Музыкальная литература зарубежных стран Выпуск 1 В. Галацкая “Музыка”, 1978г. (pdf, 19.2 Мб)
Содержание:
От авторов Истоки музыкальной культуры восходят к тем далеким временам, когда человечество переживало еще свой младенческий возраст. Тем не менее мы, минуя тысячелетия ее истории, начинаем курс музыкальной литературы с XVII века. В известной мере само название курса предопределяет его содержание. Изучению подвергается не последовательный ход истории, не весь исторический процесс с его многосторонней обусловленностью, сложными взаимосвязями и внутренними закономерностями, а те явления, которые, представляя величайшие художественные ценности, обладают могучей жизнетворной силой, определившей их многовековую жизнь. Такой подход обусловил монографический принцип построения учебного пособия. Главы, посвященные крупнейшим композиторам, складываются из биографий, в которых рассматривается их жизненный и творческий путь в определенных исторических условиях, общей характеристики творчества и разбора отдельных музыкальных произведений. Исключение в предлагаемом выпуске составляет первая, вводная глава, освещающая краткую историю зарождения и становления оперы и основных жанров инструментальной музыки XVII века. Поскольку основные тенденции, определяющие поступательное движение музыки, связаны преимущественно с жанром оперы, история и характеристика других, параллельно существовавших жанров— оратории и. кантаты,—отнесены к разделам, в которых приводятся конкретные примеры и разборы произведений, написанных в этих жанрах. Так как главные принципы инструментальной музыки XVII—XVIII веков наиболее полно выражены в органном и клавирном творчестве (органные и клавирные сочинения являются стержнем и инструментальной музыки И, С. Баха —центральной фигуры всего музыкального искусства предклассического периода), то мы ограничиваемся характеристикой только этих двух видов инструментальной музыки. Описывая - полифонические жанры, мы опираемся на произведения Баха — самые совершенные образцы полифонического склада.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА Опера XVII века Итальянская опера Французская опера Немецкая опера Английская опера. Инструментальная музыка XVII века Полифония и органная музыка Клавириая музыка ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685—1750) Жизненный и творческий путь Детские и юношеские годы. Начальный период творческого формирования Лейпцигский период Характеристика творчества Разбор музыкальных произведений Органное творчество, Клавирное творчество Вокальное творчество ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ (1685-1759) Жизненный и творческий путь, Детские и юные годы Гамбург— Италия. Период раннего творчества Лондон. Период зрелого творчества Характеристика творчества. Разбор музыкальных произведений Ораториальное творчество Инструментальная музыка Приложение
Музыкальная литература зарубежных стран Выпуск 2 Б.В. Левик “Музыка”, 1975г. (pdf, 15.1 Мб)
Содержание:
КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД ГЛЮК Жизненный и творческий путь К. В. Глюка Принципы оперной реформы «Орфей» Увертюра к опере «Альцеста»
ЙОЗЕФ ГАЙДН Жизненный и творческий путь Й. Гайдна Характеристика творчества Симфоническое творчество Симфония № 103, ми-бемоль мажор (с тремоло литавр) Симфония № 104, ре мажор. Камерное и клавирное творчество Оратория «Времена года»
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ Жизненный и творческий путь В. А. Моцарта Характеристика творчества Оперное творчество «Свадьба Фигаро» «Дон-Жуан» «Волшебная флейта» Краткая характеристика оперы. Инструментальное творчество Симфоническое творчество Симфония_№ 40, соль мшюр Симфония № 41, до мажор («Юпитер»)
Концерты Камерное и клавирное творчество Фантазия и соната до минор Соната ля мажор Реквием Приложение. Краткое содержание опор Глюк. «Орфей» Моцарт. «Свадьба Фигаро». Моцарт. «Дон-Жуан» Моцарт. «Волшебная флейта».
Музыкальная литература зарубежных стран Выпуск 3 В. Галацкая “Музыка”, 1974г. (pdf, 28.9 Мб)
Содержание:
ОТ АВТОРА Первое издание данного выпуска пособия по музыкальной литературе зарубежных стран, вышедшее в 1952 году, было во многом экспериментальным, как и весь этот курс. Последующие два издания перепечаты-вались без изменений. Вместе с тем за истекший период промели несравненно вырос общий уровень музыкальной культуры п знаний, получаемых в музыкальных школах и училищах. Сложился в определенную систему п сам курс музыкальной литературы, что нашло отражение в создании пособий, охватывающих полный цикл четырехлетнего обучения. Все эти изменения автор стремился отразить при работе над четвертым изданием пособия, значительно отличающимся от. предыдущих. Некоторое увеличение его об'ьема вызвано следующими причинами: 1) биографии многих композиторов (особенно Шуберта, Мендельсона, Шопена, отчасти Бетховена) дополнены появившимися материалами; 2) расширен круг рассматриваемых произведений, причем некоторые из пмх представлены в плане общего обзора с примерами («Шотландская симфония» Мендельсона, «Симфонические у;поды» Шумана), в некоторых дается знакомство с важнейшим тематическим материалом пли кратко прослеживается путь его развития (Патетическая соната, Третья, Шестая и Донятая симфонии Бетховена); 3) некоторые анализы сделаны более подробно [(«Зимний путь» Шуберта, «Любовь поэта» Шумана, прелюдии, мазурки, этюды, соната 1>то11 Шопена п другие произведения). В полном объеме материал пособия, как нам кажется, может быть использован на теоретическом отделении, где ведется специальный курс музыкальной литературы, устанавливающий более широкие исторические! связи явлений и включающий элементы стилистических обобщений. На общих курсах педагог может рекомендовать учащимся частичное использование материала, варьируя его в зависимости от специальности п степени подготовки групп. Возможно также использование пособия студентами и некоторых отделений консерваторий, не получивших достаточной подготовки по музыкальной литературе, а также студентами других художественных вузов,
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН Жизненный и творческий путь Характеристика творчества и разбор музыкальных произведений ФРАНЦ ШУБЕРТ Жизненный и творческий путь характеристика творчества и разбор музыкальных произведений ДЖОАККИНО РОССИНИ Жизненный и творческий путь Севильский цирюльник».
КАРЛ МАРИЯ ВЕБЕР Жизненный и творческий путь Волшебный стрелок
ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ Жизненный и творческий путь Характеристика творчества и разбор музыкальных произведений
РОБЕРТ ШУМАН Жизненный и творческий путь Характеристика творчества и разбор музыкальных произведений
ФРИДЕРИК ШОПЕН Жизненный и творческий путь Характеристика творчества и разбор музыкальных произведений
Музыкальная литература зарубежных стран Выпуск 4 Б.В. Левик “Музыка”, 1978г. (pdf, 24.5 Мб) и второй вариант (pdf, 31.9 Мб)
Содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемое учебное пособие предназначено для учащихся музыкальных училищ, изучающих музыкальную литературу зарубежных стран. И соответствии с программой курса музыкальной литературы, пособие построено по монографическому принципу, Единственным исключением является первая глава, в которой дастся общая картина музыкальной (оперной и концертной) жизни Парижа 20—40-х годов XIX пека. Монографические главы построены примерно по единому плану: основное место в них занимают творческие биографии композиторов и анализы важнейших музыкальных произведений. Каждая монографическая глава имеет свои особенности: в тех случаях, когда творчество композитора охватывает произведения различных жанров (Лист, Браме) или когда выделяется для анализа одно произведение (Берлиоз — «Фантастическая симфония»), автор счел нужным ввести специальные разделы — «Характеристика творчества», дающие общее представление о круге образов и стилевых особенностях творчества данного художника; в анализах музыкальных произведений конкретизируются эти общие положения, В главах, посвященных творчеству композиторов, работавших в основном в одном оперном жанре (Вагнер, Верди)» характеристики творчества не выделяются Б самостоятельные разделы, а составляют часть творческо-биографических и аналитических разделов, в которых излагаются основы оперной эстетики композиторов, характерные для них сюжеты, особенности музыкального языка и музыкальной драматургии. Самостоятельные разделы «Характеристика творчества» в подобных случаях оказались излишними.
Наибольшие методические трудности представляют разделы, посвященные целостным разборам опер, Здесь возможны разные принципы, разные типы разбора. Для опер, подвергающихся более пли менее целостному анализу («Лоэнгрии» Вагнера, «Риголетто», «Траината» а «Аида» Верди), автор избрал принцип последователь лого рассмотрения оперы по порядку действий, картин и сцеп, считая, что таким образом он дает учащимся училищ наглядное представление об опере, о музыке в сняли с ходом драматического действия, о том, что происходит в каждом действии и каков порядок номеров и сцен. Автор сознает» что такой разбор оперы делает его похожим на популярный путеводитель с известной долей описательности. Но, во-первых, автор не видит в нуте-водителе ничего предосудительного, и, во-вторых, описательность в ограниченных рамках в училищных курсах бывает неизбежна; более обобщенный тип анализа с постановкой обще принципиальных вопросов и с глубокими выводами —дело вузовских курсов истории музыки. Разбор опер не может быть оторван от либретто и должен сопровождаться указанием на драматическую ситуацию в данный момент действия, Для того чтобы избежать повторений в тексте, либретто вынесены в приложения как справочный материал для тех, которые сюжетов опер не знают или знают недостаточно. В анализах музыкальных произведений и в общих характеристиках стилевых особенностей творчества данного композитора приходится оперировать различными теоретическими понятиями и терминами (из области музыкальной формы, гармонии, инструментовки), может быть, еще не известными учащимся училища. Педагог должен быть знаком с ходом занятий по музыкально-теоретическим предметам и, в случае необходимости применяя новые для учащихся термины, разъяснять их. В заключение автор пользуется случаем, чтобы выразить свою благодарность А. А. Хохлошиной, педагогам Музыкального училища Московской государственной консерватории и Училища имени Гнесиных и педагогам кафедры истории музыки Института имени Гнесиных за цепные критические замечания и советы при подготовке работы к изданию.
Краткая характеристика оперной и концертной жизни Парижа 20—40-х годов XIX века
ГЕКТОР БЕРЛИОЗ Жизненный и творческий путь Характеристика творчества «Фантастическая симфония»
ФЕРЕНЦ ЛИСТ Жизненный и творческий путь, Детские годы Парижский период Веймарский период Римский и второй веймарский периоды Характеристика творчества и разбор произведений Фортепианное творчество Симфоническое творчество Песни
РИХАРД ВАГНЕР Жизненный и творческий путь Детские и молодые годы Дрезденский период творчества Годы эмиграции Снова на родине Байрейт Разбор произведении, Увертюра к опере «Тангейзер» «Лоэнгрин» Отрывки из тетралогии «Кольцо нибелунга». Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»
ИОГАННЕС БРАМС Жизненный и творческий путь Характеристика творчества и разбор произведений. «Фортепианное и камерно-инструментальное творчество. Симфоническое творчество Вокальное творчество.
ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ Жизненный и творческий путь Детские и молодые годы, Ранние оперы. Оперы 50-х годов Оперы 60-х годов Последние оперы Разбор опер «Риголетто» «Травиата» «Аида». Приложение. Краткое содержание опер
Музыкальная литература зарубежных стран Выпуск 5 Б.В. Левик “Музыка”, 1972г. (pdf, 19.9 Мб) и (DjVu, 6.2 Мб)
Содержание:
Пятый выпуск учебного пособия По музыкальной литературе зарубежных стран для музыкальных училищ написан коллективом авторов, под редакцией Б. Левина и посвящен творчеству композиторов агорой половины XIX—начала XX века: Гуно, Визе, Сметаны, Дворжака, Грига, Дебюсси, Равеля. Во второе издание пособия внесены необходимые исправления, В сравнении с первым изданием второе выходит без обзорной главы «Западноевропейская музыкальная культура ХX века», так как в настоящее время подготавливается шестой выпуск пособия, посвященный музыке XX века.
Французская музыкальная культура второй половины XIX века ШАРЛЬ ГУНО. ЖОРЖ БИЗЕ. Жизненный и творческий путь «Арлезианка» «Кармен»
Чешская музыкальная культура БЕДРЖИХ СМЕТАНА Жизненный и творческий путь Симфоническая поэма «Влтава» «Проданная невеста»
АНТОНИН ДВОРЖАК. Жизненный и творческий путь Пятая симфония «Славянские танцы» Норвежская музыкальная культура ЭДВАРД ГРИГ Жизненный и творческий путь Характеристика творчества «Лирические пьесы»
Фортепианный концерт Романсы и песни «Пер Гюнт».
Французский музыкальный импрессионизм КЛОД ДЕБЮССИ Жизненный и творческий путь. Фортепианное творчество Прелюдии Симфоническое творчество «Ноктюрны»
МОРИС РАВЕЛЬ Жизненный и творческий путь. «Болеро» Приложение. Краткое содержание опер
Музыкальная литература зарубежных стран Выпуск 6 “Музыка”, 1994г. (pdf, 22.8 Мб)
Содержание:
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ Настоящая книга является учебным пособием по музыкальной литературе того исторического периода, который начинается с последних десятилетий XIX века. Такое учебное пособие появляется впервые: пятый выпуск завершается, как известно, творчеством К- Дебюсси и М. Равеля. Книга включает в себя характеристику различных национальных музыкальных школ, что и определило в целом ее структуру. Первый раздел дает характеристику общих процессов, которые по-своему претворялись в музыкальном искусстве различных стран и в творчестве композиторов разных индивидуальностей. Каждый последующий раздел состоит из обзора музыкальной культуры данной страны, а также монографического раздела, посвященного творчеству наиболее значительных композиторов этой школы. Лишь раздел, посвященный творчеству И. Стравинского, отличается по своей структуре: в нем нет вступительного обзора. И это понятно: ведь проведя в силу особых обстоятельств большую часть своей жизни вне России, Стравинский оставался русским мастером и не принадлежал ни к одной из зарубежных школ. Решающее же воздействие его творческих принципов почти на всех ведущих музыкантов нашего века не позволяет изъять Стравинского из общей картины развития музыкального искусства XX века. Включение этой монографической главы в учебное пособие по зарубежной музыкальной литературе обусловлено и особенностями учебных программ в училище: ко времени изучения зарубежной музыки XX века учащиеся еще вовсе не знакомы ни с личностью, ни с музыкой И. Стравинского. К этой странице музыкального искусства они обратятся лишь в конце IV курса, где рассматривается только первый, русский период творчества композитора. Внимание составителей и авторов учебного пособии сосредоточено как на показе общих музыкально-исторических процессов рассматриваемого периода, так и на анализе наиболее выдающихся произведений, ставших классикой нашего века. Ввиду исключительной сложности событий музыкального искусства XX столетия, их разноречивости, взаимопересечений, их быстрой смены обзорные главы заняли в этой книге значительно большее место, нежели в предыдущих выпусках. Тем не менее в соответствии с методическими принципами предмета составители стремились сохранить в центре внимания анализы музыкальных произведений, которые в данном случае призваны раскрыть многообразие творческих методов, способов мышления, разные стилистические решения и множественность композиторских техник мастеров нашего века. Ввиду того, что в книге дается широкая панорама музыкального искусства, анализ же во многих случаях весьма сложен (что в большой мере предопределено самим материалом), составители считают возможным адресовать это учебное пособие учащимся не только исполнительских, но и теоретических отделений музыкальных училищ. Содержание книги допускает избирательный подход к нему в учебном процессе; углубленность и детализиронаииость изучения глав определяется самими педагогами в зависимости от уровня подготовленности учащихся, материальной оснащенности учебного процесса нотами и записями музыки и выделяемого учебным планом для этой части курса количества часов. Над этой книгой работал большой коллектив авторов. Отсюда — неизбежность разных способов подачи материала; вместе с тем в самом подходе к нему составители стремились сохранить единые методические принципы.
СОДЕРЖАНИЕ От составителей Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века. Музыкальная культура Австрии ГУСТАВ МАЛЕР Жизненный и творческий путь Вокальное творчество. «Песни странствующего подмастерья» Симфоническое творчество. Первая симфония АРНОЛЬД ШЕНБЕРГ Жизненный и творческий путь «Уцелевший из Варшавы» АЛЬБАН БЕРГ Жизненный и творческий путь Музыкальная драма «Воццек» Концерт для скрипки с оркестром АНТОН ВЕБЕРН. Жизненный и творческий путь Музыкальная культура Германии РИХАРД ШТРАУС Жизненный и творческий путь Симфоническое творчество. Симфонические поэмы «Дон-Жуан» и «Тиль Уленшпигель» ПАУЛЬ ХИНДЕМИТ Жизненный и творческий путь Симфоническое творчество. Симфония «Художник Матис». КАРЛ ОРФ Жизненный и творческий путь Основные жанры творчества Карла Орфа и их особенности. Опера «Умница» «Кармина Бурана» ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ Жизненный и творческий путь «Симфония псалмов» Опера «Царь Эдип» Музыкальная культура Франции. АРТУР ОНЕГГЕР Жизненный и творческий путь Театрально-ораториальное творчество. Оратория «Жанна д'Арк на костре» Симфоническое творчество. Третья симфония («Литургическая») ДАРИУС МИЙО Жизненный и творческий путь Вокально-инструментальное, творчество. «Огненный замок» ФРАНСИС ПУЛЕНК Жизненный и творческий путь Опера «Человеческий голос» Музыкальная культура Испании МАНУЭЛЬ ДЕ ФАЛЬЯ Жизненный и творческий путь Балет «Любовь-волшебница» Опера «Короткая жизнь»
Зарегистрироваться на сайте, если Вы этого еще не сделали.
Потом посмотреть в личный профиль автора постинга, как давно он появлялся на сайте (пункт "Дата входа"). Если недавно, то написать ему личное сообщение с просьбой перезакачать, с указанием ссылки на сам пост (не путать со ссылкой на скачивание).
Если же автор не появлялся давно, то попросить об этом кого-либо из оставивших хвалебные комментарии (опять же, в зависимости от степени давности появления участников на сайте).
Если и это не помогает - создать тему на форуме в разделе "Ищу записи".
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".