая картина. Разоренный Пер, состарившийся и исходивший весь мир, попадает в таверну. Одна из балерин, за которую дерутся мужчины, напоминает ему Рыжеволосую, а хозяин таверны – Короля троллей. Пер влюбляется в балерину и отдает ей свои последние драгоценности. Получив желаемое, балерина глумится над ним. Пораженный ударом, не в силах подняться, Пер видит, словно во сне, как Рыжеволосая в наряде дрессировщицы заставляет окружающих мужчин принимать перед ней унизительные и нелепые позы (пантомима). В его душе зреет мысль о возвращении на родину. Третье действие. Седьмая картина. Норвегия. Сожженный пожаром лес. Появляется совершенно седой Пер Гюнт. Три черные птицы преграждают ему путь и издеваются над его мечтами. Внезапно перед ним предстает Неизвестный, который говорит, что явился за трупом Пера. Время Гюнта на земле закончилось, он – мертвец, так как в жизни делать ему больше нечего. Не на шутку напуганный Пер утверждает, что должен еще многое сделать. Сначала – навестить мать. Слишком поздно, - говорит Неизвестный, - она уже умерла! Вернуться в отчий дом! Слишком поздно – дом уже принадлежит другому, ибо официально Пер объявлен пропавшим без вести. Однако Неизвестный готов на время оставить его в покое, если найдется хоть один человек, который его еще ждет (этот мотив еще раз прозвучит в «Волшебной скрипке» Эгка). Тщетно пытается Пер припомнить хоть о ком-нибудь из таких людей. Незнакомец хватает его за руку и уводит вглубь земли. Восьмая картина. Снова царство троллей, где Пера хотят короновать. Тролли считают его воплощением зла, так как об этом говорят все его дикие и злодейские поступки, совершенные в земной жизни. Устраивается что-то вроде очной ставки, где появляются свидетели – обманутый жених, обесчещенная невеста, трое предпринимателей из Америки, вместе с Пером сгубившие немало душ (впоследствии этот мотив использует в опере «Осуждение Лукулла» Дессау). Наконец, появляется печальная Озе. Сын покинул ее, так и не попрощавшись. Однако и тут она пытается его защищать. Лишь одно свидетельское место остается незанятым. Если найдется хоть одно существо, готовое свидетельствовать в пользу Пера и принять его с любовью, он будет спасен. Иначе его душа навеки останется в подземелье. Девятая картина. Посреди лесной поляны все еще стоит старая хижина Пера, перед которой сидит и поет Сольвейг. Пер не может разобрать слов ее песни, а сопровождающий его Неизвестный толкует их в противоположном смысле: где речь идет о любви и нежности, он говорит о ненависти и презрении. Однако Пер хочет остаться здесь, чтобы до дна испить свою горькую чашу. Неизвестный исчезает, а Сольвейг радостно узнает Пера, который, наконец, вернулся под родной кров. Пер говорит ей, что она должна узнать, о том где он был все это время, чтобы на самом деле простить. Однако для Сольвейг ответ прост: все это время Пер оставался в ее сердце, в ее вере, надежде и любви. Пер преклоняет перед ней колени, кладет усталую голову на колени Сольвейг и засыпает как ребенок. Полная нежности, любви и кротости, она дает измученному страннику долгожданный покой.
1.Ryszard Andriejewicz Jawecki (Najary) (28 Мая 13 13:35)
[Материал]
Premiere: 19 февраля
Peer Gynt: Hermann Becht Solveig: Lilian Sukis Aase: Astrid Varnay Ingrid: Marianne Seibel Mads: Ferry Gruber Der Alte: Horst Hiestermann Die Rothaarige: Cheryl Studer Der Präsident: Karl Christian Kohn Drei Kaufleute: Friedrich Lenz, Raimund Grumbach, Hermann Sapell Drei schwarze Vögel: Carmen Anhorn, Monika Schmitt, Helena Jungwirth Ein Unbekannter: Kieth Engen Hoftroll: David Thaw Der Haegstadtbauer: Gerhard Auer Schmied: Hermann Sapell Vogt: Hans Wilbrink Seine Frau: Zofia Lis Ein alter Mann: Georg Paskuda Bedienter: Walter Gabriel Kleiner Troll: Carmen Anhorn Erster Bursche: Yaron Windmüller Zweiter Bursche: Gerald Häußler Drei Mädchen: Angela Feeney, Alison Browner, Judith Zelson
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".