Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 08:57
Главная страница » 2013»Март»17 » Тихон Николаевич ХРЕННИКОВ – Сто чертей и одна девушка / Tikhon Nikolayevich KHRENNIKOV – One Hundred Devils and One Girl
Тихон Николаевич ХРЕННИКОВ – Сто чертей и одна девушка / Tikhon Nikolayevich KHRENNIKOV – One Hundred Devils and One Girl
Sto chertey i odna devushka [One Hundred
Devils and One Girl]
(operetta in 3 acts and 6 scenes)
Сто чертей и одна девушка
(оперетта в 3 актах, 6 картинах)
Либретто Евгения Евгеньевича
Шатуновского
Премьера: 16.5.1963,
Московский т-р оперетты, Москва
Действующие
лица и исполнители:
Варя, практикантка областной газеты
А. Еланская
Кураев, секретарь редакции
А. Пиневич
Апельсинов, артист-иллюзионист
В. Шишкин
Шило(в), ассистент Апельсинова
Э. Кудряшов
Гвоздик(ов), ассистент Апельсинова
И. Барабашев
Матрёна, жительница Лукашино
В. Марон
Григорий, лесник
Ю. Богданов
Агафон, чудотворец
А. Горелик
Титовна, содержательница молельни
А. Нечаева
Степанида, её дочь
3. Белая
Пронька, прихлебатель при святом
Б. Витюхов
Егор, лесоруб
М. Туманов
Фрося и Дуня, сельские подруги
Л. Панкова
В. Жолудева
Рататуева, приезжая из Ленинграда
И. Никулина
Феня, вопленица
А. Степанова
Ведущий
В. Канделаки
Солисты, хор и оркестр Московского театра оперетты
Дирижёр: Л. Оссовский
Запись: 196?
Длительность: 98 мин. 57 сек.
Действие происходит в среднерусском областном центре и
в селе Лукашино в начале 60-х годов.
Первое
действие.Первая картина. Огромное
звездное небо. По небу полуночи летит пожилой ангел. Внизу, на грешной земле,
стоит кровать, над ней лампада. На постели спит Матрёна. Хор звезд исполняет
вальс «Лети, лети». Возле спящей Матрёны опускается Агафон и, говоря, что она
помирает, требует завещать чудотворцу Агафону все деньги. Она отказывается.
Тогда Агафон призывает чертей, которые окружают её и, страшно кривляясь,
танцуют бесовский танец. Матрёна, проснувшись, убегает. Появляется Пронька с
сообщением, что лесник написал о них фельетон. Но Агафон не боится: он уже
заготовил клеветническое письмо на Григория. Песня Агафона о клевете («Клевета
подобна суду») – шарж на арию дона Базилио из «Севильского цирюльника».
Вторая картина. Редакция областной газеты. Варя отвечает на письма. Ей приносят письмо
Агафона. Дуэт с Кураевым «Пришло опровержение на новый фельетон» – весёлые
куплеты. Варя просит послать её на расследование. Кураев боится за неё: дело
очень серьезное, там могут даже убить её. Но Варя не боится. Начинается «Сцена
с превращениями»: девушка предстает то в образе старушки, то цыганки, то
святоши, то пьяной... Кураев соглашается дать Варе командировку в Лукашино.
Третья картина. Солнечный осенний день на лесном озере. К одинокой избе-молельне
прибегает Матрёна с известием, что комсомольцы собираются сломать молельню и
разогнать сектантов. Титовна в испуге зовет дочь, велит запирать дом, говорить
всем, что в нем – больные тифом.
С плавной лирической песней «Раскидал осенний лес»
выходят к озеру Степанида, Варя и Дуня. Варя выдаст себя за студентку,
записывающую песни. Налетает гроза, девушки разбегаются в разные стороны, а на
поляну выходит Григорий. Его песня «Я солнце заместо коня запрягу» – распевный
вальс. На голос Григория появляется Степанида, затем Титовна. Старуха пытается
заманить лесника в избу, Степанида тихо предупреждает его, чтобы не ходил.
Звучит еще один вальс – их дуэт «Вы нисколько меня не жалеете». Молодых людей
влечет друг к другу, но Григорий не может полностью поверить девушке. Ведь её у
сектантов называют богородицей!
Вбегает Варя и узнает Григория: оказывается, это её
бывший одноклассник!
Финал акта: появляются комсомольцы, осуждающие
Григория. Степанида с вызовом отвечает им. Комсомольцы хотят ломать избу,
оттуда выбегает Агафон и сектанты, вертятся в страшном танце. Назревает драка,
но Варя, останавливая всех, говорит, что пришла к Агафону за истиной. Называя
Варю новой богородицей, Агафон уводит её, за ними идут все сектанты.
Возмущенный Григорий отталкивает Степаниду и убегает.
К озеру выходит Матрёна. Прислушиваясь к хору,
доносящемуся из молельни, она приветствует приехавшего в Лукашино иллюзиониста
Апельсинова, принимая его за святого брата Мартина из Голой Андии, города
Мастер Дама.
Второе
действие.Четвертая картина.
Горница в доме Титовны. Истово поет хор молящихся. Агафона просят явить чудо.
Он обещает. Как бы в ответ на это Титовна сообщает о приезде святого. Входит
Апельсинов и начинает свое выступление. После каждого номера иллюзиониста
вместо аплодисментов раздаются крики: «Чудо, чудо, святой!» На вопросы, кто он,
Апельсинов отвечает куплетами «Мастер жанра я вполне оригинального». Его
изгоняют, постепенно все расходятся, Титовна зовет Степаниду собирать на стол.
Степанида гадает на картах о своей судьбе. Приходит Григорий. Он хочет узнать,
что с Варей. Степанида отвечает, что Агафон выдумывает ей страсть, чтобы муку
приняла: либо утопят её, либо в печи сожгут... Григорий в большой дуэтной сцене
говорит о своей любви и просит Степаниду сказать всю правду людям. Он уходит, а
в горницу с бутылями в руках входит Агафон, за ним Варя. Они пьют, Агафон поет
«Песенку француженки Моти» («Я служила в магазине») и, войдя в раж, бьет
посуду. Титовна приводит Матрёну, пришедшую с деньгами. Варя выходит. Матрёна
рассказывает Агафону новость, услышанную от Апельсинова: Варя – комсомолка,
работает в газете. Мгновенно отрезвевший Агафон решает сжечь Варю, «а то вера
шатается». Он запирает её в подпол, зовет Степаниду и предлагает ей бежать
вместе.
Третье
действие.Пятая картина. Ночной
лес. Григорий, Егор, Фрося и еще несколько человек сидят вокруг костра.
Григорий поет вальс «В небе лунная лампадница», его поддерживает хор, затем
вступает Фрося. Они ждут начала концерта. Собирается народ, Егор объявляет
начало «Огонька». Фрося выступает с веселыми частушками, затем следует балетная
сцена, русский танец. Вдруг лес наполняется замогильным завыванием и страшным
хохотом. Все замолкают; крестясь, уползают старухи. Высоко в листве внезапно
появляются страшные рожи, из глаз и пастей вырывается пламя. Девушки с визгом
разбегаются, парни бесшумно скрываются в лесу. Чудища выбегают. Это Агафон и
Пронька с масками на длинных шестах. Агафон посылает Проньку поджечь молельню.
Тут же его окружают парни во главе с Григорием. Они спрашивают о Варе, но
Агафон хохочет в ответ. Лес озаряется багровым пламенем, раздаются крики:
«Пожар! Горим! Спасайте!» Пробегает Степанида с портфелем – в нем документы
Агафона. Егор выносит на руках Варю, которую Степанида вытащила из подпола.
Степанида отдает портфель Григорию.
Шестая картина. Лес ярким солнечным утром. Агафон, притворяющийся мертвым, лежит в
корыте, сектанты тащат Степаниду, Григорий с трудом отбивает её. Апельсинов,
переодетый врачом, разоблачает мнимого покойника. Хором «Черти любых мастей и
цвета» заканчивается спектакль.
Михеева Л., Орелович А., «В
мире оперетты», Л.-М., 1977
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".