В некотором царстве, в некотором
государстве со счастливым названием Глюксбург жила была принцесса Ютта.
Государство было крохотным, а вот характер у Ютты крупный, сильный, цельный. По
соседству жил принц Пауль, который владел столь же маленьким государством
Узенгем. Больше всего на свете он любил холостяцкую свободу, ветер, бьющий в
парусах яхты, компанию веселых моряков и …хорошеньких девушек. Под угрозой
предстоящей женитьбы на Ютте Пауль сбежал в Голландский портовый городок.
Переодевшись в платье служанки, Ютта отправилась в след, чтобы отомстить…
Огромное спасибо Vsevolod
Garib (cervus) за любезно предоставленный текст!
В двух своих ранних венгерских опереттах Имре Кальман
наследует традиции венгерского музыкального театра. Обе являются героико-романтическими
комедиями. Две первые кальмановские оперетты, в которых музыкальная драматургия
получает главенствующую роль, становятся первыми венгерскими опереттами в
подлинном смысле слова (до Кальмана венгерская оперетта представляла собой
что-то наподобие драматической пьесы со вставными музыкальными номерами). Далее
Кальман вступает на путь поисков, продлившихся до «Княгини чардаша». В самом
известном его произведении окончательно устанавливается определяющий все
последующие его оперетты драматургический тип, от которого композитор больше не
отойдет. В «Княгине чардаша»
индивидуальная кальмановская романтическая жанровая модель доведена до
конструктивного совершенства. Вместе с тем, закрепляя ее в своих последующих опереттах,
обладающий ярким дарованием венгерский композитор не предпринимает попыток ни
развить ее, ни выйти за ее пределы. В самом общем плане ее характеризуют
следующие черты. Действие оперетт Кальмана весьма драматично. Для их
драматургии характерно наличие оппозиции двух образных сфер с централизующей
ролью лирического конфликта, стереотипная расстановка сил и развитие основного
конфликта с углублением в область эмоциональных переживаний и оттенением
драматических ситуаций комедийно-игровыми сценами. Ощутимо проявляется
стремление и к музыкально-драматургической
целостности. Музыкальное единство выявляется в развитии нескольких лейттем,
интонационно-тематической общности лирической сферы, наличии тематических и
тональных арок. Основную драматургическую функцию несут принципы репризности. При
строго-куплетной форме номеров внутри актов интонационными «узлами» оперетты
становятся «сквозные» финалы первого и второго действий, занимающие более
половины всей партитуры и вбирающие в себя весь предыдущий тематический
материал.
В январе 1920 года в Вене
состоялась премьера кальмановской «Голландочки» – десятой по счету оперетты
великого венгерского корифея оперетты. Шел второй послевоенный год и только что
был отменен запрет на увеселительные предприятия (под этот закон попадали и
опереточные театры). В своей книге «Вчерашний мир. Воспоминания европейца»
Стефан Цвейг, живший в австрийском Зальцбурге и иногда по делам наезжавший в
соседний германский Мюнхен, ярко описывает то катастрофическое состояние
экономики и социума, в котором очутилась после войны Германия (ситуация в
Австрии в целом была ненамного благополучнее). «Голландочка», хотя и имевшая на
премьере некоторый успех, не стала, в
отличие от «Княгини чардаша», событием выдающегося масштаба. Ее скучный сюжет
хотя и содержал политические намеки (последний кайзер Германии Вильгельм во
время Ноябрьской революции1918 года бежал в Голландию и жил в изгнании в
небольшом приграничном городке), но не отличался актуальностью. История
взаимоотношения царственных особ двух карликовых опереточных государств, одно
из которых называлось Город Счастья, уже на премьере воспринималась как тень
далекого прошлого. Сказка про какого-то принца,
вместо запланированной родителями женитьбы «в интересах государства»
отправившегося развлекаться в соседнюю Голландию и там встретившего свою
невесту и влюбившегося в нее, уже в то время мало кого могла заинтересовать.
Напомним, что дворянское сословие было в конце 1918 года упразднено как в
Австрии, так и в Германии. Текст изобиловал
набившими оскомину банальностями типа «Пока любовь на свете есть, до той
поры и розам цвесть» и «Станет девушка женой: уж так устроен свет». Невольно
вспоминается хлёсткий памфлет Юлиана Тувима, посвященный «легкому
жанру»(1924) с его словами о «старой идиотке
оперетте». Оперетта эта на Западе, в отличие от постсоветского пространства,
где она иногда появляется в репертуаре театров, давно забыта. И совершенно
напрасно, ибо она являет собой образец изумительного музыкального и
драматургического совершенства. Несмотря на тривиальность своего либретто, в
очередной раз обсуждающего обычные опереточные глупости, «Голландочка» является одним из мелодически-совершенных
творений Кальмана. Она подкупает своей
мелодической романтической одухотворенностью (особенно, в сравнении с
предшествующей ей не очень яркой в музыкальном отношении «Феей карнавала»),
бодростью и энергичностью ритмов и волшебной сказочностью оркестровки.
Категория: видео |
Просмотров: 4631 |
Добавил(а): Vik63
А фотографии из спектакля Омского государственного музыкального театра, постановка 1986 года.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".