Каждому, кто читал о Скрябине, известен невоплощенный шедевр его жизни - «Мистерия». В качестве подготовительного варианта «Мистерии» Скрябин задумал большую театрализованную композицию под названием «Предварительное действо». В 1913-14 годах он работал над поэтическим текстом этого произведения, появлялись первые музыкальные эскизы, но работу прервала скоропостижная смерть композитора. Много лет спустя композитор Александр Павлович Немтин попытался по эскизам Скрябина собрать целостное произведение - «Предварительное действо», которое было исполнено в Германии под управлением Владимира Ашкенази.
Насколько был внимателен Немтин к эскизам Скрябина? Насколько была воплощаема сама эсхатологическая идея великого композитора? Не видим ли мы в этой музыке то, чего там нет? Все эти вопросы сегодня носят скорее риторический характер. Можно сколько угодно спекулировать на эту тему, приводить мнения авторитетных музыковедов, а можно просто послушать.
Справка:
Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется прежде всего тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи. Посредством своего главного сочинения, которое должно было носить название «Мистерия», А. Н. Скрябин собирался завершить нынешний цикл существования мира, соединить Мировой Дух с косной Материей в некоем космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира. Чисто музыкальное новаторство, которое особенно дерзко и ярко проявилось после швейцарского и итальянского периода жизни Скрябина (1903—1909 годы) — он всегда считал второстепенным, производным и призванным послужить исполнению главной цели. Строго говоря, главнейшие и ярчайшие произведения Скрябина — «Поэма Экстаза» и «Прометей» — есть не что иное, как предисловие («Предварительное Действо») или описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии и соединения мирового Духа с Материей.
В качестве подготовительного варианта «Мистерии» Скрябин задумал большую театрализованную композицию под названием «Предварительное действие». В 1913-14 годах он работал над поэтическим текстом этого произведения, появлялись первые музыкальные эскизы, но работу прервала скоропостижная смерть композитора.
Preparation for the Final Mystery (Realised by Alexander Nemtin) (Deutsches Symphonie-Orchester Berlin feat. conductor: Vladimir Ashkenazy)
1. Александр Николаевич Скрябин - Nuances: I. Pas vite (Poeme Languide, Op. 52, No. 3) (1:03) 2. Александр Николаевич Скрябин - Nuances: II. Allegretto (Poeme, Op. 59, No. 1) (1:50) 3. Александр Николаевич Скрябин - Nuances: III. Con delicatezza (Feuillet d'album, Op. 58) (0:54) 4. Александр Николаевич Скрябин - Nuances: IV. Vivo (Poeme Aile, Op. 51, No. 3) (1:00) 5. Александр Николаевич Скрябин - Nuances: V. Con delicatezza Cristallina (Desir, Op. 57, No. 1) (1:40) 6. Александр Николаевич Скрябин - Nuances: VI. Avec enchantement (Caresse Dansee, Op. 57, No. 1) (1:27) 7. Александр Николаевич Скрябин - Nuances: VII. Allegro fantastico (Etude, Op. 65, No. 1) (3:19) 8. Александр Николаевич Скрябин - Nuances: VIII. Avec une grace capricieuse (Poeme-nocturne, Op. 61) (8:28) 9. Александр Николаевич Скрябин - Nuances: IX. Fier, belliqueux (Prelude, Op. 74, No. 5) (1:03) 10. Александр Николаевич Скрябин - Nuances: X. Fantastique (Poeme, Op. 71, No. 1) (2:39) 11. Александр Николаевич Скрябин - Nuances: XI. Sauvage, belliqueux (Prelude, Op. 59, No. 2) (1:39) 12. Александр Николаевич Скрябин - Nuances: XII. Allegretto (Masque, Op. 63, No. 1) (1:31) 13. Александр Николаевич Скрябин - Nuances: XIII. Gracieux, delicat (Etrangete, Op. 63, No. 2) (1:45) 14. Александр Николаевич Скрябин - Nuances: XIV. Molto vivace (Etude, Op. 65, No. 3) (2:09) 15. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part I: Universe: Lent, imperieux (6:25) 16. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part I: Universe: Douloureux, dechirant (3:52) 17. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part I: Universe: Etrange, charme (8:54) 18. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part I: Universe: Flamboyant (4:29) 19. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part I: Universe: Ondoyant - le reve prend forme (4:29) 20. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part I: Universe: Doux, fremissant (3:32) 21. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part I: Universe: Volando (3:42) 22. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part I: Universe: Piu mosso - de plus en plus triomphant (6:23) 23. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part II: Mankind: Giubiloso, extatique (5:03) 24. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part II: Mankind: Grandiose et enigmatique (13:17) 25. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part II: Mankind: Solennemente, Rituale (3:51) 26. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part II: Mankind: Dechirant - dedicazione (3:51) 27. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part II: Mankind: Religioso - mysterieusement - fermamente luminoso (8:48) 28. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part II: Mankind: Con timidezza - misterioso, concentre - avec une volupte radieuse - tres dansant (17:09) 29. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part III: Transfiguration: Allegro con collera - lento timidamente - febbrilmente (7:08) 30. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part III: Transfiguration: Lent, vague, indecis (3:48) 31. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part III: Transfiguration: Tres lent, contemplatif (10:13) 32. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part III: Transfiguration: Avec un intense desir (2:11) 33. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part III: Transfiguration: Infernale (7:52) 34. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part III: Transfiguration: Sublime (2:42) 35. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part III: Transfiguration: Con timidezza - con agitazione - con ira - con rabbia (6:01) 36. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part III: Transfiguration: Per enigmi, inafferrando (4:00) 37. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part III: Transfiguration: Contemplatif - supplicare - con lagrime - devoto (8:07) 38. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part III: Transfiguration: Misterioso, avec une ardeur profonde et voilee (6:41) 39. Александр Николаевич Скрябин - Preparation for the Final Mystery - Part III: Transfiguration: Calme - extatique (7:01) Исполнители: Alexey Lubimov, Alexander Ghindin - piano
Thomas Trotter - organ
Anna-Kristiina Kaappola - soprano
Ernst Senff Chor - Sigurd Braunds, director
St.Petersburg Chamber Choir - Alexander Kazimirov, director
Deutsches Symphonie-Orchester Berlin - Vladimir Ashkenazy, conductor
Меня лично гораздо больше вдохновляет возможность прикоснуться к чему-то таинственному, чем сама музыка. Я гораздо больше люблю фортепианное творчество Скрябина.
Умопомрачительно!! Не подозревал, что ЭТО существует в живом звучании, пусть и Немтина. Начитавшись Сабанеева (говорившим, что ближе друга, чем он, у Скрябина не было, и о Немтине вообще не упоминавшем) знаю, что в последние годы жизни Александр Николаевич ни о чём, кроме Мистерии и Предварительного действа ни говорить, ни думать не мог и не желал. А своё фортепианное рассматривал лишь как эскизы к оному. Вообще же, в доме его и окружении бытовало мнение, что других композиторов, кроме Скрябина как-бы и не было, а если и были-то это досадное недоразумение.
Я читал отрывки из Сабанеева, и еше пару статей. Они-то и вдохновили меня на поиск этого материала, хотя я был уверен, что его нет Странно почему он не пользуется известностью - даже на критичном амазоне у диска почти 5 из 5.
А Немтин родился после смерти Скрябина и книг Сабанеева. Вот о нем: http://ru.wikipedia.org/wiki/Немтин,_Александр_Павлович Балет "Нюансы" тоже часть этого релиза.
Где-то в интернете есть статьи... Он планировал строительство огромного зала с "текучей (вроде бы?)" архитектурой. Никто точно не знал, что он имел ввиду, но это шло в одной канве с идеями Блаватской, которое были очень популярны тогда (да и сейчас).
Глеб! Посмотрите фильм о Скрябине из цикла Гении: http://intoclassics.net/news/2009-04-12-5122 и у вас отпадут все вопросы (или их станет ещё больше?). Вообще, я бы хотел послушать его так, как задумал сам композитор, с движущимися цветовыми массами, в единении музыки и цвета. Как это будет восприниматься? Ведь цветовое ощущение у всех индивидуально...
Композитор А.П.Немтин (1936-1999) жизнь посвятил изучению Скрябина и растворился в его поздней музыке. Исполнение первой части Предварительного действа было в БЗК, в 1973 п/у К.Кондрашина. Следующие части исполнялись много позже - в 1996. Ашкенази привозил это в Москву, была радиотрансляция по "Орфею". Похоже, ИМХО, - на сильно разбавленный "Прометей". Скрябин был абсолютно оторванный от земли человек "не от мира сего". Он всерьёз предполагал, что все народы мира соберутся посмотреть на цветные лампочки и послушать необычно выглядящие на бумаге аккорды.
Да, а сам опасался ехать в Индию(где всё это должно было происходить), т.к. боялся тараканов и мышей. Всё это так, но то, что им написано для рояля с лихвой окупает его "чудачества".
И правильно опасался, так как там тараканы размером чуть ли не с воробья. Сам видел. Согласен с Юрием - у Скрябина то, что написано не с целью преображения мира, очень даже человечно и в высшей степени восхитительно. И этого много, очень много. И даже в самых что ни на есть "эзотерических" произведениях музыкальное начало все равно перевешивает мистическое. Пластинка с "Предварительным действом" у меня была. Это реконструкция по нескольким наброскам. Оркестровка вполне рядовая. Хорошо, хоть отсебятины не видно.
Кто знает, что бы у него вообще получилось, если бы он не шел за своей звездой. Известная история: когда Толстому показали картину Рериха "И восстал род на род" (там гонец в лодке, месяц над рекой), Л.Н. молвил: "Пусть гребец берет выше, выше, течение все равно снесет".
Я предварительно скажу, Что смысла в том не нахожу...
Зачем писать, что это Скрябин? Не лучше ль Немтину отдать Права под именем издать Сие творение своим? Коль так желанием горим Он мысль чужую завершить. (О, как легко тут согрешить!)... Создай своё! Коллаж простят! И Скрябин будет не распят!
СПАСИБО!
p.s. Содержание стишков очень редко совпадает с мнением автора.
Возобновите, пожалуйста, раздачу. Mail выдает: "Ошибка Не найдено файлов, отправленных с кодом 41D8V4. Возможно, у файлов истек срок хранения или они были удалены отправителем. Если Вы ошиблись в коде, измените его и попробуйте еще раз. "
Очень интересно послушать, что же получилось из этой реконструкции? Но... пардон, как же все-таки вовремя Скрябин умер! Куда бы еще завели его безумные идеи?
Спасибо! Очень интересно! В юности, как может быть и многие, конечно же "переболел" Скрябиным. Сейчас с удовольствием слушаю, но в основном фортепианную часть его наследия, симфонические поэмы, 3-ю симфонию. Читал с увлечением поэтические опусы, но это тоже в прошлом. Придерживаюсь того мнения, что музыка вложенных заумных (это я не в плохом смысле) писаных мистических или философских программ не требует и, как правило, не оправдывает. Она сама в себе заключает философию и мессианство, жертвенность и мистику, космические катаклизмы, и прошлое, и будущее. Иной раз более мощно и проникновенно, чем аналогичная эзотерическая литература. А уж "бродить" там, где приложила руку Елена Петровна - храни нас Господь! Тем не менее - большое спасибо за обновление выкладки!
Нет ли у кого-нибудь документа с текстом "Предварительного действа" и планом "Мистерии"? Загадочным образом документ исчез из компьютера, откуда брала - не помню(((( Была бы очень признательна.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".