Chor und Orchester des
Staatstheaters am Gärtnerplatz in München
Dirigent: Herbert Moog
Запись: Eine Produktion des
Bayerischen Rundfunks,
in Zusammenarbeit mit ARTE,
1996
Длительность: 119 мин. 33 сек.
Огромное спасибо Vsevolod
Garib (cervus)
за любезно предоставленный текст либретто!
Первое
действие. Париж, середина 18 века,
сезон карнавала. В одном из трактиров, где имеют обыкновение собираться
представители богемы со своими подружками, поэт Калико поет издевательскую
песню о фаворитке короля мадам Помпадур. Его вознаграждают аплодисментами и
возгласами одобрения. В окружении гризеток появляется молодой провинциальный
граф Рене, в тайне от жены сбежавший в Париж от скуки семейной жизни. Узнав в Калико
своего старого знакомого, он говорит ему о своем предчувствии. Сегодня ночью он переживет нечто особенное. В
трактире появляется в сопровождении своей камеристки Белотт мадам Помпадур. Она
хочет побыть сегодня, в день карнавала, простой смертной, обычной женщиной из
плоти и крови, ищущей приключений. Одетые как гризетки и в масках, они
бросаются в сутолоку танцевального зала, а в трактир входит злейший враг и
политический соперник Помпадур министр полиции Морепа, которого сопровождает
шпион Пулар, следивший за Помпадур от самого дворца. Наконец-то он дождался
удобного момента! Сама судьба посылает сегодня всесильную фаворитку ему в руки!
Морепа и Пулар скрываются, чтобы застигнуть Помпадур врасплох, а Калико и Рене,
познакомившись с двумя дамами еще во время танца, продолжают приятное общение.
Калико сразу же находит общий язык с Белотт, а Помпадур - с Рене. Для обоих
главных героев это - волнующее романтическое приключение. Но то, что происходит
между ними - больше, чем просто флирт. Помпадур чувствует, что встретила в
незнакомце мужчину своей мечты, Рене же воспламенен страстью к той, которая
называет себя Жанной. Когда Рене ненадолго отлучается, из засады появляется
Морепа. Он пытается шантажировать Помпадур, но она умело отводит удар,
утверждая, что пришла сюда для того, что является непосредственной обязанностью
министра полиции - выследить человека, сочиняющего про нее сатирические
куплеты. Его имя - Калико. Пока Морепа убегает за подмогой, Помпадур, решив
пожертвовать поэтом ради своего незнакомца, просит Рене ждать ее на улице. В
тот момент, когда всеобщее веселье достигает апогея, в трактир врывается отряд
полиции, арестовавший по пути Рене как подозрительную личность. Помпадур
раскрывает перед собравшимися свое инкогнито. Рене, считающий себя обманутым в
своих чувствах и полагающий, что Помпадур нарочно устроила ему эту ловушку, с
горечью запевает «гениальное творение» Калико. Всесильная Помпадур объявляет
«приговор» обоим. Калико назначается придворным поэтом, которому она поручает
написать торжественную пьесу, Рене-солдатом полка ее лейбгвардии.
Второе
действие. Дворцовый прием. Рене в
качестве солдата заступает в караул возле спальни Помпадур. Находясь в
предвкушении «ночи любви», Помпадур развлекается с ним «строевыми учениями на
плацу». Рене удаляется в караульное помещение. В этот момент некая дама из
провинции просит аудиенции у Помпадур. Это графиня д`Эстраде, приехавшая в
Париж на поиски своего пропавшего мужа. Она показывает Помпадур письмо своего
отца, передавшего ей его с тем, чтобы в случае крайней нужды оно было вскрыто
лично Помпадур (мотив, только недавно прозвучавший в «Голубой мазурке» Легара и
известный еще со времен мейерберовского «Роберта-дьявола»). Из письма
выясняется, что она и мадам Помпадур – сводные сестры. Радуясь столь
неожиданной встрече и утешая свою обретенную сестру, Помпадур вместе со своими
камеристками одевает ее в наряд, более подходящий для королевского двора. Между
тем, Морепа подозревает в Калико любовника Помпадур, намекая об этом поэту.
Тщеславный Калико допускает, что Помпадур действительно может быть в него
влюблена и, ища утешения в своей беде - он не может справится с возложенным на
него поручением написать для двора пьесу – пытается объясниться ей в любви.
Помпадур подыгрывает ему. После ухода Калико Помпадур велит позвать Рене. Он
должен ждать ее в спальне. Но всё романтическое настроение Помпадур мигом
улетучивается, когда вошедшая графиня д`Эстраде по ее просьбе показывает ей
медальон с портретом мужа. Помпадур поражена – на портрете - ее Рене! После краткой
внутренней борьбы она обещает графине, что ее муж завтра будет найден и в
ярости приказывает оседлать своего Золимана. Только бешеная скачка в ночи будет
способна сегодня остудить ее пыл…
Третье
действие. Услышав о приближении
короля, в неурочный час вернувшегося с охоты, находящийся в приемных покоях
Помпадур Калико в испуге прячется в сундук с государственными бумагами.
Начинается ужин, но Помпадур ведет себя несколько странно. Подозревая ее в
измене, король врывается в спальню и обнаруживает там Рене в ночном халате.
Вместо того, чтобы хоть как то оправдаться, он отвечает словами своего
любовного признания. Рене арестовывают. Тогда Помпадур велит отнести сундук с
документами к королю: пусть попробует без нее справиться с государственными
делами! Но, слыша, что Рене в течение часа будет расстрелян, она спешит к
королю сама. Приемная короля. Король безуспешно пытается разобраться в
документах. Появляется Помпадур, которая снова жертвует Калико ради Рене,
открывая сундук с сидящим в нем поэтом. Ей удается доказать невиновность Рене и
добиться его освобождения из-под ареста. Возмущенный король вместо того, чтобы
подписать Калико смертный приговор, по ошибке подписывает указ о его
пожизненной пенсии. Наконец, Помпадур объявляет королю, что Рене - это муж ее
новообретенной сестры, графини д`Эстраде. Происходит последнее объяснение Рене
и Помпадур, которая говорит ему, что все произошедшее было лишь шуткой,
забавной игрой, которую они придумали вместе с графиней. Рене рад снова увидеть
свою жену и удаляется с ней домой. А при дворе вновь воцаряется мир. Помпадур
тотчас же обращает внимание на нового симпатичного солдата своей гвардии.
История, похоже, может повториться с начала…
«Мадам Помпадур» - произведение, на мой взгляд, еще не
до конца оцененное, как недооценено творчество самого Фалля, по своему
творческому потенциалу и масштабу дарования, возможно, даже превосходящего
корифеев оперетты 20 века Легара и Кальмана. Возможно, что это - лучшее и самое
вдохновенное произведение Фалля, этого «насмешливого бунтаря оперетты» (Фрей),
произведения которого в этом жанре по своей идейной глубине, музыкальному
качеству и драматургической целостности
подлинно симфонических партитур не вписываются в привычные рамки (как не вписывается
в них и творчество Легара). Ведущие немецкие исследователи на этот счет
единодушны: «Либретто и музыка почти безупречны, произведение так же
технически-совершенно, как и вдохновенно» (Клотц), «в отношении музыки, текста,
стиля и критики эпохи - шедевр совершенства» (Грун), « художественно-убедительное
произведение, где каждый номер изысканно оркестрован и блестяще выстроен»
(Шнайдерайт). Продолжая линию оффенбаховской сатирической «Герцогини
Герольштейнской» и лирическую линию «Летучей мыши», оперетта Фалля несет с
собой настроения и философские темы, типичные для его эпохи. Какой там
хэппи-энд!.. Как и во всех опереттах
Фалля начиная с «Разведенной жены» речь в ней идет вовсе не о «милых
опереточных глупостях», но о попытке человека уйти от серых будней
повседневности, сбросить с себя смирительную рубашку социальных ограничений.
Вспомним в данной связи литературные произведения со сходной концепцией - хотя
бы «Траумновеллу» Артура Шницлера, появившуюся примерно в этот же период
(Стэнли Кубрик снял по ней свой последний фильм «С широко закрытыми глазами»)!
Как и в романе Шницлера мечты героев «Мадам Помпадур» воплощаются в реальность,
когда герои начинают действовать. Но реальность эта оказывается совсем иной.
Происходит совсем не то и не так, как они мечтали. Можно надеяться, что Рене, чудом
выпутавшись из самим же созданной ситуации, едва не стоившей ему жизни,
возвратится к прежней своей жизни уже новым, духовно преображенным, человеком
(причем, как и у Шницлера, самого факта его измены в оперетте Фалля нет!), И, в
то время как для него всё это с самого начала вовсе не игра, он до конца
искренен в своих чувствах, он - настоящий, мадам Помпадур живет подлинной
жизнью лишь в тот момент, когда она в маске и наряде дамы парижского
«полусвета» находится в гуще веселящейся толпы или играет в «ролевые игры» в
своем будуаре – иронически-насмешливые с использованием «ветхозаветных мотивов»
с Калико или «эротически-серьезные» со своим «послушным телохранителем» Рене.
«Чем больше ограничения, тем резче становится выплеск того, что накоплено
внутри; эмоции вырываются наружу в чужой роли, которая предоставляет гораздо
большие возможности» (Клотц).
Либреттисты Фалля не намеревались дать в оперетте
точную картину эпохи и исторически-достоверный портрет Помпадур. И, вместе с
тем, либретто потрясающе передает атмосферу эпохи. Музыка «Мадам Помпадур» –
это неистовое упоение жизнью, ликование и буйство молодости, эротизм и грация
рококо. Это штраусовская венская традиция в чистом виде и ирония и сарказм
малеровских симфоний. Никакого легкого и уютного опереточного звучания, так
хорошо знакомого по опереттам Кальмана и Легара. Вместо привычных интонаций и
оборотов буквально каждый такт этой без преувеличения самого высокого класса
музыки очаровывает своей свежестью. Создается впечатление, что находишься все время
на грани «низкого» и «высокого», но над всем – присущая только одному Фаллю
«элегантность». Веселье никогда не переходит в грубость, лирика не впадает в
сентиментальность. Фалль не пытается стилизовать музыку рококо. Даже гавоты, не
говоря уже о маршах и вальсах (три лейтжанра оперетты!) целиком являются
порождением венской традиции. Это современная музыка, 20 век - от сатирических
куплетов Калико (это бездарный поэт и стихи его, несмотря на злободневность,
довольно низкого качества - и в музыке это подчеркивается!) до большого вальса
Помпадур из первого акта, от увлекательного маршевого дуэта «на плацу» Рене и
Помпадур до занимающего в драматургии
оперетты одно из ключевых мест иронического дуэта Помпадур и Калико (весь он
построен на «страстных» восточных интонациях (Ветхий Завет!), а чего стоит
только одно цитирование и развитие в нем ставшей одним из лейтмотивов оперетты
темы судьбы и роковой страсти Кармен!), от первого вальсового дуэта главных
героев из первого акта до романтического любовного признания Рене из второго!
Номера оперетты настолько тесно взаимосвязаны между собой, что идеально
воспринимаются лишь в ее целостном контексте (в отличие, например, от
драматургии оперетт Кальмана, одним из принципов которой является целостность в
опоре на шлягерный эффект отдельных номеров).
Успеху премьеры этой последней оперетты Фалля,
воспринятой современниками как своеобразный прорыв, начало новой эры в жанре,
во многом способствовало еще и то обстоятельство, что главную роль в ней играла
Фрицци Массари, достигнув с Помпадур одного из самых значительных триумфов в
своей карьере. (По материалам статьи «В тени корифеев жанра: Оскар Штраус, Лео
Фалль, Оскар Недбал»)
Интриги двора, легкий флирт,
бунтарский дух, растущий в населении, недовольном правлением Людовика XV,
ирония в адрес фаворитки короля, роскошь дворцовой жизни, любовные перипетии
сюжета обрамлены стильной лирико-сентиментальной и в то же время слегка
ироничной музыкальной тканью вальсов, танцевальных дуэтов и «каскадов».
Оперетта рассказывает о прелестной и умной любимице короля, практически
некоронованной королеве, которая согласно легенде, была внебрачной дочерью
высокопоставленного вельможи – Жанне Антуанетте Пуассон, маркизе
Помпадур. Однажды, в отсутствие короля, в сопровождении верной служанки
она сбегает из роскошных покоев дворца, в надежде встретить мужчину своей
мечты… И ей удаётся найти того, кого она смогла бы полюбить всем сердцем, но
рискованные планы маркизы разрушает неожиданно вернувшийся с охоты король.
Мадам Помпадур стоит огромного труда и изобретательности выпутаться из подобной
ситуации, тем более, что полюбившийся ей красавец – муж ее неожиданно
нашедшейся сводной сестры. И всесильная маркиза отступает… ей суждено до конца
жизни быть рядом с королём…
Реальные прототипы героев опереттыФалля. За
30-летнее правление Людовика XV
(1743-1774) усилились многие тенденции,
приведшие страну к «слому» прежней системы. Франция на всех парусах неслась к
революции 1789 года. Отсутствие энергии в государственных делах король с лихвой
компенсировал в другой сфере. Одна из его фавориток - мадам д`Этуаль, позже
маркиза де Помпадур. Ее звали Жанна-Антуанетта Пуассон, она была дочерью
низшего чина военной администрации и его жены - прелестной дочери мясника, которая
в тот период имела связь с богатым землевладельцем Ленорманом де Турнемом. В
связи с тем, что он затем принимал самое активное участие в судьбе Жанны, есть
предположение, что она была его дочерью. Обеспечив ей прекрасное воспитание, он
выдал ее замуж за своего племянника Ленормана д`Этуаля, отдав ему половину
своего состояния. По свидетельству современников, мадам д`Этуаль была очень
привлекательна и прекрасно образована. Поставив сознательную цель познакомиться
с королем, она добилась ее в возрасте 24 лет и уже в конце 1745 года была
признана его официальной фавориткой и получила титул маркизы де Помпадур. При
дворе ее ненавидели, так как она была из буржуазии, а не из дворян. Ее самым
большим врагом был министр и государственный секретарь Жан-Фредерик Филиппо де
Морепа, считавший себя при короле незаменимым и сочинявший о ней издевательские
стихи. Однако вскоре мадам Помпадур удалось его сместить и он был выслан в
провинцию. Властолюбие, жажда наживы и расточительство при ней усилились,
французский народ ее ненавидел. Она умерла в возрасте 43 лет и была забыта
королем сразу же после похорон. Граф д`Эстраде - в оперетте Рене, в
действительности – Жан - за два года до появления мадам Помпадур при дворе
погиб в одном из боев. Его вдова, двоюродная сестра маркизы действительно была
ее ближайшей подругой. Она сопровождала ее повсюду до тех пор, пока преемнику
Морепа не удалось сыграть на ее чувстве зависти к успехам Помпадур и не сделать
ее шпионкой. Однако эти намерения были раскрыты. Тот факт, что в реальности маркиза
Помпадур не могла встретиться с графом д`Эстраде не означает, что у нее не было
других романов, однако об этом ничего неизвестно: она была слишком умна, чтобы
ради случайной связи поставить под удар свое положение при дворе. С
сочинителями куплетов она также обходилась иначе, чем в оперетте - в Бастилии
десятилетиями сидели за это многие из таких смельчаков. Пару слов о ветхозаветных мотивах в
драматургически-узловом и символически-«нагруженном» дуэте Мадам Помпадур и
Калико из 2акта – самом известном номере из этой оперетты(предчувствую
вопросы!). Содержание его таково: когда поэт, полагающий, что нравится
Помпадур, жалуется ей на то, что не может ничего придумать для заказанной ему
для исполнения при дворе пьесы, та предлагает ему воспользоваться легендой о
Потифаре и Иосифе. Речь идет о 39 главе Бытия, где описывается служба
проданного в рабство в Египет Иосифа в доме Потифара - начальника
телохранителей фараона. Жена Потифара много раз безуспешно пыталась соблазнить
прекрасного юношу и наконец, после одной из сокрушительных неудач, обвинила его
в насилии над ней, за что он был заключен в тюрьму. В дуэте Мадам Помпадур
играет роль жены Потифара, «заигрывающей» с Калико (его имя – Жозеф - Иосиф).
Однако ситуация, по сравнению с библейской, здесь прямо противоположна, и на
это нельзя не обратить внимание. Кроме того, символический смысл этого дуэта
еще более усиливается, если воспринимать его в контексте всего предыдущего и
последующего действия. Вот вам и оперетта – «неглубокий жанр»!
Категория: видео |
Просмотров: 5193 |
Добавил(а): Vik63
Музыкальные номера оперетты Фалля: ACT I. 1. INTRODUCTION & ENSEMBLE (Calicot and Chorus) 2. QUINTET - (René and Girls) 3. DUET - (Pompadour & Belotte) 4. DUET - (Pompadour and René) 5. DUET - (Calicot and Belotte) 6. FINALE ACT I ACT II. 7. INTRODUCTION & ENSEMBLE 8. DUET- (Pompadour and René) 9. SEXTET - (Pompadour, Belotte, Madeleine & Three Maids) 10. SERENADE - (René and Chorus of Soldiers) - "Madame Pompadour" 11. DUET - (Pompadour & Calicot) - "Joseph!" 11a. REMINISCENCE ... "Madame Pompadour" 12. FINALE ACT II ACT III. 13. INTRODUCTION 14. DUET - (Calicot & Belotte) 15. FINALE ACT III. В представленных в посте записях отсутствует дуэт Калико и Белотты из 3 акта(он есть в записи 1970 года с Рене Колло), где дается "идиллическая" картинка их будущей семейной жизни.
Lo potresti ricondividere per favore? Ti ringrazio.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".