МАК-ДОУЭЛЛ, Мак-Дауэлл (MacDowell) Эдуард Александер (по уточнённым данным, 18 XII 1860, Нью-Йорк - 23 I
1908, там же) - американский композитор и пианист. По нац. шотландец.
Учился в детстве игре на фп. у М. Т. Карреньо, в 1876-1878 - у А. Ф.
Мармонтеля (фп.) и М. Г. О. Савара (композиция) в Парижской
консерватории, у К. Хеймана (фп.) и И. Раффа (композиция) в
консерватории во Франкфурте-на-Майне. В 1881-1882 преподавал фп. игру в
Дармштадтской консерватории. С 1888 М.-Д. жил в Бостоне, выступал в
авторских концертах. Как композитор сформировался под влиянием эстетич. и
просветит. идей Ф. Листа, традиций романтиков (принцип синтеза поэзии и
музыки), особенно Р. Шумана, а также Э. Грига. Композиторский дебют
М.-Д. в Веймаре («Первая современная сюита», 1883) был одобрен Листом,
содействовавшим изданию его ранних произв. В 1896-1904 возглавлял муз.
кафедру в Колумбийском университете в Нью-Йорке (первую в США) и был её
профессором. В результате конфликта с дирекцией университета, связанного
с разработанной им реформой муз. образования, был вынужден оставить
педагогич. деятельность. Прочитанные им лекции изданы посмертно в виде
сб. «Критические и исторические этюды» («Criticalandhistoricalessays», Boston - N.Y.,
1912). М.-Д. утверждал, что подлинно нац. муз. искусство должно не
только использовать муз. фольклор, но и воплощать особенности духовного
склада, характера, культуры народа и природы страны. Один из
основоположников американской профессиональной композиторской школы,
М.-Д. впервые (в крупных формах) обратился к народной национальной
(индейской) песенности (тема «Похоронной песни» из 2-й «Индейской сюиты»
основана на подлинной записи индейского погребального причитания) и
образам американской литературы (романтические новеллы У. Ирвинга, Н.
Хоторна, лирич. стихи Г. Лонгфелло, Д. Р. Лоуэлла и др.). Характерные
для М.-Д. романтич. мечтательность, склонность к отображению идиллич.
сторон жизни, лирич. образы и настроения получили отражение в «Рассказах
у камина» (6 пьес, «FiresideTales», 1902), «Идиллиях Новой Англии» (10 пьес, «NewEnglandIdyls», 1902), «Лесных эскизах» (10 пьес, «Woodlandsketches», 1896), «Лесных идиллиях» (4 пьесы, «ForestIdyls»)
и др. программных миниатюрах для фп., а также в поэтич. вок. циклах на
собств. тексты. Творчество М.-Д. завоевало ему широкую прижизненную
популярность в США. В симф. поэмах, орк. сюитах, фп. концертах и сонатах
наиболее ярки лирич. эпизоды, особенно связанные с сев. романтикой.
«Северная» (3-я) и «Кельтская» (4-я) сонаты М.-Д. посв. Э. Григу (М.-Д.
наз. «американским Григом»). Мелодичность, склонность к романтич.
отражению образов природы типичны для его композиторского стиля. М.-Д.
высоко ценил произв. русский композиторов, особенно П. И. Чайковского;
ему принадлежат фп. переложения орк. соч. А. П. Бородина и Н. А.
Римского-Корсакова. В 1910-1917 Об-вом памяти М.-Д. проводились
ежегодные 4-дневные фестивали музыки М.-Д. в Питерборо (Нью-Хэмпшир). Соч.:
для орк. - 3 симф. поэмы: Гамлет и Офелия (1885), Ланселот и Элейн (по
А. Теннисону, 1888), Ламия (по Дж. Китсу, 1889), 2 фрагмента из Песни о
Роланде - Сарацины, Прекрасная Альда (TheSaracens, ThelovelyAida, 1891), 2 сюиты (1891, 1895); для инструмента с орк. - 2 фп. концерта (a-moll, 1885; d-moll, 1890), романс для влч. (1888); для фп. - Современные сюиты (Modernsuites, No 1, 2, 1882-84), 4 сонаты: Трагическая, Героическая, Северная, Кельтская (Tragica, Eroica, Norse, Кeltic, 1893, 1895, 1900, 1901), 6 причуд (Sixfancies, 1898), 6 идиллий (по И. В. Гете, 1887), 6 поэм (по Г. Гейне, 1887), Ориенталии (по В. Гюго, 1889), 8 «Марионеток» (Marionettes, 1888-1901), Морские сцены (Seapieces, 1898), 4 Забытые сказки (Forgottenfairytales,
1898) и др. циклы пьес, 12 этюдов (2 тетр., 1890), 12 виртуозных этюдов
(1894), Технические упражнения (2 тетр., 1893, 1895); для 2 фп. - 3
поэмы (1886), Лунные картины (Moonpictures, noX. К. Андерсену, 1886); многогол. хоры, гл. обр. для муж. голосов; циклы песен - 3 на собств. слова, в т.ч. Из старого сада (Fromanoldgarden, 6 песен, 1887), 2 на сл. Р. Бёрнса (1889), 6 на сл. У. X. Гардена (1890), на сл. И. В. Гёте, Хоуэлса; 2 Старые песни (Twooldsongs, 1894).
(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
Edward MacDowell (1860-1908)
Tracks:
1-3. Piano Concerto No.1 in A minor, Op.15 27:15 4-9. Second Modern Suite, Op.14 (solo piano) 23:11 10-12. Piano Concerto No.2 in D minor, Op.23 26:38
Total time: 77:10
Seta Tanyel (piano) BBC Scottish Symphony Orchestra Martyn Brabbins (conductor)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".