Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 23:59
Главная страница » 2013»Апрель»22 » Богуслав Мартину - Полевая месса, Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепьяно и литавр, Фрески Пьеро делла Франческа
Богуслав Мартину - Полевая месса, Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепьяно и литавр, Фрески Пьеро делла Франческа
Field Mass (24:58) Double Concerto for Two String orchestra, Piano & timpany 1. Poco allegro (6:22) 2. Largo (8:30) 3. Allegro (6:42) Les Fresques de Piero della Francesca I. Andante poco moderato (6:41) II. Adagio (5:47) III. Poco allegro (5:03)
Prague Radio symphony orchestra Charles Mackerras, cond.
Из этой выкладки у меня есть только Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр. Если кому-то надо сообщите в личку, залью на обменник и выложу ссылкой сюда.
По-моему лучшее исполнение "Фресок" и Полевая месса потрясающая. Двойной концерт - практически Музыка для струнных Бартока №2 (альтернативная версия Мартину) - тоже хит
В марте 1939 года Гитлер оккупировал Чехословакию. Мартину расценивал происходящее как тягчайшее преступление против человечества. В это смятенное и трудное время Мартину хочет почувствовать свою полезность, ему надо как-то действовать. Для музыкальной капеллы и хора чешских добровольцев Мартину создает «Полевую мессу», написанную для солиста, мужского хора и камерного оркестрового состава без струнных (флейты-пикколо, кларнеты, трубы, тромбоны, фортепиано, гармониум и большой набор ударных). Тема войны в Полевой мессе получает обобщенную форму выражения: воины в ожидании новых сражений взывают к богу с мольбой о спасении, о наказании врагов, о возмездии; в поэтических строфах воплощены их воспоминания, тоска по далекой отчизне. Это свободное от церковного ритуала синтетическое произведение, сочетающее черты особой разновидности мессы (полевой), распространенной в военной ритуальной музыке, и реквиема с его философско-трагедийными аспектами содержания. Контраст образных сфер «Полевой мессы», в которой героика сопоставляется с трагедийными страницами, драматизм батальных сцен со светлыми образами мирной родины, дополняется яркостью стилевых контрастов. В вокальной партии соединились архаическая суровость хорального письма с мягким лиризмом чешской песенности; в оркестре — изысканность, красочность с неоклассической графичностью. Сурово-сдержанный колорит отличает первое же вступление хора (молитва «Отче наш»), основанное на гетерофонном двухголосии: Прослеживая линию развития хоровой партии, можно найти примеры многообразного использования ранних форм многоголосия. Здесь и псалмодические песнопения, канонические имитации, ведение мелодии параллельными терциями и квартами, унисонное пение в духе гуситских хоралов. Лирической теплотой, песенностью, интонационной и ритмической свободой выделяется партия солиста. Специфически «чешское» проступает прежде всего в ее ритмике, в характерности синкопированной структуры. Для воплощения светлых образов Мартину использует технику concerto grosso с его радостной оживленностью движения, ритмической энергией: оркестровая фактура здесь прозрачна, оркестр имитирует органные тембры. Примером тому — центральный оркестровый раздел. Хоральный эпизод (соло гармониума), звучание которого рождает ощущение возвышенной отрешенности, словно воссоздает атмосферу церковной службы. Иные оркестровые средства, более разнообразные и изощренные, применены композитором для воплощения картины битвы. Отмеченная яркой изобразительностью черт, она воспроизведена эффектно и броско (трубные фанфары, активная ритмика ударных, неуклонное возрастание динамики). Здесь Мартину использует приемы остинатной техники, принцип полифункциональных наложений, контрасты динамического плана, что усиливает экспрессивность этих сцен. В основе драматургии «Полевой мессы» — контрастное сопоставление разделов. Вступление, пять вокальных разделов, предваряемых инструментальными интерлюдиями, и центральный оркестровый эпизод органично спаяны в единый композиционный цикл. Важная драматургическая роль отводится вступлению. Оно рисует обстановку действия — поле битвы. Вначале мы «видим» его как бы издалека: отдаленные трубные кличи, которые, как и ритм ударных из вступления, имеют в «Мессе» лейтмотивный и символический смысл, прорезают зыбкую и звенящую фоновую звучность. Затем картина баталий разворачивается уже непосредственно перед нашими глазами. Хоральное построение, выдержанное в сумрачноприглушенных тонах, перерастает в маршевое шествие с призывными военными фанфарами и активными ритмами ударных. Музыка шествия приближается и внезапно обрывается. Резкий и неожиданный контраст вносит выдержанный в духе молитвы хор. В центре кантаты крупным планом даны две контрастные образные сферы: светлая — в большом оркестровом эпизоде, написанном, как уже упоминалось, в традициях старинной инструментальной музыки, и героико-драматическая, моментами напоминающая трагические образы типа «Dies irae». В последнем разделе «Мессы» архаическое и строгое звучание псалмов предваряет заключительное хоральное построение. Колорит просветляется; торжественное и умиротворенное звучание хора в сопровождении лейттембра труб и маршевых ритмов ударных завершает «Мессу».
Замысел «Фресок Пьеро делла Франческа» возник во время путешествия Мартину по Италии в 1954 году. В Ареццо ему довелось видеть стенную роспись церкви Сан Франческо, принадлежащую кисти знаменитого художника раннего Возрождения Пьеро делла Франческа. Творения, проникнутые спокойным и величественным созерцанием и отражающие объективность мироощущения художника, произвели глубокое впечатление на Мартину. Он писал: «восхищаясь этим художественным произведением, я пытался передать музыкой его торжественно-холодное спокойствие и сумрачность, красочную атмосферу, полную скрытой, спокойной и впечатляющей поэзии...». Три симфонические поэмы, составляющие трехчастный цикл «Фресок» связаны с живописным циклом Пьеро «Легенда о животворящем кресте», основанном на библейских преданиях. Первая часть вдохновлена фреской, изображающей царицу Савскую и царя Соломона, во второй — воссоздана картина сна императора Константина, а в третьей части отражено общее впечатление от фресок художника. Стиль «Фресок Пьеро делла Франческа» определяется близостью к жанру программной импрессионистской поэмы. Они имеют много сходного с теми сочинениями импрессионистов, для которых так важен момент зрительного восприятия — впечатления от полотен художников, созерцания вечно меняющихся картин природы. Можно вспомнить в связи с этим «Эстампы», «Ноктюрны», «Море» Дебюсси, «Игру воды», «Отражения», «Испанскую рапсодию» Равеля и другие сочинения, где присутствует картинность, поэтическая созерцательность, тончайшая пейзажная звукопись, изысканная оркестровка. С произведениями импрессионистов связывают «Фрески» и своеобразие ориентального колорита, обусловленного восточными мотивами сюжетов, и тонко претворенная жанровость, которая то проступает рельефнее, то словно пробивается сквозь дымку иллюзорно-фантастических звучаний. Так, вторая фреска воспринимается как рожденная сновидениями картина шествия, а третья ассоциируется с неким фантастическим танцем, с музыкой древнего Востока. И то, что определяет его национальное своеобразие, то есть претворение черт чешской лирической песенности (в первой части) и танцевальности (в третьей части), не выпадает из общего импрессионистского контекста. Программа трактуется очень свободно и обобщенно. Не стесняя инициативы автора, она дала возможность богато и глубоко раскрыться его фантазии, чтобы запечатлеть ту необычайно тонкую по колориту, величественно-торжественную атмосферу творений Пьеро, о которой писал сам композитор. В музыке Мартину эта атмосфера рождается постоянно возникающими перед внутренним взором композитора смутными очертаниями сумеречного пейзажа, горделивой и поэтической красотой лиц из фресок и дополняется моментами личных раздумий. Словно Мартину ищет контакта между миром загадочных, исполненных таинственного очарования образов, из глубины веков взирающих с фресок Пьеро, и своим собственным миром ощущений. В сочинении есть лиричные протяжные темы (в основном диатонические), но в целом ему свойственна фрагментарность, мотивная дробность, изощренность фигуративной техники. Многообразие ритмических (нередко остинатных) рисунков образует в своем сплетении единый слой музыкальной ткани. Эти особенности прежде всего характеризуют фактуру фоновых построений. Градации выразительных оттенков в фонах чрезвычайно многообразны. Наряду с фонами зыбкого, мягкого звучания с типично импрессионистской, словно застывшей и приглушенной звучностью имеются фоны с густой, «органной» фактурой. Короткие гаммообразные взлеты, арпеджированные пассажи, трели, аккордовые тремоло создают эффект шорохов, всплесков, переливов.
Одним из самых значительных сочинений Марттину парижского периода явился Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и ударных. Замысел концерта возник летом 1938 года в Поличке. Мартину не мог еще тогда предполагать, что это было последнее лето и последние каникулы, которые он проводил у себя на родине. Позднее Мартину писал: «С постоянным чувством страха слушали мы сообщения по радио, старались найти в них какую-нибудь поддержку и надежду, но не находили; напротив, тучи над моей страной сгущались, становясь день ото дня все более угрожающими... В то время я работал над Двойным концертом, и все мои страхи и надежды, все устремления и мысли были обращены к находящейся под угрозой отчизне... И в этом отгороженном от всего мира швейцарском уголке раздавались звуки моего рояля, полные отчаяния, боли и надежды, и эти звуки выражали чувства и страдания моих соотечественников, которые вдали от своего дома наблюдали неотвратимо надвигающуюся трагедию». Такова атмосфера, в которой родилась эта музыка. Сама предыстория создания Двойного концерта и инспирировавшие Мартину мотивы обусловили определенный круг музыкальных образов, динамическую активность их развития, острый и напряженный драматический пульс всего сочинения. Жанр и инструментальный состав отводят Двойному концерту серединное положение между камерной и симфонической музыкой. Стирание граней между этими жанрами является в известной степени уже характерной приметой нового времени (достаточно впомнить сочинения Бартока («Музыка для струнных, ударных и челесты»), Онеггера (Вторая симфония) и других. Цикл Двойного концерта трехчастен. Динамичная, остроимпульсивная первая часть и причудливо-фантастическое Allegro третьей части прослаиваются Largo, с величественностью его хоральных звучаний и выразительной сольной партией фортепиано. Сжатие цикла до трехчастности осуществляется совмещением в третьей части функций скерцо и финала. Архитектоника этого произведения стройна и логична, подчинена развитию одной главной мысли. Здесь нет такого обилия тем, такой красочности оркестровых фонов, как в произведениях импрессионистской линии (хотя элементы импрессионистской техники здесь присутствуют). Единство интонационного замысла проявляется в родстве главной и побочной партий первой части, тематических связях между второй и третьей частями. С первых же тактов главной партии ощущается тревожный и драматический пульс, пронизывающий почти все произведение. Синкопированная мелодия скрипок накладывается на активный остинатный фон токкатного типа. Динамика этого фона постепенно возрастает. В момент кульминации меняется фактура — синкопированные аккорды струнных и резкие аккордовые «кляксы» фортепиано сметают непрерывную моторику длительного нагнетания темы. Величественный хорал, торжественный и скорбный, открывает вторую часть. Характеру его звучания присуща органная патетика. Трехзвучная восходящая интонация, образуемая верхними звуками аккордов оркестра, имеющая сходство с мрачной темой виолончелей и контрабасов из разработки первой части, во вступлении-к средней части прозвучит как трагический отголосок этой мощной хоральной темы. В центре второй части — соло фортепиано. В начале звучит полифонический диалог двух голосов, регистрово удаленных один от другого. Острое выражение «отчаяния, боли» сосредоточено в хроматических изломах мелодического контура. Второй раздел каденции приводит к активному разрастанию полифонической ткани; в нее вплетается разветвленная сеть голосов струнных и ритмическое остинато литавр. Длительное развитие с накоплением напряженности гармонии, динамики, учащением ритмического пульса достигает апогея в репризе. В завершающем построении звучит просветленно-скорбная тема — реминисценция фортепианной каденции. В финале возвращаются беспокойные образы первой части, но теперь они приобретают зловещую фантастическую окраску. Вместе с ними повторяются уже знакомые по первой части приемы изложения: остинатный токкатный фон, напряженные политональные созвучия, диссонантные аккорды фортепиано. Импульсивная, остро ритмизованная основная тема звучит у скрипок. В середине финала появляется новая тема у фортепиано и струнных в октавном удвоении, в мелодии которой скрыт лейтмотив. Ее можно назвать, вспоминая слова композитора, темой надежды.
9.Константин Владимирович (konst) (30 Июня 11 13:09)
[Материал]
Всем спасибо! Только что послушал, теперь почитаю.
Ещё Параболы (Притчи) и Эстампы "по нашему", по франкофильски написаны. "При всем разнообразии стилистических черт, в этих сочинениях ярче обозначилась импрессионистская ориентация позднего стиля Мартину, который вобрал и подчинил себе признаки других тенденций его творчества и тп". Вот они http://s54.radikal.ru/i145/1106/64/216e435b946d.jpg
http://files.mail.ru/9TSU5E
Книга о Мартину http://intoclassics.net/news/2011-06-23-23924
11.Константин Владимирович (konst) (30 Июня 11 16:02)
[Материал]
У него не всё интересно, но есть вещи которые "от нечего слушать" начинают даже нравится
13.Константин Владимирович (konst) (30 Июня 11 21:44)
[Материал]
Я ещё не дошёл до стадии "нечего слушать" и, подозреваю, никогда не дойду. Но мне тоже кое-что у Мартину понравилось. Например, ф.п. концерты. У меня есть 2CD его произведений для виолончели и фортепиано от наксоса. Надо бы рипнуть что ли. Они, правда, были на маньяках, насколько я знаю, но у нас вроде нет.
У меня в мп3 много есть. Еще отсюда. http://intoclassics.net/news/2009-03-23-4705 В лослесс тоже интересно Сонаты во флаке поумирали давно http://intoclassics.net/news/2008-10-28-1818
15.Константин Владимирович (konst) (01 Июля 11 12:48)
[Материал]
У него кроме сонат много других вещей для виолончели и ф.п., более миниатюрных, и они мне больше нравятся, сонаты сложноваты на мой слух.
Это временные перебои на файлообменнике. Такое происходило и происходит и с др. файлами. Пока, вроде, проблема решалась сама собой - просто в течение неск. дней нужно пробовать скачать этот файл.
Не скачивается только 1-я часть архива, 2-я часть и обложки, вроде, скачиваются. В общем, нужно попробовать позже.
Файл не скачивается никак! Очень жаль! Вот уже как неделю пробую каждый день.... А может есть смысл перезалить? Буду очень рад, и не я один. Обложки обложками, а хочется послушать! Извините за моё вторжение, С уважением Е.
Eugene Eugene (eSwan), к сожалению, файлообменник files.mail.ru устроил всем нам "козью морду" и запер многие архивы, хранящиеся там. Они не "оттаивают" уже давно, и пока конца-края этому не видно. Вы можете обратиться к Олегу (legoru) в личку - в данный момент он в отъезде, но по возвращении, надеюсь, рассмотрит Вашу просьбу.
Раз пока некому обновить ссылку в этом материале, могу предложить эти же записи в более низком качестве. В принципе эти файлы из других, более ранних постов oleg'a legoru:
Field Mass - в формате FLAC, а Double Concerto for Two String orchestra, Piano & timpany и Les Fresques de Piero della Francesca в формате mp3 192
Спасибо! Давно ищем ноты концерта для 2-х роялей с оркестром, и Concerto grosso для того же состава-может ли кто-нибудь из уважаемых погруженцев подсказать?
Спасибо! Когда-то были эти пластинки Супрафона, кстати, о "Parables" - это музыка, навеянная Притчами из "Цитадели" Сент-Экзюпери; мудрая, многозначительная книга и музыка соответствует!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".