В двух-трех словах этот диск не аттестуешь. В менее сжатом виде история такова. В городе Барселона должна была проходить выставка Караваджо, и каталонские культурные власти старались этому событию придать самый возвышенный культурный статус, в том числе призвав для поддержки проекта Жорди Саваля и его музыкантов. Изначально речь шла только о том, чтобы знаменитый музыкант-аутентист просто разработал сопровождающую выставку концертную программу, ну вроде наших "Декабрьских вечеров". Жорди Саваль вместо этого (вместе со своими ближайшими друзьями-музыкантами) создал, по существу, совершенно новое музыкальное произведение в семи частях, озаглавленное в переводе с латыни "Слезы Караваджо".
Здесь семь частей ("стаций"), то есть "стояний"), состоящих из нескольких пьес. Часть из них - совместные импровизации маленького инструментального ансамбля (скрипка, арфа, виолы), часть - композиции для более крупных составов, но инструменты все равно старинные. И сама стилистика, сама меланхоличность этой музыки, ее мрачный колорит должны, с одной стороны, отсылать к музыкальному наследию раннего барокко, а с другой -- к самой живописи , ее глубоким теням и давящему фатализму. Семь частей приблизительно соотнесены с семью самыми знаменитыми полотнами художника; в буклете соответственно имеются искусствоведческие эссе, а также статья Саваля, который рассуждает о взаимоотношениях живописи и музыки, цитируя Кандинского(!), Гете и Метерлинка.
Вроде бы сам дирижер ничего радикально нового тут не совершает. Собственная музыка? -- но она чаще всего основана на подлинных старых мелодиях и исполняется в строго старинной манере. Свободные импровизации, в конце концов запросто приобретающие характер вольных "фантазий на тему"? Так и раньше было то же самое: музыка, зафиксированная на письме с такой точностью и обстоятельностью, чтобы не пришлось ничего додумывать и импровизировать, появилась только в XVIII веке. Свои прекрасные и с неподдельным, в самом деле, мастерством выделанные "додумки" и импровизации Жорди Саваль редко в каком из предыдущих дисков не использовал. Его слушатель до такой степени избалован то фольклорной, то джазовой смачностью интерпретаций музыкальной старины, что в этом случае там и сям прорывающуюся современность звучания воспринимает без тени смущения.
Иначе говоря, на самом деле тут своего рода Рубикон. Извлекали-извлекали из архивов раннюю музыку, дошли со временем до той, которую для исполнения приходится заново достраивать, как динозавра по частям скелета. А теперь оказывается, что эта достройка так хорошо работает, что можно и одной ма-а-аленькой косточкой обойтись или вообще без нее. Это не стилизация, это просто переживание старинной музыкальной культуры, зашедшее так далеко, что даже, вот парадокс, и не требует очередных новооткрытых партитур, а может производить все непосредственно из себя. И, что интересно, результатом все равно можно заслушаться.
Цитата("Weekend" № 60(36) от 19.10.2007)
Composer: Jordi Savall | Texts: Dominique Fernandez Performer: Hesperion XXI, Pierre Hamon, Luca Guglielmi, Matthias Spaeter, Riccardo Minasi. Orchestra: Le Concert des Nations Director: Jordi Savall Tracks Listing
STATIO I 1. Cantus Caravaggio I 2’29 2. 1 Lachrimae Tristes 3’12 3. Deploratio I 3’52 4. Planctus Caravaggio 2’10
STATIO II 5. Extasis 2’08 6. Fantasia (after «Moro, Lasso» de Gesualdo) 3’29 7. 2 Lachrimae Invocantis 2’20 8. Sinfonia di Guerra (after Monteverdi) 0’47 9. Pugna & Damnatio 1’53
STATIO III 10. Imploratio 1’37 11. Deploratio II 3’18 12. Concentus (d’après Rossi) 5’27 13. 3 Lachrimae Dolcissima 2’32
STATIO IV 14. Durezze e ligature (after Trabacci) 2’54 15. Umbare (Passacaglia) 2’16 16. Cantus Caravaggio II «Libertas» 2’25 17. 4 Lachrimae Amara 2’14
STATIO V 18. Transitio 0’33 19. Passacaglia 3’16 20. 5 Lachrimae Dolente 1’45 21. Deploratio III 3’09 22. Consonanze Stravaganti (after Trabacci) 1’40
STATIO VI 23. Cantus Caravaggio III «Extempore» 1’56 24. 6 Lachrimae Gementes 2’00 25. Spiritum Morientis 3’09 26. Liberatio 2’06
STATIO VII 27. Deploratio IV 3’47 28. 7 Lachrimae Exultantes 2’32 29. Planctus Caravaggio II 4’13 30. Cantus Caravaggio IV «in Memoriam» 1’17
Понравилось не то слово. Наверное больше вдохновило! В комментарии хорошо подмечено насчет игры "из себя"... Музыка прошлого устаревает только тогда когда следует моде а не вечным истинам.
Зарегистрироваться на сайте, если Вы этого еще не сделали.
Потом посмотреть в личный профиль автора постинга, как давно он появлялся на сайте (пункт "Дата входа"). Если недавно, то написать ему личное сообщение с просьбой перезакачать, с указанием ссылки на сам пост (не путать со ссылкой на скачивание).
Если же автор не появлялся давно, то попросить об этом кого-либо из оставивших хвалебные комментарии (опять же, в зависимости от степени давности появления участников на сайте).
Если и это не помогает - создать тему на форуме в разделе "Ищу записи".
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".