Французский драматический тенор корсиканского происхождения, который на протяжении нескольких десятилетий был одним из ведущих исполнителей французской оперы. Обладал исключительно широким диапазоном и великолепнейшей дикцией, что позволяло ему петь множество ролей. В повседневной жизни это был гордый, очень щедрый человек, которого всегда сопровождали поклонники.
Он родился 8 августа 1888 года (часть источников настаивают на 1886) в городе Бастия (Bastia) на Корсике (Corsica), его отец умер незадолго до рождения сына. Вскоре после 1900 года его семья переехала на материк и поселилась в Тулоне (Toulon). О его раннем музыкальном образовании ничего не известно – зато известно, что, когда в 1908 году Веццани отправился учиться пению в Париж (Paris), он не только почти не умел читать и писать по-французски, он едва говорил на французском языке.
Первым преподавателем Сезара стала корсиканская сопрано Аньес Борго (Agnès Borgo, 1879 - 1958), которая поспособствовала тому, чтобы Веццани стал студентом Парижской консерватории (Conservatoire de Paris).
В 1911 году Веццани дебютировал в Опера-Комик (Opéra-Comique), исполнив главную роль в комической опере 'Ричард Львиное Сердце' (Richard Coeur-de-lion) композитора Андре Гретри (André Grétry). В Опера-Комик репертуар Веццани расширился за счет произведений французских ('Динора' (Dinorah) Мейербера (Meyerbeer) и 'Кудесница' (La sorcière) Эрланже (Erlanger)) и итальянских композиторов – 'Тоска' (Tosca) и 'Сельская честь' (Cavalleria Rusticana).
В 1913-м Сезар и Аньес Борго поженились, у них родилась дочь. Позже, в 1919-м, они развелись, и Веццани еще два раза был женат. Веццани и Борго оба заключили контракты на выступления в Бостоне (Boston) и Чикаго (Chicago) в сезоне 1914-1915, но Первая мировая война разрушила эти планы. Веццани призвали в армию, он воевал и был ранен в бою. В последние годы войны артист возобновил свою музыкальную карьеру, но после ссоры с руководством Опера-Комик большинство приглашений поступали от провинциальных оперных театров. Особенно часто он пел на юге Франции - в Ницце (Nizza), Марселе (Marseille), Тулоне и Тулузе (Toulouse), - и время от времени появлялся в Брюсселе (Brussels).
Веццани вернулся в Опера-Комик в 1921 и 1922 годах, и, вероятно, выступал там снова на протяжении 20-х годов, но никогда не пел в Парижской опере (Paris Opéra).
Звенящий, героический тембр голоса делал Сезара Веццани идеальным выбором на драматические роли (он также пел вагнеровские партии на французском языке), но он никогда не отказывался и от более лирических ролей классического французского репертуара.
Во время Второй мировой войны Веццани жил в Северной Африке (North Africa) и часто выступал в Алжире (Algiers), где его очень любили. Он продолжал оставаться ведущим тенором оперного театра в Тулоне до 1948 года, когда певец перенес инсульт, оставивший его парализованным. Друзья артиста считали, что в этом виноват его образ жизни – пристрастие к жирной пище и алкоголю. Незадолго до этого он подписал трехлетний контракт с театром Ла Монне (La Monnaie) в Брюсселе, но выступать, конечно, уже не мог, надежды на выздоровление не было.
Веццани вернулся на Корсику без гроша в кармане и провел последние три года своей жизни в бедности, существуя благодаря щедрости друзей. Он умер 11 ноября 1951 года в марсельской больнице и был похоронен в Бастии. Город назвал его именем одну из своих улиц.
Существует миф, что царь Николай II (Nicholas II) во время выступлений Веццани в России (Russia) прозвал его Императором теноров, но эта история ничем не подкреплена. На самом деле, артист сопровождал в России свою супругу, Аньес Борго, в составе оперной труппы.
1. LE PARDON DE PLOERMEL, Meyerbeer - Les bles sont beaux (r. 1912-14)
2. L'AFRICAINE, Meyerbeer - Pays mervelleux (r. 1912-14)
3. LE PROPHETE, Meyerbeer - Pour Berthe moi, je soupire (r. 1924)
4. LE PROPHETE, Meyerbeer - Roi du Ciel et des Anges (r. 1924)
5. LA JUIVE, Halevy - Rachel quand du Seigneur (r. 1924)
6. LA REINE DU SABA, Gounod - Inspirez moi (r. 1923)
7. SAMSON ET DALILA, Saint-Saens - Arretez o mes freres (r. 1924)
8. SAMSON ET DALILA, Saint-Saens - Israel romps ta chaine (r. 1925)
9. SIGURD, Reyer - Prince du Rhin (r. 1924)
10. SIGURD, Reyer - J'ai garde mon ame ingenue (r. 1925)
11. SIGURD, Reyer - Esprits Gardiens (r. 1912-14)
12. SIGURD, Reyer - Oui, Sigurd est vainqeur (r. 1924)
13. MANON, Massenet - En ferment les yeux (r. 1912-14)
14. MANON, Massenet - Ah! fuyez douce image (r. 1912-14)
15. WERTHER, Massenet - J'aurais sur me poitr
16. WERTHER, Massenet - Pourquoi me reveiller (r. 1912-14)ine (r. 1912-14)
17. GUILLAUME TELL, Rossini - Asile Hereditaire (r. 1924)
18. JERUSALEM, Verdi - Je veux entendre (r. 1923)
19. OTELLO, Verdi - Tout m'abandonne, adieu (r. 1912-14)
20. OTELLO, Verdi - Dieu tu pouvais m'infliger (r. 1925)
21. OTELLO, Verdi - Que nul ne craigne (r. 1925)
22. CAVALLERIA RUSTICANA, Mascagni - Ah! servez de mere (r. 1925)
23. PAGLIACCI, Leoncavallo - M'habiller, M'habiller, (r. 1912-14)
24. MANON LESCAUT, Puccini - Ah! ne approchez pas (r. 1924)
25. TOSCA, Puccini - Le ciel luisant d'etoiles (r. 1912-14)