Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 00:22
Главная страница » 2013»Март»17 » М. Мусоргский. Борис Годунов (версия 1869 г.) Мариинский театр 2012. Дир. В. Гергиев / M. Moussorgski. Boris Godounov. V. Gergiev
М. Мусоргский. Борис Годунов (версия 1869 г.) Мариинский театр 2012. Дир. В. Гергиев / M. Moussorgski. Boris Godounov. V. Gergiev
Либретто композитора по одноименной трагедии Александра Пушкина
и «Истории Государства Российского» Николая Карамзина.
Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев / Valéry Gergiev
Солисты, хор и оркестр Мариинского театра Режиссер – Грэм Вик / Graham Vick Художник-постановщик – Стюарт Нанн Художник по свету – Джузеппе ди Иорио Главный хормейстер – Андрей Петренко Хормейстер детского хора – Дмитрий Ралко
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Борис Годунов / Boris Godounov – Евгений Никитин / Evgeny Nikitin Федор – Иван Кудьяков Ксения – Оксана Крупнова Шуйский – Евгений Акимов Андрей Щелкалов – Алексей Марков Пимен – Михаил Кит Григорий Отрепьев – Сергей Семишкур Варлаам – Алексей Тановицкий Хозяйка корчмы – Ольга Савова Юродивый – Андрей Попов
Неотключаемые французские субтитры.
XX Международный музыкальный фестиваль "Звезды Белых ночей", Петербург 2012
Совместная постановка с Баден-Баденским Фестшпильхаусом.
Ещё одно, последнее сказанье - и летопись окончена моя.
Об этой постановке можно прочитать в статье «Тяжесть шапки Мономаха», из которой привожу отрывок:
...Естественно, что первая редакция Мусоргского звучит особенно остро и пронзительно, и этот выбор был точным....
И все-таки ажиотаж вокруг премьеры вызывала не редакция Мусоргского (Гергиев давно ее исполняет), а разносившиеся среди театралов детали новой постановки: будет ОМОН, бар со стриптизершами, наркоманы, оппозиция с плакатами, кремлевско-думские интриги. Слухи в спектакле подтвердились: царь Борис оказался современным политиком, судьба которого решалась в зале заседаний, напоминавшем Дворец съездов (с поверженным на пол золоченым гербом СССР), омоновцы в камуфляже разгоняли толпы народа, не желавшего принимать навязанного им царя, православные устраивали шествия поддержки власти с хоругвями и российскими флагами вперемешку, Пимен, как блоггер, на ноутбуке строчил летопись происходящих событий, телекамера беспрерывно вела новостные съемки, бояре заседали в Думе, где под двуглавым орлом России красовалось граффити: "Народ хочет перемен!", а Варлаам с Мисаилом гуляли на полную катушку в стриптиз-баре, типичном для пограничной Восточной Европы. Но вся эта актуальная политическая "знаковость" оказалась в спектакле Грэма Вика неожиданно умеренно соотнесенной не с сегодняшним днем, а с прошедшим временем, со смутой 90-х - с эпохой, безусловно, поучительной, особенно в афористичном сценическом воплощении, но уже пережитой в российском сознании. Актуальной же остается главная коллизия Мусоргского: власть, которую народу навязали силой, безнравственна. Опера написана об этом. И о суде совести.
Поэтому центр спектакля сформировал не "политический" антураж, а фигура царя Бориса. И хотя в новом спектакле Мариинки сложился отличный исполнительский ансамбль - напористый, кипящий энергией Самозванец Сергея Семишкура, ерничающий с царем "обкуренный" хиппи-Юродивый Андрея Попова, опытный думский интриган Шуйский Евгения Акимова, смятенные царевичи-мальчики (Иван Худяков и Константин Ефимов), монолитный мариинский хор, прорывающийся сквозь стену ОМОНа с криками "Хлеба!", абсолютным открытием стал Борис в исполнении Евгения Никитина.
С первой минуты своего появления на сцене - ниоткуда, как черт из табакерки, вытягивающий из люка-"могилы" шапку Мономаха, скипетр и державу, Никитин ни на мгновение не терял магической связи с публикой и своим персонажем. Его Борис - впечатляющая история сильной личности, оказавшейся пораженной манией власти. Этот царь достиг престола ценой убийства, и знание о собственном преступлении раздирает его, раздражает, бесит. И он не рефлексирует, а бесится от того, что дал народу все - выстроил новые жилища, сыскал работы, а тот проклинает его. Морок ожившего "кровавого мальчика" превращается у Бориса в страшную галлюцинацию, где за призрак Димитрия он принимает собственного сына Федора. А в зале Думы после рассказа старца о чудотворных мощах убиенного царевича Бориса хватил сердечный удар. Корчась в предсмертных судорогах, рыча, он успевает призвать сына и провозгласить его царем. Неостывший труп Бориса заваливают погребальными венками. Финал жуткий, беспросветный, отторгающий всякую мысль о том, что власть может нести счастье человеку. И это подлинный Мусоргский.
Простите, это вот Вы называете "блестящей постановкой" ?! Есть такое понятие: "самоварный блеск". Если Вы это имели ввиду - то Вы попали просто в "яблочко". Поздравляю!
Зря Вы так. Постановка более чем достойная с точки зрения режиссуры. Вот с музыкальной стороной - похуже. К сожалению, Е.Никитину партия Бориса оказалась не по голосу Все-таки, это - партия для баса, а не баритона.
Ну уж если следовать авторским ремаркам, то Рангони должен петь бас, а не баритон, как нынче принято (в этой постановке, правда, польского акта нет). Вы знаете, после Шаляпина почти любой баритон и даже бас-баритон в этой партии звучит, мягко говоря, легковесно. Традиция - страшная штука! Борис, к сожалению, бледно звучит у большинства бас-баритонов, и Евгений Никитин (я, к слову, являюсь его давним и преданным поклоником), к моему разочарованию, исключением не стал
Вы очень точно подметили: шло СИЕ ДЕЙСТВО У НАС. Мы вопили: "Бориску на царство!Бориску на царство!", а затем: "Борис наш царь! Да здравствует Борис!" ... Чем закончилось царствование НАШЕГО Бориски Вы уже знаете...
Наконец-то появилась запись этой постановки "Бориса". Всяких отзывов и рецензий читал множество, однако это не заменяет просмотра. Качаем, думаем, делимся мнениями... Огромное спасибо!
Не слушал и не собираюсь. Что можно ждать от гергиевской конторы? Гергиев ВЫДАЮЩИЙСЯ (без всякой иронии) менеджер, руководитель и организатор. Если бы он возглавлял Большой, там не было бы такого бардака и позора на весь мир. Но его художественные достижения, как бы это сказать помягче, - весьма скромны.
Огромное спасибо за раздачу ! Я была на премьере этого спектакля. Постановка смотрится на одном дыхании. Великолепная, стильная, умная постановка. Все к месту, все в меру. Потрясает исполнение Никитина. С большим удовольствием посмотрю этот же спектакль в апреле. :appl: :appl:
Это, к великой скорби, не первое «новое видение» и не только в опере, вообще в музыке и искусстве, в нашей жизни. Удивительно то, что это соглашаются ставить и играть, и публика находится… Хотя… и это не удивительно. Пока русский человек не вспомнит, что он Русский, Великоросс, не перестанет над ним и над наследием его предков глумиться западный проходимец, – будь то искусство, традиции, история, – всё оплюёт, опошлит, а мы-то рады! А ещё и нашими руками норовят какую нибудь гадость выплеснуть, чем гаже - тем и лучше.
Моя Родина – Русь, я – частица её, Всё, что чисто – моё, и что грязно – моё. Помоги нам собраться на нашей земле, Помоги нам, больным и заблудшим, во мгле. Владимир Волков (из песни «Два пути»)
Конечно этот сайт совсем о другом, ну уж так получилось.
Я подписываюсь под каждым Вашим словом. Я не столь конкретно, в более "толерантной" форме как раз и говорил об этом. Мы, граждане России, потеряли уважение к истории и культуре своей страны... Отсюда и эти "черняковские" постановки и это приятие этих поделок...
Понимаю, что отчизну бывает сладостно ненавидеть, подчас до приторности сладостно, но первертированное "дарование" некоторых наших режиссёров переходит уже все разумные пределы. Видел черняковского "Евгения Оненгина" и потому предчувствую, что увижу в этой постановке, хоть и не в черняховской. А вообще, знаете, друзья-постановщики, случись ваш опус в приличные времена, давно бы вы снежок топтали на общественных работах! Простите, если обидел кого-либо, но смотреть на всё это не просто тоскливо, а больно и неприятно.
Вот, кстати, отрывок из письма Г.П. Вишневской А.Иксанову, опубликованного в "Российской газете":
Не имею к этому театру никакого отношения
Уважаемый Анатолий Геннадиевич!
Простите меня, но я не могу принять столь любезно предоставленную Вами возможность отметить мой юбилей на сцене Нового оперного театра, что напротив Большого.
Присутствуя на премьере "Евгения Онегина" 1 сентября этого года, я вдруг поняла, что не имею к этому театру никакого отношения. Мой театр закрыт на ремонт, но именно там я испытала священный трепет, выйдя в первом своем спектакле в 1953 году в партии Татьяны в опере двух наших гениев П.И. Чайковского и А.С. Пушкина, поставленной моим учителем и великим режиссёром Б.А. Покровским. А через 30 лет вместе с моей Татьяной в парижской Гранд-опера я простилась с оперной сценой. Как видите, с "Евгением Онегиным" связана вся моя творческая жизнь. На этой постановке 1944 года публика нескольких поколений, обливаясь слезами, наслаждалась музыкой Чайковского и трепетала от каждого слова волшебных стихов Пушкина, произнесённых со знаменитой сцены великими певцами России.
То, что я увидела на премьере новой постановки "Евгения Онегина" 1 сентября, привело меня в ужас, от которого я никак не могу избавиться. Утешает лишь мысль, что это бесстыдство произошло не на сцене Большого театра, где я почти четверть века пела, отдавая всю себя театру без остатка, как и каждый артист, кто имел честь петь на прославленной сцене.
В театре через дорогу от Большого я никогда не пела, он не был моим, и в такой знаменательный для меня день, как мое восьмидесятилетие, я не хочу, выйдя на эту сцену, пережить еще раз чувство отчаяния и унижения, охватившее меня на премьере 1 сентября, и, наверное, до конца своих дней я не избавлюсь от стыда за свое присутствие при публичном осквернении наших национальных святынь.
Разве это о "Борисе Годунове" в Мариинском? Мне кажется, что это о черняковщине в ГАБТе, не правда ли?
Ага, вот и о петербургском спектакле: "...знаете, друзья-постановщики, случись ваш опус в приличные времена, давно бы вы снежок топтали на общественных работах!.."
"Чудный аргумент" в дискуссии о постановке "Бориса Годунова" в в Мариинском... Оказывается, что "приличные времена" были лишь при жизни вождя и гениального менеджера? Читатать такие "аргументы" "...не просто тоскливо, а больно и неприятно."
Уважаемый Alex Rayev, я ни в коем случае не хотел никого обижать своими комментариями, но если обидел, то, во-первых, прошу прощения, а во-вторых хочу внести несколько ремарок:
1. Я полностью отдавал себе отчёт, когда писал о Чернякове и постановках в ГАБТе, а не о Мариинке, поскольку нашёл уместным высказать такое сравнение: согласитесь, и здесь, в случае с "Борисом Годуновым", и там, в случае с "Евгением Онегиным", одинаково опошляется восприятие исторического наследия композиторов. То же самое впечатление производит Руслан со спа-процедурами и Дон Жуан в пиджаке - представьте, что было бы, если бы "Евгения Онегина" написали верлибром или в манере прустовского "потока сознания"? Отсюда и непоколебимое мнение о том, что свобода не разрушится: я от себя (и думаю, многие присоединятся) прошу соблюдать каноны в постановках классических опер в рамках того времени, о котором они рассказывают. Пусть сначала напишут нечто похожее на "Бориса Годунова", а уж потом ставят что хотят и как хотят, хоть кверху ногами по сцене ходят.
2. Мой "чудный аргумент" - не аргумент, а апелляция к тем временам, когда музыка была частью отечественной жизни, а не прислужницей современной "эстрады", бесплатным приложением к ней. И Гергиев за то, что дирижировал, и Черняков, давно бы уже как минимум побывали на приёме у министра культуры, где с ними бы поучили матчасть (это, кстати, не помешало бы сделать). Я не являюсь поклонником ни Сталина, ни коммунизма, поскольку стою на позициях индивидуализма, за что, собственно, иногда и становлюсь объектом насмешек и критики, но позволю опять внести маленький фрагмент из интервью Т.Н. Хренникова:
"Вообще в СССР музыка, как в классической Древней Греции, была крупнейшим государственным делом. Духовное влияние крупнейших композиторов и исполнителей, формирующее умных и волевых людей, было огромным, в первую очередь через радио. Наш Союз композиторов обладал огромной материальной мощью. Мы в год имели 20 миллионов рублей! По тем временам — это колоссальная сумма. Мы строили дома, давали бесплатно квартиры. Создавали Дома творчества. А фестивали и концерты! При Музфонде существовал специальный отдел музыкальной пропаганды, задачей которого была организация и пропаганда новых произведений. Мы построили свою типографию и свое издательство "Советский композитор". Издавали произведения, в том числе и молодых композиторов. Попробуйте сейчас что-нибудь издать!" (оригинал - здесь: http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=10176).
Проблема отображения эпохи в конкретных персонажах не нова: Печорин и Онегин - "лишние люди", Базаров - нигилист 60-х, прустовский Марсель - созерцатель-эстет начала 1900-х - новы лишь методы изображения этих персонажей. Поверьте, и в моей библиотеке, и в моей фонотеке на одних полках, рядом, стоят книги авторов самых разнообразных эпох: от Гомера до Айги, от Хильдегарды Бингенской до Губайдулиной и Шнитке. Тем, кто удивляется этому, я говорю: "Эти люди видели человека в мире обстоятельств и Бога, если хотите по разному, но так и или иначе, Бог оставался Богом, не исчезал колорит человеческих страданий и человеческих радостей, одно не подменялось другим". Сравним, к примеру, "Тайную вечерю" Леонардо и Дали: совершенно разный подход - собирательный у да Винчи и дискретный, разделяющий у Дали, но СУТЬ ОДНА: Христос, дающий своё Слово. Оттого, что хор в губайдулинской "Laudatio pacem" хохочет, изображая толпу, проклинающую Христа, суть не меняется - она одна, как и в баховских "Страстях". Даже Библия, если разобраться внимательнее, этого не запрещает: "надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие" (1 Кор. II, 19). А теперь сравните, пожалуйста, с гельмановскими шедеврами - колбаса и яичница вместо ликов в окладах, виселица и мыши, изображения проституток вместо Богоматери? Это тоже искусство или как его там теперь называют: "квазиискусство", "гиперискусство"?
"И Гергиев за то, что дирижировал, и Черняков, давно бы уже как минимум побывали на приёме у министра культуры, где с ними бы поучили матчасть (это, кстати, не помешало бы сделать)."
Это был ответ на данное высказывание, а вовсе не на критику данной постановки, как таковой)))
А насчёт приёма у министра: в том-то и дело, что сейчас не минкульт заказывает музыку. Тогда во всех областях, включая музыку, было руководство партии, сейчас -- власть рубля. Другая идеология, другие сильные мира сего. Тогда процветала пошлость соцреализма, сейчас... ну Вы сами не хуже меня знаете.
Вы плохо представляете то, о чём речь идёт. Одно дело - вседозволенность, и совсем другое - свобода творчества. Не надо сравнивать божий дар с яичницею! Илья написал замечательно и выразил мнение очень многих людей, кто любит русское искусство и кому дорога его честь. Я тоже крайне отрицательно отношусь чуть не ко всему, что касается эпохи Сталина, но согласен, что "черняковских" надо судить, как изменника Родины, предателя - по всей строгости... И место им или Пряжка (Кащенко тоже подойдёт) или лесоповал где-нибудь ну очень далеко...
Та я об этом и пишу... Кто дал Вам и Вашим однодумцам право (при всем уважении) судить?!!! Ваше мнение имеет право быть, но возводить его в ранг последней инстанции.... недальновидно.
Не кажется ли Вам, что та "советская номенклатура", которую сейчас осуждают, считала себя абсолютно правой и ратующей за чистоту и "прекрасность" великого, тогда еще советского искусства?...
Конечно, время рассудить, но судить будут всё равно люди, а не время как таковое - поэтому мы сейчас здесь и спекулируем на эти темы. А если говорить о Шостаковиче, то хоть его и учили, как писать, но (и за это я считаю его гениальным вдвойне!) даже после критики он умудрялся поиздеваться над официозом. Взять хотя бы его "Из еврейской поэзии": "Врачами, врачами наши стали сыновья...", - и это в 1949-м году. И не запретишь - народная поэзия и народные мотивы - чем не народная музыка!
Так ведь и современные режиссеры (самого разного полета, это да) будут переосмысливать классику в меру своего дарования, несмотря на Ваши возражения и возмущение.
Поймите меня правильно. Я УВАЖАЮ Ваше и подобные мнения!.. Но сажать, на лесоповал и пр. и т.п. ..
Не хотелось бы верить, что страна ушла, а худшее, что в ней было, осталось практически на том же уровне: "САЖАТЬ! САЖАТЬ! И В ЛАГЕРЯ УСИЛЕННОГО РЕЖИМА ПОМЕЩАААТЬ!" (Д.Д.Шостакович. "Раек")
Что касается того кто судит "время" или "люди", я думал, что это вполне понятное и явно не дословное выражение не подразумевает подобных спекуляций.
Извините, но эти "сказки" о красивой жизни в СССР - не что иное, как агитка "об успешном менеджере и его великих делах" для молодёжи, которая никогда не жила при ТОМ режиме. Нас, испытавшим на себе ТУ жизнь, они не убеждают. ТО была другая жизнь, и не дай Бог её возврата.
А где анализ спектакля в Мариинском? Что плохо, что хорошо? :(
А что анализировать, если Пимен с ноутбуком сидит? По-моему чисто физиологически уже должно отталкивать, а рассыпаться в обвинениях не очень-то хочется.
Разумеется, конечно, они есть, но "раскрывать" образ Пимена с ноутбуком в руках более подробно, чем это сделали Пушкин или Мусоргский, - пытаться искать цветок тюльпана в ещё не распустившейся луковице. Пожалуйста, пусть раскрывают образы современников, если конечно, там есть, что раскрывать. Можно, к примеру, воспользоваться "Утраченным временем" Пруста и написать цикл наподобие вагнеровского "Кольца" (почему бы нет?)
К слову, а как тогда следует спеть строчку
"Засветит он, как я, свою лампаду И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет"?
Или потомок нажмёт "Ctrl C-Ctrl V"? Просто не понимаю.
Я же говорю о собирательности образов, а не конкретных персоналиях. Пожалуйста, пусть ставят оперы хоть про всю Государственную думу и про каждого её члена в отдельности - там хоть с ноутбуком, хоть, пожалуйте, на митинге с транспарантом.
Неуважаемый мною г-н Конышев. Испытываю глубокое омерзение читая Ваши агитки во славу той жизни, которую Вы либо не застали (если а качестве аватарки используете свое фото), либо были среди тех кого нынче принято называть бенефициарами режима. Ваши панегирики (насколько я понимаю, Вы вполне разделяете восторги Т.Хренникова) в адрес союза композиторов странно сочетаются с комплиментами в адрес Шнитке и Губайдулиной, которых травили при этом режиме всей мощью так любимого Вами минкульта при всеобщем одобрямсе толпы торжествующей серости из пресловутого союза. Честно говоря, не хотелось опускаться до полемики с Вами - не нравится Вам актуализация режиссуры в нынешней опере - да и Бог с Вами, не смотрите, но поливать огульно грязью то, чего Вы не видели и не слышали, как минимум, непорядочно! Большая просьба к модератору - вычистите весь этот флуд (включая и данный пост) - очень не хочется видеть подобный поток дерьма на любимом ресурсе, посвященном классической музыке!
Уважаемый (всё-таки) Max Ivin! Я выразил своё мнение достаточно подробно, чтобы можно было убедиться, что просто НЕ РАЗДЕЛЯЮ точки зрения некоторых людей на современную режиссуру, потому что вижу в этом замкнутый круг. Если режиссёры всё чаще походят на морфинистов, которые постоянно впрыскивают себе в кровь словесные наркотики, убеждая себя и публику в том, что их творения гениальны, а постановки, скажем, Б. Покровского, безнадёжно устарели, то это их личные проблемы. Бетховен, наверное, не ходил по городу и не вывешивал афишки с просьбой и мольбами прийти посмотреть на исполнение его концертов. Если же наше "сверхавангардное меньшинство" режиссёров, хвалящее Гельмана и те постановки (сам лично видел!), где мужчины и женщины выходят на сцену, миль пардон, голыми, или "Детей Розенталя", где сами знаете что несётся в зал, правы, то я умываю руки... Что до Шнитке и Губайдулиной, то их никто не запрещал: давайте будем отличать критическое мнение о музыке (некоторые говорят, что им не нравится Шостакович, а я, например, Хиндемита не понимаю) от словоблудия и дилетантизма - ни Шостакович от мнения других людей, ни Хиндемит от моего мнения не пострадают, конечно, - просто это мнение. Посмотрите хотя бы на то, сколько раз фирма "Мелодия" издавала сочинения того же Шнитке в 1980-е гг. Кстати и София Асгатовна, и Альфред Гарриевич никогда в интервью не говорили, как их запрещали, потому что этого просто не было.
P.S. Смотреть или слушать то, что предлагается сегодня, - не совсем верная логика, идущая со времён "Не читал, но осуждаю". Поэтому, наверное, я всегда сочувствовал критикам и тем людям, которые с головной болью хвалят то, во что не верят.
Г-н Илья Конышев, я не знаю - сознательно или по незнанию Вы передергиваете. Что касается Альфреда Гарриевича, то он много лет был "невыездным", зарабатывая на жизнь написанием музыки к художественным и мультпликационным фильмам, театральным постановкам и сочиняя "в стол". Про травлю, развернувшуюся в 1979 г. после доноса А.Жюрайтиса (по духу, кстати, весьма близкому к Вашим нынешним комментариям), я просто промолчу - спасибо Г.А.Рождественскому, никогда не боявшемуся встать на его защиту. Ненамного более комфортным было существование и других композиторов-нонконформистов советской эпохи, включая С.Губайдулину, Э.Денисова, В.Сильвестрова и других. То что Альфред Гарриевич никогда публично не акциентировал на этом внимании говорит исключительно о его интеллигентности и ни о чем более. Что же касается выпуска его записей, то есть большое лукавство - большая их часть выпускалась на экспорт (кстати, Шнитке практически ничего не получал от этих изданий). В России же значительная часть его произведений стала более или менее регулярно исполняться и записываться только после его безвременной кончины.
Не в первый раз замечаю: самые оживленные дискуссии почему-то вызывают исключительно серые исполнения и убогие постановки. Видимо, они просто выступают как некий катализатор к процессу обмену ценными мнениями о жизни, искусстве, политической ситуации и прочем А вообще подобные постановки заслуживают отдельного исследования как явление современной культуры... Придется смотреть, блин!
Непорядок! У нас "Бориса", кстати, на моей памяти не ставили вообще. Только в прошлом году показали эту постановку: http://intoclassics.net/news/2012-08-27-29430 Мне понравилось
Ну полноте! Мне, многогрешному, г-н Александров предлагал играть и петь Юродивого примерно в стиле Ансамбля Покровского... Видите ли, ему Юродивый не совестью Руси казался, а мелким шутом и бесом... Про лысого Ленского в очках и игру в снежки (это всё тот же многострадальный ОНЕГИН Чайковского-Пушкина) я уж умолчу.... Не надо Ваших хвалебных слов в адрес современной режиссуры и проклятий в адрес её противников. Не разделяете мнения - и не надо, но называть принципиальный спор "флудом" - это уже просто непорядочно!
Оперный театр, в данном случае, не может нести себя гордо неизменно в застывших формах былого величия. Видоизменение и преемственность поколений (как рождение ребёнка, который запечатлевает общие черты родителей, вместе с тем не являясь их копией, и ничьей копией), есть живое из живых. Мастерство театрального режиссёра, его интуиция, недюжий уровень культуры, тонкое понимание парадного двора и изнанки, здоровой конъюктуры и т.д. - вещь сугубо редкая в наши дни.
Делайте на грани фола, но не срамите отчизну, а главное, не плюйте себе в душу.
Илья Конышев Вы зачем-то мажете одним дегтем всех, кто не близок Вашим эстетическим пристрастиям. Относительно Мити Чернякова - Ваша брань просто смешна. Митя, как режиссер состоялся, причем в масштабе не местечковом, а вполне глобальном. Можно спорить с его трактовками, но как профессионал, он - асс! То же касается и наличия обнаженной натуры на сцене. Вопрос не в самом факте демонстрации публике той или иной части тела или физиологической функции, а оправданности этого факта с точки зрения художественной убедительности. Например, сцена оргии в монастыре из постановки Прокофьевского "Огненного ангела" Дэвидом Фриманом в Кировском театре в начале 90-х является драматической кульминацией спектакля, конгениальной музыкальной кульминации в партитуре С.С.Прокофьева. В общем, зря Вы так - всех без разбору!
Поясню про обнажённую натуру. Представьте себе, что Вы входите в театр, садитесь, а потом выходят на сцену 10 мужчин и 10 женщин, раздетых донага, стоят перед Вами 20 минут и уходят, потом такая же мистерия повторяется ещё три раза, но в разном порядке... Какой тут художественный образ? В чём меня хотят убедить? В том что я мальчик, а не девочка по анатомическим показателям? А Прокофьев тут совершенно ни при чём: оргия подразумевает не только и не столько, простите, совокупление, а пляски, винопитие, громкие песни - тут уж кто как понимает, но не всегда надлежит показывать крайности.
Илья Конышев, Будьте осторожны с датировками, иначе начинается икажение нашего прошлого. Думается, вы путаете времена после 1985г., называя их 80-ми (на современном жаргоне "наших"), но ведь настоящие 80-ые - это годы с 1971 по 1980. А перед этим были 70-ые, когда после свержения Хрущева в 1964 г. начался брежнево-сусловский откат к сталинизму. Период с 1964 по 1982г.г. - период "расцвета" руководства идеологией и культурой тов.М.А. Сусловым при активном участии тов.Ю.В.Андропова и под общим руководством лично тов.Л.И.Брежнева - вот о чём вы умалчиваете.
Жизнь после 1985г. - это не 80-ые, это уже 90-ые года. Это начало новой эпохи, после смены в течение 3-х лет ЧЕТЫРЁХ генеральных секретарей-руководителей страны.
Готов подписаться под каждым словом. Знаете, специфика всех разговорах о советизме сводится к тому, как было раньше и как есть сейчас, но никто не говорит о чём-то третьем, что могло бы быть. Так всё-таки, Alex, чем, на Ваш взгляд "черняковщина" отличается от того, что Вы увидели в "Борисе Годунове"? Не кажется, что это тот же Савка, но на других санках?
Илья Конышев, Вы не жили в ТЕ годы. О ТЕХ годах вы знаете из интернета. И сейчас вы черпаете инфу о современной жизни из интернета. А современные Пимены пишут вам инфу на ноутбуках. Но вы "запрещаете" их существование. Поэтому вы и не понимаете, о чем вам говорят постановщики "Бориса Годунова" и чем этот спектакль отличется от черняковщины. Смотреть же спектакль вы не в состоянии. Объяснять и обсуждать с вами бесполезно.
В вашей дискуссии многое сказано правильно, но меня поразила другая вещь. В том же 2012 г. в Екатеринбурге другой режиссер и другой дирижер поставили "Бориса Годунова" в таком же ключе - Гос. дума с драками, омон, Ксения-наркоманка и т.д. Это что же - тенденция? Или уже закономерность?
Борис Годунов. Фильм Владимира Мирзоева по трагедии Пушкина http://intoclassics.net/load/2-1-0-1712 Там все эти атрибуты (ноутбук и другое) есть и спор тот же. Мне фильм понравился.
Три дня назад побывала на этом спектакле пока "рана свежа", покричу: всё в постановке фальшь с первой минуты и до последней! (но исполнители работали как могли: оркестр временами раздражал, певцы порадовали, хор вообще никак). Призадумалась: с каких-таких пор британцы лучше нас, русских, знают какой должна быть русская опера? не могу что-то представить российского режиссера на английской сцене в английском классическом репертуаре... курьез?
Почему-то вместо здравой критики постановки иногда наблюдается возмущение по поводу смертельной обиды "любимых и могучих великорусских", нанесенной приезжими англичанишками...
Ага. Не надо нам этих местечковых комплексов. Всё по гамбургскому счёту. Если англичане сделают лучше -- пусть нам будет стыдно, но сами англичане в нашем бескультурье не виноваты.
Офтоп: Вчера был на потрясающем концертном исполнении генделевского "Ациса и Галатеи". Дирижировал Петер Нойман. Не самый большой для Москвы Светлановский зал был заполнен едва на 2/3. No comment.
Впрочем, если обидел своим капс-локом, прошу прощения. Злого умысла не было, просто достали такие "патриоты" >( Хочется конструктива, а не вот этого...)))
Зато "Дидону" Пёрселла на русском записали прекрасно. Как Вам? Эней вообще самый яркий из всех, что я слышал. В известных мне записях на языке оригинала он теряется на фоне женских партий. Белинда наша, правда, чуть уступает лучшим "английским" образцам. А так, и оркестр на уровне, и хор хорош.
А "пошлите" ка меня к этой Дидоне. Мимо прошло очень люблю эту вещь. Кстати, Дидона хоть и аглицкого автора, но сюжет античный-никакой истории, голая мелодрама. Не так ли?
С превеликим удовольствием: http://intoclassics.net/news/2010-04-19-4759
О, насчёт сюжета -- это очень интересная тема. Меня восхищает, с каким изяществом Пёрселл-Тейт вывернули наизнанку сугубо "мачистскую" версию Вергилия, превратив её в поучительную историю для девочек (писалось ведь для женской школы). Это если в двух словах.
Странно слышать от грамотных, любящих музыку людей, что раз есть Отрептевы и Шуйские сейчас (по характеру), то надо "Бориса Годунова" переносить в современность Человеческие характеры были одинаковы всегда. И во времена фараонов и в настоящее время. Но всё таки история есть история. Можно написать совремeнную трагедию о власти, можно написать современную пьесу о любви, интригах, отравлениях, убийствах и т.д. И ставить современные оперы, балеты, показывать бордели наши с голыми девками (а не в Руслане и Людмиле).
Никто не против современных постановок. Но ведь эти черняковские (от слова чернить, наверное) постановки искажают классику, историю. Почему они берут Шекспира, Чайковского, Верди, Моцарта, Пушкина и гадят, гадят, уничтожая русскую национальную культуру, и не только русскую. На Западе такой же бум гадостей. Вернее, он раньше начался. Сколько исковерканных классических оперных постановок. Почему не пишут современные оперы, пьесы о политических и др. событиях нашего времени? Пишите, сажайте современных попов у ноутбука (а они и сидят около них, и ездят в лимузинах и ролексы носят). Но зачем искажать уже написанное.
А насчёт советского времени, кто хает его. Я уже на пенсии, работал простым инженером на заводе. Обычная зарплата. Но получил БЕСПЛАТНО квартиру, дочь БЕСПЛАТНО училась в интитуте, БЕСПЛАТНО лечился, ездил отдыхать по 10% профсоюзным путёвкам. Не был коммунистом, в спецларьках не питался, покупал в магазине и на рынке, но продукты были без трансгенной сои, без усилителей вкуса, без всякой дряни, которая вызывает рак и т.д. И книги покупал, и пластинки. Культура была намного выше, чем ныне. И молодёжь начинает это понимать. Что социальные блага стоят выше либерализма, когда всё за деньги, а без денег ты уже не человек, муха, которую всякий раздавит.
Очевидно, запросы современных режиссеров превосходят то, что может дать им современный композитор, вот и приходится "портить" классику.
А с другой стороны опера никому не известного композитора вряд ли подымет такой шум, будь она самой злободневной. А так, глядишь, кто-то и задумается над происходящим вокруг нас. А ведь именно в этом главная цель Искусства, не правда ли?
Иначе объяснить происходящее в мире современной режиссуры не могу. Если кто готов, буду рад почитать...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".