Либретто основано на реальных
событиях – прототип главного героя, цыганский скрипач Пали Рач, действительно
блистал на европейских сценах больше века назад. Вдохновенный импровизатор,
скрипач-самородок – не зная нотной грамоты, он покорял сердца слушателей своим
мастерством. В жизни Пали Рача не было соперников – ни в любви, ни на сцене...
Но вдохновение все реже посещает стареющего мастера, верная скрипка не приносит
радости, да и пальцы уже не так послушны... Однако именно сейчас придется
отстаивать звание лучшего – его, прославленного виртуоза, вызвал на музыкальную
дуэль неизвестный цыган! Рач еще не знает, что дерзкий «претендент» покушается
не только на титул короля скрипачей, но и на его последнюю любовь. И, конечно,
Мастер даже не подозревает, что на его пути встал самый близкий человек...
Огромное спасибо Vsevolod
Garib (cervus) за любезно предоставленный текст!
Кальман, как, впрочем и Легар, - композитор, у нас в
стране не совсем обойденный вниманием музыковедов. О нем написана монография и
ряд статей, в том числе, приводится и краткое содержание его оперетт.
«Цыган-премьер» - третья оперетта Кальмана и первая из написанных им
непосредственно на немецкое либретто. Уже в ранних своих опереттах Кальман
проявляет себя как серьезный, вдумчивый музыкант, что выявляется в непривычной
для жанра серьезности и неоднозначности сюжетов его оперетт, глубине их
замыслов и музыкального воплощения, академизме и высочайшем профессиональном
мастерстве, яркой индивидуализации его романтического музыкального языка,
основанного на органичном сочетании и развитии завоеваний венгерской
академической музыки и традиций венской оперетты. Кальман изначально заботится
о цельности драматургии и выстроенности формы своих произведений в жанре
оперетты.
По масштабу, музыкальной концепции и композиционной
сложности «Цыган-премьер» близок к ряду оперетт Легара того же периода,
особенно, опереттам «Цыганская любовь» и «Княжеское дитя» (тема отречения Пали
Раца в финале можно воспринимать как идейно-сюжетный отголосок последней!). В
оперетте уже несколько сглажен стихийный «варваризм» его первых двух венгерских
оперетт («своенравным татарином» назвал Кальмана писатель Эрнст Дечеи!).
Несмотря на щедрый локальный колорит, ее музыка звучит более привычно, резкие
акценты сглажены, приглушены. Хотя музыке оперетты в целом еще недостает той
яркости, которая присуща более поздним кальмановским шедеврам, четыре номера
поднимаются до их уровня - знаменитая ария Раци из первого акта, два дуэта Лаци
и Юлишки - первый с его восторженной вагнеровской темой романса (его музыка
напоминает песни Вальтера из «Мейстерзингеров»), переходящей в интимный вальс,
второй - блестящий и упоительный венский вальс - и задорный танцевальный дуэт
«Ха-са-са». (По материалам статьи «Эстетика новой венской оперетты (Франц Легар
и Имре Кальман)»).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".