Генрих Йозеф Берман (нем.
Heinrich Joseph Baermann [Bärmann];14.2.1784, Потсдам – 11.6.1847, Мюнхен) –
немецкий кларнетист-виртуоз и композитор, первый исполнитель кларнетных
сочинений Карла Марии Вебера. Родился в семье военного. Музыке обучался в
Потсдамской военно-музыкальной школе как гобоист; его старший брат Карл учился
там же игре на фаготе. В возрасте 14 лет Берман был принят в прусскую армию, к
этому же времени относятся его первые уроки игры на кларнете под руководством
Йозефа Беера. В дальнейшем, при поддержке принца Луи Фердинанда, он
совершенствовался у Франца Тауша. Берман принимал участие в битвах при
Заальфельде и при Йене, был пленён, но сумел бежать. Оказавшись в Мюнхене,
Берман стал кларнетистом при баварском дворе и служил там вплоть до своей
отставки в 1834 году. Первые заграничные гастроли Бермана – в Швейцарии и
Франции – состоялись в 1808 году. В 1811 г. Берман знакомится с Вебером,
приехавшим в Мюнхен. Успех первого кларнетного сочинения Вебера – Концертино
Es-dur, впервые исполненного Берманом 5 апреля – вдохновил композитора на
написание в том же году ещё двух концертов для этого инструмента. Зимой
1811-1812 гг. Берман и Вебер (в качестве пианиста) вместе дали несколько
концертов в Берлине. Выступления Бермана с шумным успехом проходили также в
Лейпциге (1812), где композитор Август Хардер присудил ему в своём критическом
отзыве «первое место среди выдающихся виртуозов», Вене, Праге (1813), Париже
(1817 и 1838), Лондоне (1819), Санкт-Петербурге (1822 и 1832). За
выразительность звучания, мягкий, лирический тембр инструмента Бермана называли
«Рубини кларнета». Вебер приписывал успех своих кларнетных сочинений именно
исполнительскому мастерству Бермана (помимо концертов, композитор посвятил ему
Вариации для кларнета с фортепиано, Op. 33, и Квинтет со струнными, Op. 34).
Для Бермана также сочиняли Джакомо Мейербер (Квинтет для кларнета и струнных) и
Феликс Мендельсон (два концертштюка для кларнета, бассетгорна и фортепиано –
для самого Бермана и его сына Карла, также известного кларнетиста). Собственные
сочинения Бермана включают в себя квартеты, квинтеты, концертино и другие
сочинения для кларнета и с его участием, в том числе Адажио Des-dur для
кларнета и струнных, долгое время приписывавшееся Рихарду Вагнеру. Берман играл
на кларнете с десятью клапанами, сконструированном фирмой Гризлинг и Шлотт. Это
позволяло ему с большей лёгкостью исполнять сложные пассажи и хроматические
ходы, чем на традиционных для того времени инструментах с пятью клапанами.
1 – 3. Concertstück in G minor for Clarinet and Orchestra in G minor
1.
Allegro agitato
2.
Adagio
3.
Allegretto
4 – 6. Concertino in C minor for Clarinet and Orchestra
4.
Allegro
5.
Adagio
6.
Rondo. Allegretto vivo
7 – 9. Sonata in D major for Clarinet concertante and Orchestra
7.
Adagio
8.
Allegro
9.
Finale. Prestissimo
10 – 12. Concertino in E flat major for Clarinet and Orchestra
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".