Gagarin, en romfartsopera (1990) Гагарин, космическая опера (1990)
Libretto: Bing und Bingsvaerd
Либретто Бинга и Бингсверда Премьера: 1991, Норвежское телевидение
Исполнители:
Gagarin/ Гагарин: Espen Fegan Marit Osnes Aambö, Joachim Knoph Beisvag, Folke Bengtsson, Eivind Böksle, Guri Egge, Anine Kruse, Ruth Ödegard, Liv Kjaärsti Knutsen Sandve, Hilde Torgersen, Siri Torjesen, Grex Vocalis, Per Vollestad Stravanger Symphony Orchestra Hakon Berge Запись 1996 года
Хокон Берге (род.1954, Ставангер) – норвежский композитор, дирижер, общественный деятель. Окончил Консерваторию Ругалан (Ставангер) и в 1986 году Норвежскую государственную академию музыки ( по классу композиции). Работал как дирижер и музыкальный руководитель крупнейших театров Норвегии, занимал ряд руководящих должностей. В настоящее время живет в Лондоне и является директором Лондонского симфонического оркестра. Берге – автор симфонических и камерных произведений, музыки ко многим телефильмам и передачам и более чем к 70 спектаклям. Участвуя в ряде телевизионных проектов, в 1990 году создает телеоперу «Гагарин», номинированную на премию «Аманда» в категории «телевидение-драма» и благоприятно принятую норвежской аудиторией. Опера «Гагарин», длительность которой составляет около часа, не имеет последовательно развивающегося сюжета. Это ряд спонтанных картин и образов. Основной сюжетный «стержень», вокруг которого организовано нелинейное действие оперы – трагический полет Гагарина на МИГ-15, закончившийся крушением истребителя и гибелью летчика-космонавта. Действие сжато до этого одного мгновения. Во время последней секунды рокового полета перед глазами главного героя возникают картины его жизни: военное детство (мальчик Юра с отцом и матерью, с дядей Павлом), сцена в цеху, примерка скафандра, отправление в первый комический полет на корабле «Восток -1», прыжок с парашютом и приземление в поле под Энгельсом (хор трактористов), сцена с женой Валей и ребенком. Параллельно демонстрируются документальные материалы, фотографии и кадры кинохроники. Опера Берге имеет оригинальную структуру. Она делится на 46 небольших эпизодов, сгруппированных в более крупные блоки-сцены, на стыках которых звучит сонористический фактурно-гармонический комплекс тревожного характера, приобретающий лейтмотивное значение темы «последнего полета». В крупном плане образуется форма, подобная гигантскому рондо. Эпизоды, связанные с внешним миром (образы, порожденные воображением главного героя и возникающие «наплывом»), перемежаются монологами, передающими его внутреннее состояние. Опера обрамлена хоровым прологом и эпилогом ( детский и мужской хоры), повествующем о полете Икара и величии человеческого духа и завершается «фоновой» музыкой радиоэфира и записью сообщения норвежского радио о первом полете человека в космос. Музыкальный язык оперы Берге традиционен. Композитор не отказывается ни от опоры на тональные принципы, ни от явной жанровости в ряде эпизодов, ни от вокальной кантилены.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".