Korngold Erich Wolfgang / Корнгольд Эрих Вольфганг
Das Wunder der Heliane (Oper in 3 Akten) op.20 (1923-1927)
Чудо Хелианы (опера в трех действиях) op.20 (1923-1927)
Libretto von Hans Müller-Einigen nach Hans Kaltnekers Drama-Mysterium für Musik »Die Heilige«(1917) (in freier Umarbeitung)
Либретто Ханса Мюллера-Айнигена по драме-мистерии «Святая» Ханса Кальтнекера(1917) (в свободной обработке)
Премьера: 7 октября 1927 года, Гамбургская государственная опера
Действующие лица и исполнители:
Heliane/Хелиана: Anna Tomowa-Sintow der Fremde/Незнакомец : John David de Haan Herrscher/Правитель: Hartmut Welker Botin/Вестник: Reinhild Runkel Pförtner/Привратник: René Pape Schwertrichter/Главный судья: Nicolai Gedda
Rundfunkchor Berlin, Radio-Symphonie-Orchester Berlin John Mauceri
Запись 1992 года
Краткое содержание. Первое действие. Страх и ненависть царят в некой стране, которой издавна правит жестокий и деспотичный Правитель. С тех пор как он не смог завоевать любовь своей жены Хелианы, он несчастен и не хочет мириться со счастьем своего народа. В его землях появился молодой Незнакомец, проповедующий добро и несущий людям радость. По приказу Правителя он заточен в тюрьму и приговорен к смертной казни, которая должна состояться на рассвете. Желая выяснить мотивы его поступков, Правитель приходит к нему в камеру. Он остается глухим к мольбам чужестранца о пощаде, хотя и разрешает ему провести эту ночь без кандалов. После ухода Правителя, желая утешить Незнакомца, его навещает Хелиана. Говоря с ним, она проникается его добротой. Ее жалость постепенно сменяется любовью. Незнакомец восхищается ее красотой и в ответ она показывает ему вначале свои длинные золотистые волосы, затем босые ноги и, в конце-концов, свое обнаженное тело. Незнакомец умоляет ее отдаться ему в эту последнюю ночь его жизни, но Хелиана отказывается и идет в часовню молиться за него. Правитель возвращается в камеру. На этот раз он говорит Незнакомцу, что если он сможет научить Хелиану любить его, своего мужа, то он не только сохранит чужестранцу жизнь, но и уступит ее ему на одну ночь.В негодовании Незнакомец отказывается. В этот момент возвращается Хелиана. По-прежнему нагая, она не ожидает увидеть в камере своего супруга. В ярости Правитель отдает распоряжение о казни чужестранца и суде над Хелианой.
Второе действие. Правитель и Вестник (женщина, когда-то на краткое время любовница Правителя, ныне отвергнутая им) ожидают прибытия палача, шести судей и слепого Главного судьи. Речь идет о жизни и смерти Хелианы. Правитель обвиняет ее в прелюбодеянии с Незнакомцем. Хелиана не отрицает, что ее нашли в камере стоящей перед ним обнаженной, но настаивает, что отдалась ему только в мыслях. Правитель приставляет кинжал к ее груди и приказывает ей убить себя. В этот момент приводят Незнакомца . Правитель требует от него рассказать о том, что на самом деле произошло в камере между ним и Хелианой, но он отказывается отвечать и настаивает на том, чтобы ему дали возможность несколько минут побыть наедине с ней. Суд удовлетворяет его просьбу. Оставшись с Хелианой, он целует ее, выхватывает из ее руки кинжал и закалывается, чтобы сделать невозможным дальнейшее судебное разбирательство. Правитель в гневе отпускает судей и говорит Хелиане, что теперь она будет судима Богом. Если она невиновна, как она утверждает, она сумеет вернуть Незнакомца к жизни. Ошеломленная, она соглашается.
Третье действие. Огромная толпа народа, собравшаяся перед дворцом, ждет Правителя, судей и Главного судью, которые прибывают, чтобы стать свидетелями попытки Хелианы вернуть Незнакомца к жизни. Вестник подстрекает людей к насилию над Хелианой. Начинается испытание. Хелиана не может лгать и, рыдая, признается, что действительно полюбила Незнакомца. Когда Правитель видит ее плачущей, он решает сохранить ей жизнь, но при условии что она наконец - и телом и душой - будет принадлежать ему. Хелиана, ненавидя своего мужа больше чем когда-либо, отвергает этот последний шанс спасти свою жизнь. Возбужденная толпа тащит ее к виселице. Внезапно раздается удар грома, дневной свет меркнет и все поражены, видя, что Незнакомец, преображаясь, встает с катафалка. Хелиана бросается в его объятия. Вне себя от гнева, Правитель вонзает меч ей в грудь. Незнакомец низвергает Правителя, чье могущество с этой жертвенной смертью закончилось и, благословляя народ, берет тело Хелианы на руки. Навеки соединенные непоколебимой любовью, они возносятся на небеса, к вечному блаженству.
«Чудо Хелианы» - четвертая по счету (из пяти) опера выдающегося австрийского композитора Эриха Вольфганга Корнгольда (1897-1957).Перед премьерой композитор утверждал, что она станет его шедевром, но на премьере аудитория и критика были разочарованы, считая, что музыка Корнгольда не несет в себе никаких сюрпризов и несовременна. Критики были единодушны в своем мнении и расценили ее как китч и творческую неудачу, особенно, сравнивая ее с успехом «Мертвого города» и двух ранних одноактных опер. Вместе с тем, есть свидетельство, что исполнительница главной роли Лотте Леман восхищалась произведением, а роль Хелианы была ее любимой. После постановки в 1928 году в Берлинской государственной опере (под управлением Бруно Вальтера) опера была надолго забыта и лишь на рубеже веков она начинает возвращаться в репертуар театров.Она написана характерным для индивидуальной творческой манеры Корнгольда позднеромантическим (с чертами экспрессионизма) языком страстной проповеди. Как и в других оперных произведениях Корнгольда, здесь обращает на себя внимание гипертрофия оркестровых и вокальных средств.Однако,несмотря на спорность общей концепции и ее музыкального решения, эта «анархистская» эротико-мистическая драматическая аллегория содержит многие страницы музыки потрясающей красоты.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".