Rosenfeld Gerhard - Kniefall in Warschau Розенфельд Герхард – Коленопреклонение в Варшаве Oper in 9 Bildern Опера в девяти картинах
Либретто Филиппа Коххайма (Philipp Kochheim) Премьера состоялась 22 ноября 1977 года в Оперном театре Дортмунда
Исполнители:
Andreas Becker Hannes Brock Sven Ehrke Thomas Harper William Killmeier Monika Krause Lorenz Minth Hannu Niemlelä Chor des Theaters Dortmund, Philharmonisches Orchester Dortmund Alexander Rumpf
Запись 1996 года, Live Длительность: 105 минут
Немецкий композитор Герхард Розенфельд (1931-2003) – автор шести опер, из которых поставлены три – «Обыкновенное чудо» по Е. Шварцу, «Отказ» по «Запискам сумасшедшего» Н. Гоголя и представленная здесь опера. «Коленопреклонение в Варшаве» - опера не об ужасах Варшавского гетто, хотя эта тема в ней и присутствует. Это, скорее, философское размышление о судьбах новой, послевоенной Германии и осмысление трагедии немецкого народа. В ее центре – легендарная фигура западногерманского канцлера Брандта. Появление подобного произведения в самый разгар «холодной войны» – свидетельство активной гражданской позиции его автора. Вилли Брандт (1913-1992, настоящее имя — Херберт Эрнст Карл Фрам), - видный немецкий политик, участник немецкого антифашистского подполья и Сопротивления, в начале 60-х годов - бургомистр Западного Берлина, позже - федеральный канцлер ФРГ(1969—1974), лауреат Нобелевской премии мира. 7 декабря 1970 года Вилли Брандт преклонил колени перед монументом жертвам нацизма в Варшавском гетто. Этим символическим жестом он просил прощения за преступления гитлеровского режима перед человечеством. Брандт, который лично никак не был причастен к этим преступлениям, который много лет рисковал собственной жизнью в бескомпромиссной борьбе против нацизма, просил прощения от лица миллионов немцев. Этот и другие эпизоды из его биографии ( в том числе, историческая встреча Брандта и Кеннеди в осажденном Западном Берлине и речь американского президента перед Шёнебергской ратушей, победа социал-демократов на выборах в Бундестаг, драматичный уход Брандта с поста канцлера) положены в сюжетную основу оперы Розенфельда. Скупой и графичный стиль письма Розенфельда вызывает ассоциации с плакатной живописью. Вместе с тем, его опус ни в коей мере не является политико-биографической хроникой. Показывая своего героя «крупным планом», композитор далек от его изображения как жесткого и бескомпромиссного политика. Напротив, рисуя глубоко человечный образ Вилли Брандта, он создает произведение о его одиночестве, сомнениях и колебаниях. Элементы, составляющие современный стиль музыкальной драматургии Розенфельда в целом не новы и восходят к австро-немецкой (Берг, Хиндемит) опере 20-30-х годов. В частности, в музыкальном языке, - балансирование на грани атональности, опора на различные типы произнесения слова и разного рода фоновые звучания, в драматургии – привлечение опосредованной жанровости как характеристики ряда персонажей, вертикальное совмещение внешнего и внутреннего «планов» действия, трактовка хора как активного комментатора действия.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".