Лео Фалль (1873-1925) входит,
наряду с Легаром, Кальманом и Оскаром Штраусом, в четверку наиболее
значительных композиторов в жанре оперетты в XX веке, по своему выдающемуся
дарованию и высочайшему профессиональному уровню не уступая первым двум из
вышеназванных (а, возможно, даже превосходя их по масштабу таланта). Его оперетты имели в свое
время феноменальный успех, однако в наши дни Фалль, к сожалению, до сих пор
пребывает в тени двух корифеев жанра. На фотографиях он больше похож на
гангстера или американского босса, чем на тонкого, интеллектуального
композитора, автора изысканной музыки, но современники говорят о нем как о
человеке благородном, очаровательном, жизнерадостном, обладающим большим
чувством юмора. Как и Легар и О.Штраус, Фалль пришел в оперетту в начале 900-х
годов, когда жанр находился в состоянии глубокого идейно-художественного
кризиса. Каждый из трех авторов стремится придать оперетте новый импульс,
развивая ее каждый в соответствии с характером своего дарования. В отличие от
Легара, с самых первых оперетт предпринявшего шаги по романтизации жанра,
Фалль, так же как и О.Штраус, изначально
тяготеет к активизации буффонно-фарсовых элементов и гротеску. Первая оперетта
Фалля «Бунтовщик» (Der Rebell, 28.11.1905, "Т-р ан дер Вин", Вена) не
имела успеха (позже была осуществлена её 2-я ред. – «Милый Августин» (Der liebe
Augustin, 3.2.1912, Новый т-р, Берлин), завоевавшая аудиторию). Вторая – «Весёлый
крестьянин» (Der fidele Bauer, 1907), в определенной мере являющаяся
наследницей легаровского «Растельбиндера» («Решетника»), получила большой
резонанс в Австро-Венгрии и Германии и с успехом ставится до сих пор. Третья и
четвертая – «Принцесса долларов» (Die Dollarprinzessin, 2.11.1907, "Карлтеатр",
Вена) и «Разведенная жена» (Die geschiedene Frau, 23.12.1908, "Карлтеатр",
Вена), где в излюбленную Фаллем буффонаду проникает подлинно-лирическое начало
(своеобразная «мелодрама-буфф»), принесли композитору мировое признание. И,
хотя уже в конце первого десятилетия нового века оба – и Фалль и О.Штраус – перенимают
романтическую «легаровскую» модель, у обоих она преломляется сквозь призму их
яркой индивидуальности.
Лео Фалль – автор 26 музыкально-сценических
произведений (в т.ч., трех опер).
Лучшими из них считаются, кроме названных выше, «Братец мой» (Brüderlein fein, 1.12.1909,
кабаре "Ад", Вена), «Роза
Стамбула» (Die Rose von Stambul, 2.12.1916, "Т-р ан дер Вин",
Вена) и «Мадам Помпадур» (Madame Pompadour, 9.9.1922, Берлинский т-р, Берлин).
Композитор все время находился в поисках собственного пути. Одна из его
последних оперетт, «Мадам Помпадур» воспринималась как «прорыв», начало
«ренессанса», нового этапа в истории жанра. Как и работавший в оперетте в 910-е
годы Оскар Недбал, Фалль ушел из жизни в самом расцвете своей творческой
активности. Довольно ранняя смерть не позволила ему осуществить многие проекты.
Его последними словами были: «Мне еще так много надо успеть». В годы нацистских
расовых запретов Фалль, так же как Кальман, Эйслер, О.Штраус и многие другие
«неарийцы», был запрещен.
Фалль – один из немногих
композиторов в жанре оперетты, кому удалось создать свой неповторимый
индивидуальный стиль – по-моцартовски легкий и изящный. «Он может быть и
простым и изысканным, элегантным и грубым, остроумным и чувственным» (Грун).
«Его оркестровка камерно-прозрачна» (Клотц). Фалль словно перенимает от
Оффенбаха подлинный талант интеллектуального и ироничного театрального
композитора, требующего «серьезный подход к веселым вещам, и веселый – к
серьезным» (Эрхардт).
Обе представленных здесь оперетты
Фалля (первая – с небольшими купюрами, вторая – к сожалению только в виде
избранных мелодий) являются ярким свидетельством значительности его дарования.
Они чрезвычайно далеки от повседневной «опереточности» обычной продукции того
времени. Не случайно композитор называет свою одноактную оперетту «Братец мой»
зингшпилем. И наоборот, «Весёлый крестьянин», являясь зиншпилем по духу, не
имеет этого жанрового определения.
Либретто «Весёлого крестьянина»
принадлежит Виктору Леону, либреттисту легаровского «Растельбиндера» («Решетника»)
и представляет собой «сколок» с него: тот же конфликт города и деревни,
бедности и богатства, старшего и младшего поколений, «высокого» и «низкого»
сословий, та же знакомая структура (пролог и два действия). Первоначально
либретто Леона называлось «Милые дети» и повествовало о бедном
старьевщике-еврее (вспомним легаровского Пфефферкорна!), который отказывает
себе во всем, чтобы дать своему сыну образование. Впрочем, прежде чем либретто
попало к Фаллю, Леон переписал его, заменив еврейскую среду австрийской.
Оперетта была отвергнута директором "Театра ан дер Вин" Карчагом
ввиду провала предыдущей (первой) оперетты Фалля. Её сенсационная премьера
состоялась на летнем фестивале оперетты в Мангейме, куда Леон был приглашен в
качестве организатора и руководителя. Заглавную роль крестьянина Маттиаса
исполнял Луи Тройман.
Вкратце содержание оперетты сводится к
следующему. Зажиточный крестьянин-вдовец отправляет в Вену учиться богословию
своего единственного сына Стефана. Проходит 11 лет и Стефан, наконец, приезжает
навестить своего отца и сестру – уже девицу на выданье. Он стал врачом, а не
священником, обручен с дочерью тайного советника из Берлина и дает понять своим
родным, что их присутствие на его готовящейся свадьбе крайне нежелательно.
Заносчивое поведение неблагодарного сына, стыдящегося своего крестьянского
происхождения, глубоко задевает отца. Проходит еще год. Стефан женат на
Фридерике, держит обширную практику и достиг звания университетского
профессора. Однако по-прежнему он скрывает от всех свое происхождение. К
несчастью для него, к нему в гости приезжают родственники жены и, одновременно,
без предупреждения, желая ему насолить, отец с сестрой и ее женихом. «Благородные
господа» из Берлина в ужасе от подобного «родства» и даже рекомендуют своей
дочери покинуть мужа-крестьянина. Но умная Фридерика берет дело в свои руки,
принимая деревенских жителей очень дружелюбно. В конце-концов она примиряет
между собой всех героев. Отец прощает сына.
В оперетте Фалля с её крестьянской средой
верхней Австрии находит своё преломление богатейший австрийский фольклор – тот,
что питал в своё время венских классиков. О музыке Гайдна и раннего Моцарта
напоминают многие её номера, в том числе знаменитый дуэт Рыжей Лиззи со своим
маленьким сыном Хайнерле. «Весёлого крестьянина» отличают великолепные массовые
хоровые сцены. Значительное место занимают эпизоды, связанные с детским хором.
Это одна из самых «многоперсонажных» оперетт (18 действующих лиц!). Музыкальная
драматургия оперетты строится на взаимосвязях и взаимодополнении двух
интонационно-образных сфер – народно-жанровой и лирико-романтической. Номера
первой отличает жизнерадостность, непосредственность, полнокровный юмор и своеобразная грация (в
частности, упомянем известные выходные куплеты Маттиаса). Вторая – это
свойственная Фаллю нежная интимная лирика, находящая преломление в вальсах в
лучших венских традициях. Таковы известные вальсовые темы So schön dieser Tag,
Jeder trag sein Pinkerl и, в
особенности, Wenn’s nach mir ging из дуэта Стефана со своей маленькой
сестренкой Анамирль в прологе оперетты.
Народные истоки питают и другой шедевр Фалля –
одноактный зингшпиль в пяти картинах «Братец мой», написанный на венском
диалекте. Это, пожалуй, самая совершенная партитура композитора, полная,
одновременно, моцартовской глубины и гайдновской наивности. Фалль создал
удивительно мудрую и трогательную оперетту о простых человеческих радостях, о
счастье и о любви. Открываясь небольшим дуэтом Тони и Гертруд и очаровательной
песенкой Тони с ее мелодической и гармонической безыскусностью, действие плавно
перетекает в первый дуэт героев (Unter blühenden Linden). Это
вальс-воспоминание о золотых днях юности, вальс, от которого сладко щемит сердце,
звучащий то ласково, то – взволнованно, порой – сквозь легкую дымку светлой
печали, затуманиваясь на мгновение набегающей тенью минора. Звуки музыкальной
табакерки (колокольчики на фоне унисона низких струнных) привносят сказочный
элемент. Это таинственная музыка сна героев, уносящая их в чудесное прошлое.
Лирически-проникновенная песня Юности с ее прекрасной трепетной темой в характере медленного вальса
(она звучит в оперетте дважды) обрамляет это волшебный сон, занимающий две
центральных картины оперетты. Герои переносятся
в день их свадьбы. Звучат отзвуки поздравительного хора. Наконец,
молодые остаются вдвоем в своей спальне. Откуда-то издалека доносятся отголоски
«того самого» вальса, который в тот день капельмейстер Йозеф Дрекслер посвятил
своей жене. Второй вальсовый дуэт героев – также одно из вдохновеннейших
творений композитора. Его тема (Nichtzuschnell, nichtzulangsam) типична
для Фалля (вспомним вальсы из «Принцессы долларов», «Разведенной жены» и других
его оперетт!). Она, одновременно, и ироничная и задорно-веселая, головокружительная и
интимно-упоительная. Последняя сцена оперетты – пробуждение героев и
просветленное завершение на темах их двух дуэтов.
Если у кого-нибудь есть полные записи этих оперетт, пожалуйста, поделитесь!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".